г. Краснодар |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А32-52629/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Соната" (ИНН 2315013705, ОГРН 1032309094366) - Левченко К.М. (доверенность от 10.12.2018), в отсутствие заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при рассмотрении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Соната" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-52629/2018, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Соната" (далее - общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2019, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.02.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.04.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что формально в действиях общества содержатся признаки состава правонарушения, при этом судом не дана оценка действиям общества, принимаемым с 2016 года и направленных на надлежащее исполнение лицензионных требований по передаче сведений в автоматизированную систему контроля проезда (далее - АСКП). Заявитель жалобы указал, что в спорный период отсутствовала техническая возможность производить передачу в АСКП. Общество полагает возможным применение в данном случае статьи 2.9 Кодекса.
Управление направило ходатайство о прекращении производства по жалобе в связи с отсутствием оснований для проверки жалобы в кассационном порядке.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Кодекса решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции и такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса.
Ходатайство подлежит отклонению, поскольку частью 1 статьи 14.17 Кодекса предусмотрена в качестве санкции конфискация продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку санкция статьи, правонарушение по которой вменяется обществу, предусматривает иные, помимо предупреждения и штрафа, виды наказаний для юридических лиц, обжалуемые судебные акты подлежат проверке кассационной инстанцией в установленном статьей 181, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
В судебном заседании представитель общества возражал против прекращения производства по жалобе, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) от 21.08.2018 N 23ТСЭ0007975.
В ходе проведенной внеплановой документарной проверки общества управление установило, что в период 2016 год, 2017 год, 1, 2 и 3 кварталы 2018 года общество осуществляло деятельность по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) с нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 9, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а именно вело учет объема перевозок в ЕГАИС без передачи данных о перемещении транспортных средств на территории Российской Федерации в АСКП, о чем свидетельствуют сведения, находящиеся в информационных системах управления (http://ufo.egais.fsrar.ru) и (http://askp.fsrar.ru).
По результатам проверки управление составило акт проверки от 03.12.2018 N у3-а1034/09 и протокол от 03.12.2018 N 09-23-18/1232 об административном правонарушении и в соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в деянии общества всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
В силу части 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе, перевозка, на которую распространяется действие данного Закона N 171-ФЗ.
Из абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ следует, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Согласно пункта 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в пунктах 5 - 7 Правил, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - Требования N 258).
Названным документом установлены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также к выполняемым ими функциям. Установлено требование по передаче данных в АСКП до 24 часов с момента осуществления конкретного действия.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 2 Требований N 258, технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).
Пунктом 5 Требований N 258 установлено, что технические средства должны обеспечивать выполнение следующих функций: определение текущего местоположения оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS; запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти; передачу в АСКП навигационных данных с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 минут до 24 часов); запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети; обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.
Согласно пункта 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
Пунктом 8 Требований N 258 определено, что технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Из системного толкования вышеперечисленных норм следует, что обязательными лицензионными требованиями в области перевозок этилового спирта является оборудование автотранспортных средств лицензиата специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме о текущем местоположении: пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения); время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время); дата и время начала и окончания перевозки продукции; адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
Пунктом 1 приказа управления от 08.08.2012 N 212 закреплено, что формат передачи в АСКП информации определяется протоколом передачи навигационных данных NDTP (navigation Data Transfer Protocol) 16.03.2012, версии 1.0. При этом формат передачи в АСКП информации о перевозках этилового спирта, выбор поставщика, программного обеспечения и непосредственно само программное обеспечение, осуществляется организацией.
При вынесении оспариваемых судебных актов суды учли пояснения общества о том, что в начале осуществления деятельности по перевозке этилового спирта у организации возникли сложности по формату передачи информации о перевозках в АСКП - в установленном организацией программном обеспечении не подобран подходящий протокол ретрансляции. Обществом заключены договоры с ООО "Навигационные системы" на поставку системы мониторинга от 18.10.2018 N КР2018-0003-02 и на оказание услуг по монтажу/демонтажу, восстановлению работоспособности, ежемесячной комплексной поддержке системы контроля транспорта от 01.10.2015 N КР2015-0003-02.
Суды проверили доводы общества о переписке общества со службой технической поддержки и несоответствии формата передачи в АСКП информации о перевозках этилового спирта, установленного приказом от 08.08.2012 N 212, формату, имеющемуся в программном обеспечении общества, и пришли к правильному выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом требований, установленных пунктом 3 статьи 9, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
Обществом не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, у общества имелась возможность для соблюдения лицензионных требований в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но при этом им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Не принята ссылка общества о заключении договоров с ООО "Навигационные системы" на поставку системы мониторинга и на оказание услуг по монтажу/демонтажу, восстановлению работоспособности, ежемесячной комплексной поддержке системы контроля транспорта, как на обстоятельство отсутствия в действиях общества вменяемого правонарушения. ООО "Навигационные системы" не является лицензиатом, осуществляющим перевозку этилового спирта, на общество возлагаются обязанности по соблюдению лицензионных требований, поэтому само по себе привлечение ООО "Навигационные системы" на платной основе к выполнению работ по договору в отсутствие положительного для общества результата таких работ не свидетельствует о принятии обществом всех необходимых мер для соблюдения лицензионного законодательства - транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции должны быть оборудованы техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных по спутниковым навигационным системам в АСКП.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 14.17 Кодекса, и обоснованно привлекли общество к ответственности, определив к наказанию его минимальный размер.
Суд также проверил соблюдение порядка привлечения общества к ответственности и не выявил его нарушение. Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на дату рассмотрения дела не истек.
Доводы кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения и сводящиеся к иной, чем у судебных инстанций, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенных лицом правонарушений и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации таких правонарушений как малозначительных с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, связаны с несогласием общества с оценкой установленных по делу обстоятельств и направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А32-52629/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не принята ссылка общества о заключении договоров с ООО "Навигационные системы" на поставку системы мониторинга и на оказание услуг по монтажу/демонтажу, восстановлению работоспособности, ежемесячной комплексной поддержке системы контроля транспорта, как на обстоятельство отсутствия в действиях общества вменяемого правонарушения. ООО "Навигационные системы" не является лицензиатом, осуществляющим перевозку этилового спирта, на общество возлагаются обязанности по соблюдению лицензионных требований, поэтому само по себе привлечение ООО "Навигационные системы" на платной основе к выполнению работ по договору в отсутствие положительного для общества результата таких работ не свидетельствует о принятии обществом всех необходимых мер для соблюдения лицензионного законодательства - транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции должны быть оборудованы техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных по спутниковым навигационным системам в АСКП.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 14.17 Кодекса, и обоснованно привлекли общество к ответственности, определив к наказанию его минимальный размер.
Суд также проверил соблюдение порядка привлечения общества к ответственности и не выявил его нарушение. Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на дату рассмотрения дела не истек.
...
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенных лицом правонарушений и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации таких правонарушений как малозначительных с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2019 г. N Ф08-6569/19 по делу N А32-52629/2018