Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 27 октября 2023 г. - Приказ ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" от 27 октября 2023 г. N 1193
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального казенного
учреждения "Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России"
от 24 апреля 2023 г. N 327
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета, порядок взаимодействия при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета при централизации учета
27 октября 2023 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета, порядок взаимодействия при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета при централизации учета (далее - Методы) разработаны в целях оценки объектов бухгалтерского учета, регламентации порядка признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета (далее - порядок признания), способов ведения бухгалтерского учета (далее - способы), порядка взаимодействия при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее - порядок ВПИ) при централизации учета, применяемые при ведении бухгалтерского учета в органах исполнительной власти (казенных учреждениях) Республики Мордовия, в отношении которых федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - Учреждение, уполномоченная организация) осуществляет полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, представление такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы в отношении субъектов централизованного учета (далее - централизуемые полномочия) разработан на основании Соглашения о централизации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, начисления и выплаты заработанной платы в государственных органах (казенных учреждениях) Республики Мордовия от 17 февраля 2023 г. (далее - Соглашение) и в соответствии с:
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517) 1 (далее - приказ Минфина России N 256н);
иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Методы оценки, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) и способы ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, расчетов по администрируемым доходам, обязательств, операций по счетам санкционирования - совершаемых субъектами централизованного учета фактов хозяйственной жизни, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета, раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок взаимодействия при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, применяемые при осуществлении централизуемых полномочий Учреждением с учетом особенностей организации ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета.
1.2. Регистры бухгалтерского учета, иные документы бухгалтерского учета, применяемые для ведения централизованного бухгалтерского учета, по которым нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета, не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, устанавливаются Учреждением.
1.3. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык, осуществляемый сотрудником субъекта централизованного учета, определенным приказом субъекта централизованного учета либо сторонним специалистом, привлеченным субъектом централизованного учета на договорной основе, либо самостоятельно лицом, предоставившим документ (под его ответственность за корректность данного перевода).
1.4. В случае отсутствия организационно-технической возможности формирования субъектом централизованного учета электронного документа, электронный образ (скан-копия) первичного учетного документа, содержащего собственноручные подписи (сформированного на бумажном носителе), представляется уполномоченной организации средствами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") лицом, ответственным за формирование и (или) оформление факта хозяйственной жизни таким документом и (или) передачу такого электронного образа (скан-копии).
1.5. Операции, подтвержденные первичными учетными документами исполнителей государственных контрактов (поставщиков (подрядчиков)) и (или) иными первичными учетными документами отчетного периода, поступившие в уполномоченную организацию по завершении отчетного периода, отражаются в бюджетном учете:
- при условии соблюдения сроков, установленных Графиком документооборота при централизации учета - бухгалтерскими записями отчетного периода;
- при условии несоблюдения сроков, установленных Графиком документооборота при централизации учета - бухгалтерскими записями:
последним рабочим днем месяца, предшествующего месяцу поступления первичного учетного документа - при условии поступления первичного учетного документа до даты формирования регистров бухгалтерского учета;
датой поступления документа - при условии поступления первичного учетного документа после даты формирования регистра бухгалтерского учета, но до завершения текущего финансового года;
последним рабочим днем отчетного года - при условии поступления первичного учетного документа после отчетного финансового года и не позднее 3 (трех) рабочих дней до установленного срока представления бюджетной отчетности;
датой поступления документа с применением счетов по исправлению ошибок прошлых лет - при условии поступления первичного учетного документа после представления (принятия) бюджетной отчетности.
1.6. Формирование за соответствующий финансовый год электронной Кассовой книги (форма 0504514) 2 (электронных листов Кассовой книги) осуществляется ежедневно, включая рабочие дни, в которые кассовые операции не проводились.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма 0504093) 3 открывается в форме электронного документа на финансовый год. Закрытие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма 0504093) осуществляется по завершении отчетного финансового года и подписывается уполномоченным лицом уполномоченной организации, усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае, если по Приходному кассовому ордеру (форма 0310001) 4 или Расходному кассовому ордеру (форма 0310002) 5, зарегистрированному в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма 0504093) в статусе "подписан", кассовая операция не проведена в течение трех рабочих дней, такой кассовый ордер аннулируется (переводится в статус "аннулирован").
