В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г., Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 г. N 103, администрация Краснослободского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава |
А.В. Буйнов |
Утверждено
Постановлением администрации
Краснослободского муниципального района
12.05.2023 г. N 149
План
действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения на территории Краснослободского муниципального района
Понятия, используемые в настоящем плане действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения:
Авария - технологические нарушения на теплоснабжающем, теплосетевом объекте, приведшие к разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на теплоснабжающих, теплосетевых объектах, неконтролируемому взрыв и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного режима работы теплоснабжающего, теплосетевого объекта, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии, возникновению или угрозе возникновения аварийного режима работы системы теплоснабжения;
Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на теплоснабжающем, теплосетевом объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
Раздел I
Краткая характеристика тепловых сетей, потребителей тепловой энергии и оценка возможной обстановки при возникновении аварий.
1.1. Климат и погодно-климатические явления, оказывающие влияние на эксплуатацию тепловых сетей:
а) Климат.
По климатическому районированию территория Краснослободского муниципального района Республики Мордовия находится в зоне умеренно континентального климата с продолжительной холодной зимой и теплым, иногда жарким, летом. Число часов солнечного сияния за год составляет около 1937 - 46% от возможных. Наиболее солнечным является период с апреля по август. За год в среднем бывает 95 дней без солнца.
Среднегодовая температура воздуха равна +2,9 °С. Амплитуда колебаний температуры воздуха довольно велика. Самый холодный месяц - январь, среднемесячная температура - -12,3 °С. Самый жаркий - июль, среднемесячная температура - +18,7 °С.
Господствующие среднегодовые ветра - юго-западные. В холодную половину года увеличивается повторяемость южных ветров, а в теплую половину года - северных. Абсолютный минимум температуры - -42 °С. Абсолютный максимум температуры - +37 °С. Период активной вегетации растений, когда среднесуточная температура выше +10 °С, длится с начала мая до середины сентября и продолжается 133 дня. Безморозный период длится 148 дней. Первый заморозок в среднем - 2 октября, последний - 6 мая.
За год среднее количество осадков составляет 530 мм. Осадки теплого периода составляют приблизительно 70%. Летние осадки носят ливневый характер и сопровождаются грозами, максимум осадков приходится на июль месяц - 70 мм.
Устойчивый снежный покров образуется в середине ноября и лежит в течение 5 месяцев. Высота снежного покрова за зиму достигает 43 см. Среднегодовое значение относительной влажности воздуха равно 75%. Май и июнь - самые сухие месяцы. Среднемесячное значение относительной влажности не превышает 64%, а в холодный период с октября по март - 88%.
Из неблагоприятных явлений погоды следует отметить туманы и метели, число дней которых в году составляет соответственно 24 - 44 и 54. К одному из опасных метеорологических явлений также относятся засухи. Засухи сопровождаются суховеями, которые бывают практически ежегодно: слабые и средние случаются 8 - 9 раз в 10 лет, интенсивные - 3 - 4 раза в 10 лет.
б) Неблагоприятные погодно-климатические явления, оказывающие влияние на эксплуатацию теплоснабжающих объектов и тепловых сетей, обуславливаются прохождением холодных циклонических фронтов в декабре - феврале, выпадением большого количества снега, понижением температуры наружного воздуха ниже -25 °С в январе и феврале. Средняя месячная относительная влажность воздуха наиболее холодного месяца составляет 83%, наиболее теплого месяца - 69%. Количество летних осадков преобладает над зимними за счет их интенсивности. За год наблюдается 144 дня со снежным покровом; его средняя высота 33 см, максимальная -74 см. В среднем за год наблюдается 50 дней с метелями, которые преобладают при южных и юго-западных ветрах, и скорости ветра 6-9 м/сек.
б) Неблагоприятными погодно-климатическими явлениями, оказывающими влияние на эксплуатацию теплоснабжающих объектов и тепловые сети отмечаются промерзание почвы, гололед, метели, засухи, суховеи. Нормативная глубина промерзания глинистых и суглинистых грунтов - 155 см, супесей и мелких песков - 180 см. Полное оттаивание почвы весной происходит 20-25 апреля. Гололед образуется обычно при небольших отрицательных температурах с выпадением переохлажденного дождя или измороси. Его повторяемость - 10-15 дней за зиму. Метели формируются при снегопаде с усилением ветра и температуре воздуха 0, -5°С (реже -5, -10 °С).
