г. Краснодар |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А63-19486/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Крюковой А.Н. (доверенность от 05.06.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (ИНН 2636045466, ОГРН 1052600297606) - Бондаренко Е.Н. (доверенность от 18.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2019 (судья Галушка В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-19486/2018, установил следующее.
Акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) от 29.09.2018 N 613-р о проведении плановой выездной проверки общества (далее - распоряжение N 613-р).
Решением суда от 23.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2019, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что распоряжение N 613-р соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что распоряжение N 613-р вынесено с нарушением части 4 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), согласно которой общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней, однако при проведении проверок общества за 2018 год управление превысило этот срок.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании Плана проведения плановых проверок на 2018 год, сформированного Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, согласованного с Прокуратурой Ставропольского края и размещенного на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет, управление издало распоряжение N 613-р о проведении плановой выездной проверки общества (по адресам торговых точек, расположенных на территории Ставропольского края) с 15.10.2018 по 13.11.2018 общей продолжительностью 20 рабочих дней.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало распоряжение N 613-р в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) (далее - исполнители) регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), которым установлены права потребителей, в т. ч. право на государственную и общественную защиту их интересов, определены механизмы реализации этих прав.
Статьей 40 Закона N 2300-1 предусмотрен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, включающий в т. ч. организацию и проведение проверок соблюдения исполнителями требований законов в осуществляемой ими деятельности, организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей.
Согласно части 3 статьи 40 Закона N 2300-1 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок исполнителей применяются положения Закона N 294-ФЗ, которым регламентированы порядок организации и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами (статья 1 Закона N 294-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В пункте 3 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ определено, что в распоряжении указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Закона N 294-ФЗ, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также особенности осуществления мероприятий по контролю с учетом категории риска и класса опасности.
Суды установили, и общество документально не опровергло, что осуществляемая обществом деятельность по производству пищевых продуктов и деятельность по торговле пищевыми продуктами относится к первому классу опасности - категории чрезвычайно высокого риска.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области связи", "Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха", "Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов", "Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания", "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах", "Положением о государственном ветеринарном надзоре", "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре") проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора категории чрезвычайно высокого риска осуществляется один раз в календарном году.
Статьей 11 Закона N 294-ФЗ предусмотрено проведение документарных проверок, статьей 12 Закона N 294-ФЗ - проведение выездных проверок.
Как установлено частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, срок проведения каждой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (пункт 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Исходя из системного толкования норм Закона N 294-ФЗ, суды сделали вывод о том, что из положений данного закона не следует, что указанный срок представляет общий срок проверок всех филиалов, представительств, подразделений юридического лица и его следует исчислять в совокупности; часть 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ не предусматривает сложение сроков проведения проверок деятельности филиалов, проведенных за три года, предшествующих проверке.
Суды установили, что проверка общества (по адресам расположения его торговых точек в Ставропольском крае), деятельность которого относится к первому классу опасности - категории чрезвычайно высокого риска, назначена в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ в целях реализации плана проведения мероприятий по контролю на 2018 год и в частности, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ (согласно которой срок проведения каждой проверки не может превышать двадцать рабочих дней). Распоряжение N 613-р издано на основании Плана проведения плановых проверок управления на 2018 год, сформированного Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, согласованного с Прокуратурой Ставропольского края и размещенного на официальных сайтах управления, Прокуратуры Ставропольского края и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет. Отраженные в распоряжении N 613-р цели, задачи и сроки проведения проверки соответствуют требованиям законодательства и плану проверочных мероприятий.
Таким образом, планирование предусмотренной распоряжением N 613-р проверки организовано на уровне территориального органа государственного контроля (надзора) и согласовано с территориальными органами прокуратуры. Общество надлежаще уведомлено о проведении проверки. Установленный срок проверки (с 15.10.2018 по 12.11.2017) не превышает двадцать рабочих дней, т. е. соответствует требованиям части 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
Суды правильно исходили из того, что в силу части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Общество не представило доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности оспариваемым распоряжением N 613-р, ограничившись лишь ссылкой на то, что при проведении проверки руководители проверяемых объектов вынуждены постоянно отвлекаться на предоставление проверяющим документов и дачу пояснений вместо ежедневного решения задач по улучшению работы на проверяемых объектах, которыми руководят. В материалы дела не представлены доказательства того, что непосредственно распоряжение N 613-р или сопряженные с его исполнением действия управления ограничили или воспрепятствовали обществу в осуществлении его предпринимательской деятельности или причинили вред.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что управление подтвердило соответствие распоряжения N 613-р Закону N 294-ФЗ, и то, что распоряжением N 613-р не нарушены права и законные интересы общества, а общество, в свою очередь, не доказало обратное.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А63-19486/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что проверка общества (по адресам расположения его торговых точек в Ставропольском крае), деятельность которого относится к первому классу опасности - категории чрезвычайно высокого риска, назначена в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ в целях реализации плана проведения мероприятий по контролю на 2018 год и в частности, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ (согласно которой срок проведения каждой проверки не может превышать двадцать рабочих дней). Распоряжение N 613-р издано на основании Плана проведения плановых проверок управления на 2018 год, сформированного Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, согласованного с Прокуратурой Ставропольского края и размещенного на официальных сайтах управления, Прокуратуры Ставропольского края и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет. Отраженные в распоряжении N 613-р цели, задачи и сроки проведения проверки соответствуют требованиям законодательства и плану проверочных мероприятий.
Таким образом, планирование предусмотренной распоряжением N 613-р проверки организовано на уровне территориального органа государственного контроля (надзора) и согласовано с территориальными органами прокуратуры. Общество надлежаще уведомлено о проведении проверки. Установленный срок проверки (с 15.10.2018 по 12.11.2017) не превышает двадцать рабочих дней, т. е. соответствует требованиям части 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
...
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что управление подтвердило соответствие распоряжения N 613-р Закону N 294-ФЗ, и то, что распоряжением N 613-р не нарушены права и законные интересы общества, а общество, в свою очередь, не доказало обратное."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2019 г. N Ф08-6343/19 по делу N А63-19486/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6343/19
18.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-980/19
23.01.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19486/18
11.10.2018 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19486/18