Принятие обязательств по возмещению сотрудникам субъектов централизованного учета расходов, связанных со служебными поездками сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, с использованием личного имущества в интересах работодателя, отражается в бюджетном учете согласно Авансовому отчету (форма 0504505) 6, утвержденному руководителем субъекта централизованного учета (уполномоченным им лицом).
Принятие обязательств на выдачу подотчетному лицу субъекта централизованного учета денежных документов отражается в бюджетном учете в зависимости от характера производимых расходов, оплачиваемых денежными документами, согласно Решению о командировании на территории Российской Федерации (форма 0504512) 7, Решению о командировании на территорию иностранного государства (форма 0504515) 8 или Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (форма 0504518) 9, утвержденных руководителем субъекта централизованного учета (уполномоченным им лицом).
1.7. Формирование регистров бухгалтерского учета, в том числе Главной книги (форма 0504072) 10, осуществляется в следующие сроки:
- не позднее 10 (десяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным, но не позднее 2 (двух) рабочих дней до установленного срока представления бюджетной отчетности;
- не позднее 25 (двадцать пятого) января года, следующего за отчетным, но не позднее 2 (двух) рабочих дней до установленного срока представления бюджетной отчетности;
Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного документа (регистра) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии со следующей нумерацией и детализацией регистров бухгалтерского учета:
N 1 Журнал операций по счету "Касса";
N 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;
N 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
N 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
N 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
N 6 Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
N 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
N 8 Журнал по прочим операциям;
N 8-ош Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет;
N 8-мо Журнал операций межотчетного периода;
N 9 Журнал операций по забалансовым счетам;
N 9-1 Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет по забалансовому счету.
Регистры бухгалтерского учета, в том числе Главная книга (форма 0504072), формируются ежемесячно отдельно по каждому субъекту централизованного учета.
1.8. При смене главного бухгалтера - руководителя уполномоченной организации, иного должностного лица уполномоченной организации, на которое возложено выполнение централизуемых полномочий, передача данных бухгалтерского учета субъекта централизованного учета осуществляется в электронном виде по акту приема-передачи показателей бюджетного учета, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в ГИИС "Электронный бюджет".
По запросу субъекта централизованного учета в связи со сменой руководителя субъекта централизованного учета уполномоченная организация формирует акт приема-передачи показателей бюджетного учета в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в ГИИС "Электронный бюджет".
1.9. Формирование копий регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, сформированных в форме электронных документов, на бумажном носителе осуществляется, в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов и (или) необходимости обеспечения хранения таких документов на бумажном носителе, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) и после сдачи отчетности.
В уполномоченной организации копия электронного документа и (или) копия электронного образа документа на бумажном носителе формируется лицом, ответственным за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) за формирование и (или) передачу такой копии (далее - Исполнитель), заверяется оттиском штампа "Копия документа верна" (или собственноручной записью с текстом) и собственноручной подписью Исполнителя (с расшифровкой) с отражением занимаемой должности.
1.10. Уполномоченная организация обеспечивает хранение представленных (сформированных) первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" (далее - Приказ N 236) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2020 г., регистрационный N 57449).
Хранение сформированных в ГИИС "Электронный бюджет" в форме электронных документов первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, сроки хранения которых в соответствии с Приказом N 236 составляют 5 (пять) и менее лет, а также электронных образов (скан-копий) первичных (сводных) учетных документов, осуществляется средствами ГИИС "Электронный бюджет" не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
2. Методы, порядок признания и способы ведения учета нефинансовых активов при централизации учета
2.1. В целях отражения в бюджетном учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, следует полагаться на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта централизованного учета, принимая во внимание период бюджетного цикла 3 года и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды.
При наступлении очередного бюджетного цикла субъект централизованного учета направляет решение Комиссии по поступлению и выбытию активов 11 (далее - Комиссия, Решение Комиссии) с указанием справедливой стоимости на очередной бюджетный цикл для отражения операций увеличения стоимости прав пользования. В случае передачи части объекта имущества (здания, отдельных помещений) в пользование стоимость передаваемой части рассчитывается пропорционально его площади и отражается на соответствующих забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, применяемого для ведения бюджетного учета в органах исполнительной власти (казенных учреждениях) Республики Мордовия, в отношении которых Учреждение осуществляет централизуемые полномочия.