1.2. Источники тепла.
Теплоснабжение поселений включает в себя котельные, расположенные по адресу:
1) РМ, г. Краснослободск, Микр-1, д. 39А:
- год ввода в эксплуатацию 2016 г.;
- 2 котла, Марка: REX-40;
- Проектная мощность 1,02 Гкал/ч;
- Фактическая мощность 0,6998 Гкал/ч.
2) РМ, г. Краснослободск, Микр-3, д. 18:
- год ввода в эксплуатацию 2017 г;
- 2 котла, Марка: POLYKRAFT, DUOTHERM-1000;
- Проектная мощность 1,7197 Гкал/ч;
- Фактическая мощность 0,6233 Гкал/ч.
3) РМ, с. Куликово, ул. Центральная, д. 23:
- год ввода в эксплуатацию 2017 г;
- 2 котла, Марка: REX-12, REX-7;
- Проектная мощность 0,38 Гкал/ч;
- Фактическая мощность 0,12 Гкал/ч.
4) РМ, пос. Преображенский, ул. Центральная, д.N 7 "В":
- год ввода в эксплуатацию 2017 г;
- 2 котла, Марка: Ecomax, N 870 2F;
- Проектная мощность 1,4961 Гкал/ч;
- Фактическая мощность 0,76 Гкал/ч.
5) РМ, д. Красная Подгора, ул. Зеленая, д. 132:
- год ввода в эксплуатацию 2017 г.;
- 2 котла, Марка: RS-A 150;
- Проектная.
- Фактическая мощность 0,157 Гкал/ч.
мощность 0,258 Гкал/ч;
6) РМ, г. Краснослободск, ул. Школьная, д. 1
- год ввода в эксплуатацию 2017 г.;
- 2 Котла, Марка: RS-A 400 BRAVA SLIM 40 B;
- Мощность 0,344 Гкал/ч и 0,032 Гкал/ч;
- Теплотрасса Д 108 мм - 135
1.3. Критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий.
1.3.1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
вторая категория - потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:
жилых и общественных зданий до 12°С;
промышленных зданий до 8°С;
третья категория - остальные потребители.
1.3.2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):
подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;
подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах;
согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы не отключаемых вентиляционных систем.
1.4. Риски возникновения аварий, масштабы и последствия:
Топливо доставляется по магистральным трубопроводам. Запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу котельных, не менее 14 суток.
Критерии аварий, нештатных и чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения:
1. Объявление режима чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной, региональной или федеральной), вызванного массовым прекращением или угрозой прекращения теплоснабжения потребителей.
2. Отключение оборудования тепловых сетей в отопительный период (в том числе ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии, а также несоблюдения требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок) в случае прекращения теплоснабжения населения, социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения.
3. Повреждение энергетического котла производительностью 100 т/час и более (водогрейного котла производительностью 50 Гкал/час и более) с разрушением, деформацией или элементов каркаса, барабана, главных паропроводов, питательных трубопроводов).
Риски возникновения аварий, масштабы и последствия:
Вид аварии |
Причина возникновения аварии |
Масштаб аварии и последствия |
Уровень реагирования |
Остановка котельной |
Прекращение подачи электроэнергии |
Прекращение циркуляции воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
Местный |
Остановка котельной |
Прекращение подачи топлива |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах. |
Объектовый |
Прорыв тепловых сетей |
Предельный износ сетей, гидродинамические удары |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
Объектовый |
Наиболее вероятными причинами возникновения аварий и сбоев в работе могут послужить:
- перебои в подаче электроэнергии;
- износ оборудования;
- неблагоприятные погодно-климатические явления;
- человеческий фактор.
Раздел II
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Организация работ.
2.1. Организация управления ликвидацией аварий на теплопроизводящих объектах и тепловых сетях.
