Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Металлургического района
от 20 июня 2022 г. N 9
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Администрации Металлургического района города Челябинска
1. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита в Администрации Металлургического района города Челябинска (далее - Администрация района).
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, направленной на оценку эффективности осуществления внутреннего финансового контроля, бюджетной отчетности и порядка ведения бюджетного учета, в том числе отражение финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском и бюджетном учетах (полнота и правильность).
2. В целях реализации настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется должностным лицом Администрации района, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита - ведущим специалистом по муниципальному финансовому контролю (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно Главе Металлургического района (далее - Глава района).
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, функциональной независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивается достаточными ресурсами для осуществления внутреннего финансового аудита (трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий).
В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организует и осуществляет субъект внутреннего финансового аудита, который:
- имеет возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовки заключения и отражения в нем результатов проведения аудиторского мероприятия;
- в течение текущего и отчетного финансового года не принимал участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
- не имеет родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
- не имеет конфликта интересов.
4. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет непосредственно Глава района.
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Администрации района, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений по повышению эффективности внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и стандартам бюджетного учета, установленным действующим законодательством Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
6. Объектом внутреннего финансового аудита являются бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
Бюджетные процедуры - это процедуры Администрации района, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры.
Субъектами бюджетных процедур являются Глава района (заместители Главы района), руководители и работники структурных подразделений Администрации района, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
7. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
1) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
2) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
3) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
4) оценивается эффективность применения автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
5) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
6) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
7) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
8. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
Плановые аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий, утверждаемым Главой района до 1 января очередного финансового года и составленным по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
План представляет собой перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и сроки проведения аудиторских мероприятий, проверяемый период, методы проведения финансового аудита, перечень объектов аудита.
Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Главы района, оформляемого распоряжением Администрации района о проведении внепланового аудиторского мероприятия, в котором указываются тема и сроки проведения указанного мероприятия.
9. В целях планирования аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита составляет программу аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Программа аудиторского мероприятия должна содержать:
- тему аудиторского мероприятия;
- наименование объектов внутреннего финансового аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия, а также сроки его проведения.
Утвержденная Главой района программа аудиторского мероприятия предоставляется субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации района, не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения аудиторского мероприятия.
10. Аудиторское мероприятие назначается распоряжением Администрации района.
11. Субъект внутреннего финансового аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
1) получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
2) посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
3) получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Администрации района и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
4) обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Администрации района, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
5) привлекать к проведению аудиторского мероприятия работника Администрации района и (или) эксперта;
6) обсуждать с Главой района вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
7) вносить Главе района предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Администрации района, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
12. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита;
2) проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
3) представлять на утверждение Главе района план проведения аудиторских мероприятий;
4) проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программой проведения аудиторского мероприятия;
5) обеспечивать подготовку заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия;
6) направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации района, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение по результатам проведения аудиторского мероприятия;
7) рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Администрации района, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
8) формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
9) представлять Главе района годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
10) обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
11) обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
12) обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
13) принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
14) своевременно сообщать Главе района о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
13. При планировании аудиторских мероприятий (составлении плана и программы аудиторских мероприятий) учитываются:
- значимость бюджетных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- результаты оценки бюджетных рисков;
- возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторского мероприятия работников Администрации района и (или) экспертов;
- возможность проведения аудиторских мероприятий в установленные сроки;
- необходимость резервирования времени для проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
- результаты ранее проведенных аудиторских мероприятий.
14. В ходе аудиторского мероприятия проводится исследование:
1) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
2) ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
3) применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
4) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
5) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
6) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
7) бюджетной отчетности.
15. Аудиторское мероприятие проводится с применением следующих методов аудита:
1) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
2) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
3) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
4) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета субъектом внутреннего финансового аудита;
6) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
16. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторского мероприятия.
17. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия, субъект внутреннего финансового аудита направляет Главе района служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия.
Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
- наличие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
- непредставление (неполное представление) документов и информации или воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств;
- организация и проведение экспертиз, а также исполнение запросов;
- наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от субъекта финансового аудита, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Срок приостановления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления аудиторского мероприятия, но не может превышать 30 календарных дней.
На период приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия.
Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
- получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, органов местного самоуправления либо из иных источников;
- значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
Приостановление, возобновление, продление аудиторского мероприятия осуществляется посредством принятия распоряжения Администрации района, которое доводится в течение двух рабочих дней до сведения субъекта бюджетных процедур, в отношении которого проводится аудиторское мероприятие.
18. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение), составленным по форме в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку.
19. Субъект внутреннего финансового аудита направляет проект заключения субъекту бюджетных процедур, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации района, для рассмотрения в срок не более 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения.
20. Субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации района, вправе представить письменные возражения и предложения по проекту заключения в течение 10 рабочих дней со дня, следующего дню вручения.
В случае непредставления субъектом бюджетных процедур, являющимся руководителем структурного подразделения Администрации района, в установленный срок письменных возражений и предложений проект заключения признается окончательным.
21. Субъект внутреннего финансового аудита представляет заключение Главе района в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания аудиторского мероприятия.
22. По результатам рассмотрения указанного заключения Глава района вправе принять одно или несколько из решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
4) о составлении субъектом бюджетных процедур плана мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также совершенствованию организации, выполнению бюджетной процедуры или операций по выполнению бюджетной процедуры (далее - план мероприятий) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;
5) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта финансового аудита.
23. Руководитель структурного подразделения Администрации района обеспечивает выполнение внесенных по результатам аудиторского мероприятия предложений и в установленные сроки представляет субъекту внутреннего финансового аудита информацию о выполнении плана мероприятий с приложением копий подтверждающих документов.
Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет мониторинг выполнения плана мероприятий.
24. Проведение аудиторского мероприятия подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия, содержит:
1) документы, отражающие подготовку аудиторского мероприятия, включая ее программу;
2) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторского мероприятия и о результатах его выполнения;
3) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторского мероприятия;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторского мероприятия;
5) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
6) копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам в ходе аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
7) копии финансово-хозяйственных документов, подтверждающих выявленные нарушения;
8) заключение по результатам аудиторского мероприятия.
25. Субъект внутреннего финансового аудита формирует годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год в срок до 1 февраля очередного финансового года, подписывает ее и представляет Главе района.
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 5 настоящего Порядка (форма отчета приведена в приложении 5 к настоящему Порядку), в частности:
1) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
2) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
3) о степени надежности осуществляемого в Администрации района внутреннего финансового контроля;
4) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Администрации района;
5) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Администрации района, в частности, о достижении Администрацией района целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
6) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
- нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках;
- принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Администрации района и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
- примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в Администрации района (при наличии);
7) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
8) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
9) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации субъекта внутреннего финансового аудита.
26. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки субъект внутреннего финансового аудита ведет реестр бюджетных рисков (приложение 6 к настоящему Порядку), который содержит следующую информацию:
1) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которой выявлен бюджетный риск;
2) описание выявленного бюджетного риска и его причин;
3) возможные последствия реализации бюджетного риска;
4) значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);
5) владельцы бюджетного риска;
6) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
7) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольного действия).
27. Субъекты бюджетных процедур на основании запроса представляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой вероятности и степени влияния данных рисков) с целью их последующей оценки субъектом внутреннего финансового аудита и включением в реестр бюджетных рисков.
28. Актуализация реестра бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита совместно с субъектами бюджетных процедур не реже одного раза в год.
Глава Металлургического района |
С.Н. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.