Методы, порядок признания и способы ведения учета объектов основных средств при централизации учета
2.2. Каждому инвентарному объекту основных средств (группе объектов) в момент принятия к бюджетному учету уполномоченной организацией присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта основных средств). Инвентарный номер объекта основных средств (группы объектов) состоит из тринадцати знаков, определяемых последовательно по мере принятия к учету объектов основных средств:
ХХХ.ХХХ.ХХХХХХХ
в 1-3 разрядах - код субъекта централизованного учета, соответствующий коду главного распорядителя бюджетных средств;
в 4-6 - код синтетического счета номера счета бухгалтерского учета;
в 7-13 - порядковый номер инвентарного объекта.
Инвентарный номер объекта основных средств, принятого к бюджетному учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных в ГИИС "Электронный бюджет" не изменяется.
2.3. Принятие к учету объектов основных средств (выбытие из учета объектов основных средств) осуществляется уполномоченной организацией на основании Решения Комиссии.
Решения Комиссии об отнесении основных средств к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов основных средств, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота при централизации учета.
Принятие к учету основных средств по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров) осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта основных средств в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности, Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) 12, Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) 13, в этом случае не требуется.
При наличии в документах поставщика информации о стоимости составных частей объекта основных средств, такая информация отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031) 14.
Стоимость расходов, связанных с приобретением, а также услуг по доставке объектов основных средств, распределяется пропорционально стоимости видов объектов основных средств.
Справедливая стоимость объектов основных средств определяется методом рыночных цен.
2.4. Выдача в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) 15. Ведомость утверждается уполномоченными лицами субъекта централизованного учета и служит основанием для списания объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно с балансового учета с одновременным отражением на счетах забалансового учета по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Объекты основных средств, по которым Комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта централизованного учета (далее - Комиссия) установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания) в условной оценке 1 объект 1 рубль.
При объединении основных средств в единый инвентарный объект (комплекс объектов основных средств) основные средства выбывают из учета вместе с ранее начисленной амортизацией и убытком от обесценения (при наличии) на основании оформленных Комиссией Актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104) 16.
В случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения с одновременным уменьшением стоимости объекта основных средств на стоимость заменяемых (выбываемых) частей при условии наличия стоимостной оценки заменяемых частей.
В случае, если надежно определить стоимость заменяемой части не представляется возможным, а также если в результате такой замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, стоимость ремонтируемого объекта не изменяется.
Применение в бюджетном учете положений об изменении первоначальной стоимости объекта основных средств производится в случаях замещения (частичной замены) в отношении следующих групп основных средств:
а) нежилые помещения (здания и сооружения);
б) машины и оборудование;
в) транспортные средства.
Методы, порядок признания и способы ведения учета объектов нематериальных активов при централизации учета
2.5. Каждому инвентарному объекту нематериальных активов в момент принятия к бюджетному учету присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта нематериальных активов). Инвентарный номер объекта нематериальных активов состоит из тринадцати знаков, определяемый последовательно по мере принятия к учету нематериальных активов:
ХХХ.ХХХ.ХХХХХХХ
в 1-3 разрядах - код субъекта централизованного учета, соответствующий коду главного распорядителя бюджетных средств;
в 4-6 - код синтетического счета номера счета бухгалтерского учета;
в 7-13 - порядковый номер инвентарного объекта.
Инвентарный номер объекта нематериальных активов, принятого к бюджетному учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных в ГИИС "Электронный бюджет" не изменяется.
2.6. Группировка объектов нематериальных активов осуществляется по группам и видам объектов имущества, с детализацией по соответствующим аналитическим кодам группы синтетического счета объекта учета и аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно Рабочему плану счетов централизованного бухгалтерского учета.
Поступление, внутреннее перемещение (в том числе в связи с реклассификацией), выбытие (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов нематериальных активов осуществляется уполномоченной организацией на основании Решения Комиссии, в случае поступления объектов нематериальных активов в Решении Комиссии отражается информация о подгруппе объектов нематериальных активов, стоимости и сроке полезного использования.