Координацию работ по ликвидации аварии на муниципальном уровне осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Краснослободского муниципального района, на объектовом уровне - руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
на межмуниципальном уровне - единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) Краснослободского муниципального района по вопросам сбора, обработки и обмена информации, оперативного реагирования и координации совместных действий дежурно-диспетчерских и аварийно-диспетчерских служб (далее - ДДС, АДС) организаций, расположенных на территории муниципального района, оперативного управления силами и средствами аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
на муниципальном уровне - ответственный специалист муниципального образования;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов повседневного управления осуществляется на стационарных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
2.2. Силы и средства для ликвидации аварий теплопроизводящих объектов и тепловых сетей.
В режиме повседневной деятельности на объектах ЖКХ осуществляется дежурство одного специалиста. Обслуживание котельной осуществляется работниками ООО "Источник, ООО "Теплоснаб". Время готовности к работам по ликвидации аварии - 45 мин.
При возникновении крупномасштабной аварии, аварии со сроками ликвидации последствий более 12 часов в Краснослободском муниципальном районе незамедлительно формируется группа сил и средств, техническое и транспортное обеспечение на каждый аварийный участок.
2.3. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Для ликвидации аварий создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Краснослободского муниципального района; резервы финансовых материальных ресурсов организаций.
2.4. Порядок действий по ликвидации аварий на теплопроизводящих объектах и тепловых сетях.
В зависимости от вида и масштаба аварии принимаются неотложные меры по проведению ремонтно-восстановительных и других работ направленных на недопущение размораживания систем теплоснабжения и скорейшую подачу тепла в социально значимые объекты.
Планирование и организация ремонтно-восстановительных работ на тепло-производящих объектах (далее - ТПО) и тепловых сетях (далее - ТС) осуществляется руководством организации, эксплуатирующей ТПО (ТС).
Принятию решения на ликвидацию аварии предшествует оценка сложившейся обстановки, масштаба аварии и возможных последствий.
Работы проводятся на основании нормативных и распорядительных документов оформляемых организатором работ.
К работам привлекаются аварийно - ремонтные бригады, специальная техника и оборудование организаций, в ведении которых находятся ТПО (ТС) в круглосуточном режиме, посменно.
О причинах аварии, масштабах и возможных последствиях, планируемых сроках ремонтно-восстановительных работ, привлекаемых силах и средствах руководитель работ информирует ЕДДС Краснослободского муниципального района не позднее 20 мин. с момента происшествия, ЧС, администрацию муниципального образования.
О сложившейся обстановке потребитель информируется Администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия через местную систему оповещения и информирования, а также посредством размещения информации на официальном сайте Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств к работам, руководитель работ докладывает Главе Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности поселения, ЕДДС Краснослободского муниципального района, главе Краснослободского муниципального района.
Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, а также органов местного самоуправления Краснослободского муниципального района:
N п\п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
При поступлении информации (сигнала) в дежурно-диспетчерские, аварийно-диспетчерские службы (далее - ДДС, АД С) организаций об аварии на коммунально-технических системах жизнеобеспечения населения:
определение объема последствий аварийной ситуации (количество населенных пунктов, жилых домов, котельных, водозаборов, учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения);
принятие мер по бесперебойному обеспечению теплом и электроэнергией объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования;
организация электроснабжения объектов жизнеобеспечения населения по обводным каналам; организация работ по восстановлению линий электропередач и систем жизнеобеспечения при авариях на них; принятие мер для обеспечения электроэнергией учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения |
Немедленно |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
2 |
Усиление ДДС, АДС (при необходимости) |
Ч + 01.ч. 30 мин |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
3 |
Проверка работоспособности автономных источников питания и поддержание их в постоянной готовности; подключение дополнительных источников энергоснабжения (освещения) для работы в темное время суток; обеспечение бесперебойной подачи тепла. |
Ч+ (0.ч. 30 мин.- 01 ч. 00 мин.) |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
4 |
При поступлении сигнала в Администрацию Красноподгорного сельского поселения об аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: доведение информации до ОДС ЕДДС Краснослободского муниципального района по телефону 2-41-12; оповещение и сбор комиссии по ЧС и ОПБ поселения |
Немедленно, но не позднее 20 мин.