Принятие к учету нематериальных активов по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров) осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта нематериальных активов в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности, Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) в этом случае не требуется.
Датой принятия к бюджетному учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права в лице субъекта централизованного учета на указанный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Результаты модернизации нематериальных активов принимаются к учету в целях удорожания стоимости нематериальных активов по факту поступления Решения Комиссии и документов, подтверждающих произведенные капитальные вложения в соответствующий объект нематериальных активов.
2.7. Права пользования нематериальными активами принимаются к учету на счет 011160000 "Права пользования нематериальными активами" по сформированной первоначальной стоимости.
В случае формирования первоначальной стоимости объекта права пользования нематериальными активами в сумме фактически произведенных расходов в порядке, предусмотренном федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы" 17, указанные расходы аккумулируются на счете 010660000 "Вложения в права пользования нематериальными активами".
Применяемые методы начисления амортизации
2.8. Начисление амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов производится линейным способом последним рабочим днем текущего месяца.
Начисление амортизации на объект учета операционной аренды (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате в течение срока пользования имуществом, установленного договором.
Объект учета неоперационной (финансовой) аренды амортизируется в течение срока полезного использования объекта учета аренды линейным способом.
На структурную часть объекта основных средств амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств).
Если срок полезного использования структурной части объекта основных средств совпадает со сроком полезного использования иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), амортизация единого объекта основных средств определяется исходя из общей стоимости единого объекта основных средств.
2.9. При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается способом пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.
Методы, порядок признания и способы ведения учета материальных запасов при централизации учета
2.10. В целях принятия к учету горюче-смазочных материалов, строительных материалов, мягкого инвентаря и прочих материальных запасов единицей бухгалтерского учета материальных запасов признается однородная группа запасов.
В качестве однородной группы запасов учитываются: Бензин АИ-80, Бензин АИ-92, Бензин АИ-95, Дизельное топливо летнее, Дизельное топливо зимнее, Тосол (отдельно по каждому объему тары (например, Тосол 1 л)), Бумага А4, Бумага A3, Ручка, Карандаш, Скрепки, Клей-карандаш, Маски защитные одноразовые (10 шт. в пачке) (отдельно по количеству в пачке).
В целях принятия к учету лекарственных препаратов и медицинских материалов, продуктов питания, готовой продукции и товаров - единицей бухгалтерского учета материальных запасов признается номенклатурная единица.
2.11. Материальные запасы принимаются к учету на счет 010530000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" по сформированной первоначальной стоимости.
Выбытие материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Учет бланков строгой отчетности осуществляется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке - один бланк, один рубль.
Реализация бланков строгой отчетности осуществляется по стоимости, указанной в документах на их приобретение (получение), либо по справедливой стоимости. Если информация о ценах отсутствует, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю за один бланк строгой отчетности.
В рамках осуществления централизованных закупок материальных запасов и (или) торговой (производственной) деятельности затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, не включаются в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относятся в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года.
Структура кодовых обозначений инвентарного номера объекта непроизведенных активов
2.12. Каждому инвентарному объекту непроизведенных активов в момент принятия к бюджетному учету присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта непроизведенных активов). Инвентарный номер объекта непроизведенных активов состоит из тринадцати знаков, определяемый последовательно по мере принятия к учету непроизведенных активов:
ХХХ.ХХХ.ХХХХХХХ
в 1-3 разрядах - код субъекта централизованного учета, соответствующий коду главного распорядителя средств;
в 4-6 - код синтетического счета номера счета бухгалтерского учета;
в 7-13 - порядковый номер инвентарного объекта.
Инвентарный номер объекта непроизведенных активов, принятого к бюджетному учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных в ГИИС "Электронный бюджет" не изменяется.
3. Методы, порядок признания и способы ведения учета расчетов по администрируемым доходам при централизации учета
3.1. В случае признания субъектом централизованного учета просроченной задолженности дебиторов сомнительной задолженностью, в том числе при условии несоответствия дебиторской задолженности критериям признания ее активом, либо признание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации дебиторской задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию, кроме задолженности, по которой основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют, сумма сомнительной задолженности списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность".
3.2. Списание сомнительной задолженности с забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" осуществляется на основании Решения Комиссии:
- по истечении срока наблюдения (пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации);
- при возобновлении процедуры взыскания сомнительной задолженности (в случае возобновления учета сомнительной задолженности в балансовом учете);
- при поступлении средств в погашение сомнительной задолженности.
4. Методы, порядок признания и способы ведения учета обязательств при централизации учета
Методы, порядок признания и способы ведения учета обязательств по заработной плате и иным выплатам при централизации учета
4.1. Отражение начислений физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, в том числе осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражение удержаний из сумм начислений осуществляется с использованием Расчетной ведомости (форма 0504402) 18.
Отражение на счетах бюджетного учета начислений физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению осуществляется по группе контрагентов (сотрудники).
Отражение на счетах бюджетного учета дебиторской и кредиторской задолженности по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется с учетом аналитической детализации, предусмотренной Рабочим планом счетов централизованного бухгалтерского учета.
Методы, порядок признания и способы ведения учета обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при централизации учета
4.2. Признание в бюджетном учете обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется:
в части сборов, страховых взносов, связанных с начислением выплат по оплате труда - на основании ежемесячно произведенных расчетов с признанием обязательств по заработной плате и иным выплатам;
в части налогов - на основании деклараций, расчетов, сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, сформированных в сроки, установленные налоговым законодательством Российской Федерации;
в части государственных пошлин - на основании документов, подтверждающих совершение юридически значимых действий, за которые подлежит уплата государственной пошлины (документов, подтверждающих получение государственной (муниципальной) услуги);
в части налога на доходы физических лиц - на основании Расчетной ведомости (форма 0504402) одновременно с признанием обязательств по заработной плате и иным выплатам.
Аналитический учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, осуществляется в Карточке индивидуального начисления сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за отчетный год.
Методы, порядок признания и способы ведения учета расходов будущих периодов при централизации учета
4.3. Затраты, произведенные субъектом централизованного учета в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года ежемесячно пропорционально количеству месяцев действия договора в отчетном периоде последним рабочим днем месяца.
4.4. Затраты по уплате собственником помещений в многоквартирном доме взносов в фонд капитального ремонта отражаются в учете в составе расходов текущего года (на счетах финансового результата текущей деятельности субъекта централизованного учета) по факту их оплаты собственником помещения.
Порядок формирования отложенных обязательств (резервов предстоящих расходов) при централизации учета
4.5. В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, формируются следующие виды резервов:
- резерв отпусков на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование работника;
- резерв по претензионным требованиям и искам, в том числе оспариваемым в судебном порядке;
- иные виды резервов.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений на основании Бухгалтерской справки (форма 0504833).
4.6. Оценочное обязательство в виде резерва отпусков определяется ежегодно на начало года, исходя из информации о количестве дней неиспользованного отпуска всех работников на указанную дату.
Резерв отпусков рассчитывается в соответствии с методикой расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по учреждению в целом из средней заработной платы по всем сотрудникам учреждения;
Резерв отпусков = К * ЗПср,
где: К - общее количество неиспользованных всеми работниками (служащими) дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец года);
ЗПср - среднедневная заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.
При этом среднедневной заработок для расчета резерва определяется следующим образом:
ЗПср = ФОТ / (12 * 29,3 * Ч)
где: ФОТ - сумма фактически начисленной заработной платы за предшествующие 12 месяцев в целом по учреждению (за исключением составных частей начисленной заработной платы, которые не включаются в средний заработок при расчете отпуска работникам);
12 - количество месяцев в году;
29,3 - среднемесячное число календарных дней;
Ч - среднесписочная численность работников (служащих).
Методика расчета резерва на оплату страховых взносов рассчитывается аналогично методике расчета резерва на оплату отпусков в целом по учреждению.
Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается в среднем по субъекту централизованного учета:
Резерв стр.взн. = К * ЗПср * N,
где: N - тариф страховых взносов.
Сумма страховых взносов рассчитывается по максимальному тарифу страховых взносов без учета предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
4.7. Оценочное обязательство в виде резерва для оплаты обязательств по предъявленным претензиям и искам определяется (уточняется) ежеквартально на основании информации, представляемой в соответствии с утвержденным Графиком документооборота при централизации учета.