Ч + 1 ч. 30 мин. |
Ответственный специалист администрации муниципального образования,
Глава администрации муниципального образования Краснослободского муниципального района |
5 |
Проведение расчетов по устойчивости функционирования систем отопления в условиях критически низких температур при отсутствии энергоснабжения и выдача рекомендаций в администрацию поселения |
Ч + 2 ч. 00 мин. |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
6 |
Проведение заседания КЧС и ОПБ МО и подготовка распоряжения председателя комиссии по ЧС и ОПБ МО "О переводе сельского звена территориальной подсистемы РСЧС в режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ" (по решению председателя КЧС и ОПБ МО при критически низких температурах, остановках котельных, водозаборов, прекращении отопления) |
Ч + (1 ч. 30 мин- 2 ч. 30 мин). |
Председатель КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
7 |
Организация работы оперативного штаба при КЧС и ОПБ МО. |
Ч + 2 ч. 30 мин. |
Глава Краснослободского муниципального района |
8 |
Принятие и подготовка решения комиссии по ЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района территориальной подсистемы РСЧС в режим ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (по решению главы администрации МО) Организация взаимодействия с органами исполнительной власти по проведению АСДНР (при необходимости) |
Ч + 2 ч. 30 мин. |
Председатель КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
9 |
Выезд оперативной группы МО в населенный пункт, в котором произошла авария. Проведение анализа обстановки, определение возможных последствий аварии и необходимых сил и средств для ее ликвидации (по решению главы администрации МО). |
Ч + (2 час.00 мин - -3 час.00 мин). |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
10 |
Организация несения круглосуточного дежурства руководящего состава МО (по решению главы администрации МО). |
Ч + 3 ч. 00 мин. |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
11 |
Организация и проведение работ по ликвидации аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. |
Ч + 3 ч. 00 мин. |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
12 |
Оповещение населения об аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (при необходимости) |
Ч + 3 ч. 00 мин. |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
13 |
Принятие дополнительных мер по обеспечению устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению населения МО. |
Ч + 3 ч. 00 мин. |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
14 |
Организация сбора и обобщения информации: о ходе развития аварии и проведения работ по ее ликвидации; о состоянии безопасности объектов жизнеобеспечения сельских (городских) поселений; о состоянии отопительных котельных, тепловых пунктов, систем энергоснабжения, о наличии резервного топлива. Доведение информации до ОДС ЕДДС Краснослободского муниципального района по телефону 2-41-12; |
Через каждые 1 час (в течении первых суток) 2 часа (в послед. сутки). |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
15 |
Организация контроля за устойчивой работой объектов и систем жизнеобеспечения населения МО. |
В ходе ликвидации аварии. |
Оперативный штаб КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
16 |
Проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка и обеспечение беспрепятственного проезда спецтехники в районе аварии. |
Ч + 3 ч. 00 мин. |
ОМВД по Краснослободскому району |
17 |
Привлечение дополнительных сил и средств, необходимых для ликвидации аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения |
По решению председателя комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
По истечении 24 часов после возникновения аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (переход аварии в режим чрезвычайной ситуации) | |||
1 |
Принятие и подготовка решения комиссии по ЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района о переводе сельского звена территориальной подсистемы РСЧС в режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ |
Ч + 24 час.00 мин- |
Председатель КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
2 |
Усиление группировки сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС Приведение в готовность НАСФ. Определение количества сил и средств, направляемых в муниципальное образование для оказания помощи в ликвидации ЧС. |
По решению председателя комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
Дежурно-диспетчерская служба теплоснабжающей организации |
3 |
Проведение мониторинга аварийной обстановки в населенных пунктах, где произошла ЧС. Сбор, анализ, обобщение и передача информации в заинтересованные ведомства о результатах мониторинга. доведение информации до ОДС ЕДДС Краснослободского муниципального района по телефону 2-41-12; |
Через каждые 2 часа |
Оперативный штаб при КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
4 |
Подготовка проекта распоряжения о переводе сельского звена ТП РСЧС в режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
При обеспечении устойчивого функционировании объектов жизнеобеспечения населения. |
Секретарь КЧС и ОПБ Краснослободского муниципального района |
5 |
Доведение распоряжения председателя комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ о переводе звена ТП РСЧС в режим ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
По завершении работ по ликвидации ЧС |
Оперативный штаб комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ |
6 |
Анализ и оценка эффективности проведенного комплекса мероприятий и действий служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. |
В течение месяца после ликвидации ЧС. |
Председатель комиссии по ликвидации ЧС и ОПБ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 12 мая 2023 г. N 149 "Об утверждении плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Опубликование:
-