Резерв по претензионным требованиям и искам признается в полной сумме в случае предъявления претензионных требований и исков о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц (в том числе при издании актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации или иному правовому акту), а также ожидаемых судебных расходов (издержек) в случае предъявления претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов. При недостаточности сумм созданных резервов соответствующее превышение фактически произведенных расходов признается расходами (затратами) текущего периода.
Резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан.
5. Методы, порядок признания и способы ведения учета по счетам санкционирования при централизации учета
5.1. Принятие к учету бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей бюджетных средств и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Принятие к учету денежных обязательств по страховым взносам осуществляется на основании Расчетной ведомости (форма 0504402).
Принятие к учету бюджетных обязательств по уплате арендных платежей (за исключением условных арендных платежей) осуществляется в объеме обязательств, предусмотренных договором аренды (имущественного найма), в том числе в финансовые периоды, следующие за отчетным годом.
Принятие к учету денежных обязательств по уплате арендных платежей (за исключением условных арендных платежей) осуществляется в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате за отчетный месяц (квартал) в соответствии с графиком платежей, предусмотренных договором аренды (имущественного найма).
Информация в документах для постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство) заполняется в соответствии с требованиями к документам, предусмотренными порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Принятие бюджетных обязательств по земельному и транспортному налогам осуществляется на основании расчетной суммы авансовых платежей.
Принятие к бюджетному учету принимаемых обязательств осуществляется на основании:
- извещения об осуществлении закупки - с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок;
- сведений о приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
5.2. Суммы ранее принятых бюджетных обязательств подлежат корректировке:
- по бюджетным обязательствам, принятым на основании договоров (государственных контрактов) - при изменении сумм договоров (государственных контрактов) на дату принятия такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору (государственному контракту) либо иных документов, изменяющих сумму договора (государственного контракта);
- по бюджетным обязательствам, принятым на основании плановой суммы к договору (государственному контракту) (на оказание услуг связи, коммунальных услуг), по которым оплата производится за фактически полученный объем услуг - подлежит изменению на сумму фактически полученного объема услуг, предъявленную по такому договору (государственному контракту);
- по бюджетным обязательствам по заработной плате, принятым в пределах доведенных лимитов, на сумму отозванных лимитов бюджетных обязательств на основании расходного расписания, на сумму неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на основании отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств;
- по бюджетным обязательствам, принятым на основании Решения о командировании на территории Российской Федерации (форма 0504512), Изменения Решения о командировании на территории Российской Федерации (форма 0504513) 19, Решения о командировании на территорию иностранного государства (форма 0504515), Изменения Решения о командировании на территорию иностранного государства (форма 0504516) 20, Заявке-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (форма 0504518) - на сумму изменения принятых бюджетных и денежных обязательств согласно утвержденному Отчету о расходах подотчетного лица (форма 0504520) 21;
- по бюджетным обязательствам по начисленным транспортному и земельному налогам на основании сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога соответственно.
6. Порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности при централизации учета
6.1. В бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета на основании данных, отраженных в бюджетном учете соответствующего субъекта централизованного учета.
6.2. Бюджетная отчетность составляется уполномоченной организацией на основании данных Главной книги и (или) других регистров бухгалтерского учета. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам бухгалтерского учета с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета. Показатели годовой бюджетной отчетности подтверждаются данными инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В пояснениях к отчетности за отчетный период раскрывается:
- представленная субъектом централизованного учета информация об условиях его хозяйственной жизни, существовавших на отчетную дату, если такая информация подлежит раскрытию в отчетности;
- информация о событиях после отчетной даты, свидетельствующая о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета. В частности, описывается само событие и дается оценка его последствий в денежном выражении. При невозможности произвести денежную оценку, на это указывается вместе с причинами, по которым сделать это невозможно;
- иная информация.
7. Порядок взаимодействия при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета
Порядок взаимодействия уполномоченной организациям при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации определены Графиком документооборота при централизации учета. Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета устанавливается субъектами централизованного учета. Участие сотрудников уполномоченных организаций в инвентаризационных и рабочих инвентаризационных комиссиях не требуется.
8. Внесение изменений в Методы, порядок признания и способы ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядок ВПИ при централизации учета
8.1. Внесение изменений в Методы, порядок признания и способы ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядок ВПИ при централизации учета осуществляется Учреждением как уполномоченным органом в случаях:
а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
б) разработки и выбора уполномоченным органом новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;
в) существенного изменения условий деятельности субъектов централизованного учета, включая их реорганизацию, ликвидацию (упразднение), изменение возложенных на субъекты централизованного учета полномочий и (или) выполняемых ими функций;
г) поступления предложений по совершенствованию методов ведения централизованного бухгалтерского учета от субъектов централизованного учета в целях обеспечения их информацией об активах, обязательствах и финансовом результате, необходимой для исполнения ими бюджетных полномочий.
Изменения Методов, порядка признания и способов ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядка ВПИ при централизации учета применяются с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Изменения Методов, порядка признания и способов ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядка ВПИ при централизации учета в течение отчетного года, не связанное с изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, производится по решению Учреждения.
8.2. Внесение изменений в Методы, порядок признания и способы ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядок ВПИ при централизации учета по предложениям субъектов централизованного учета (далее - инициатор изменений) осуществляется с учетом следующих положений.
В предложения по изменению Методов, порядка признания и способов ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядка ВПИ при централизации учета, подготовленных инициатором изменений, включается следующая информация:
- обоснование необходимости внесения изменений, с обоснованием причины возникновения такого изменения;
- данные, подтверждающие неэффективность и (или) невозможность применения действующих положений единой учетной политики, ухудшающих качество и (или) препятствующих осуществлению централизуемых полномочий;
- прогноз финансовых, экономических и иных последствий внесения таких изменений.
Предложения по изменению Методов, порядка признания и способов ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядка ВПИ при централизации учета направляются инициатором изменений уполномоченной организации в срок не позднее 1 октября текущего финансового года.
Уполномоченная организация в течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений, принимает решение о внесении соответствующего изменения в Методы, порядок признания и способы ведения централизованного бухгалтерского учета, а также порядок ВПИ при централизации учета, либо подготавливает мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по соответствующему изменению ввиду их несоответствия принципам концептуальных основ бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина России N 256н, в части отсутствия прогностической ценности для финансовой оценки будущих периодов, либо подтверждающей ценности для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов, либо ввиду превышения затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности над ее полезностью и преимуществами от ее использования. Уполномоченная организация в период рассмотрения предложений по внесению изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета может быть запрошена дополнительная информация у инициатора изменений.
Для определения даты начала применения вносимых изменений уполномоченная организация дает заключение относительно состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего отчетного периода, на который окажут влияние вносимые изменения.
9. Учет благотворительных средств
Субъект централизованного учета, согласно уставной деятельности, вправе привлекать благотворительные пожертвования в виде безвозмездного поступления основных средств, материальных запасов, денежных средств.
Нефинансовые активы принимаются к учету на основании Решения о признании объектов нефинансовых активов (форма 0510441), подписанного членами постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
Доходы, полученные субъектом централизованного учета в виде денежных средств, перечисляются в доход соответствующего бюджета.
10. Учет денежных средств, перечисляемых в качестве мер социальной поддержки населения
Информация о видах и суммах мер социальной поддержки представляется субъектом централизованного учета в виде первичного учетного документа - Ведомость для начисления мер социальной поддержки (Приложение N 1 к настоящим Методам), которая является основанием для принятия обязательств и перечисления социальных выплат.
Для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (платежных агентов) применяется забалансовый счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц".
Списание сумм с забалансового счета 30 осуществляется на основании информации от платежного агента, подтверждающей зачисление денежных средств.
Отражение в бюджетном учете обязательств, принимаемых по расходам на выплаты мер социальной поддержки льготополучателям и возвратов денежных средств, предоставленных в качестве мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с бухгалтерскими записями согласно приложению N 2 к настоящим Методам.
------------------------------
1 с учетом изменений, внесенных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804)
2 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
3 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
4 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
5 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
6 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
7 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
8 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
9 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
10 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
11 Созданной в соответствии с пунктом 25 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238).
12 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
13 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
14 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
15 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
16 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
17 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2019 г., регистрационный N 56822).
18 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
19 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
20 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
21 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.