Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2023 г. N 4-КАД23-18-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Московенко Марины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. по административному делу N За-89/2022 по административному исковому заявлению Московенко М.В. о признании изменений кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости ошибочными.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Московенко М.В. Лисицына А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей ГБУ МО "Центр Кадастровой оценки" Сербина Д.С. и Каляпина А.П., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Московенко М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать ошибочными сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности жилого дома с кадастровым номером (далее - жилой дом, объект недвижимости с кадастровым номером ...) в размере ... руб. в связи с использованием недостоверных сведений при ее определении и считать в период до очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость этого объекта недвижимости в размере ... руб. по состоянию на 1 января 2019 г., утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633.
Решением Московского областного суда от 4 марта 2022 г. административный иск Московенко М.В. удовлетворен частично: признаны ошибочными сведения о кадастровой стоимости жилого дома в размере ... руб.; отказано в удовлетворении требований Московенко М.В. считать кадастровую стоимость жилого дома в размере ... руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 г. решение Московского областного суда от 4 марта 2022 г. в части удовлетворения требований Московенко М.В. отменено, производство по делу прекращено, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Московенко М.В., полагая, что судами допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633, а судебные акты апелляционной и кассационной инстанций отменить полностью и принять новое решение.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2023 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 3 августа 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает, что при апелляционном и кассационном рассмотрении такие нарушения имели место.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов и объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, на дату кадастровой оценки - 1 января 2018 г., в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу, в размере ... руб., применяемую в целях налогообложения с 1 января 2019 г.
В случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Как видно из материалов дела, в сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером внесены изменения по уточнению границ контура жилого дома и его местоположения на земельном участке.
В связи с этим ГБУ МО "ЦКО" произведен перерасчет кадастровой стоимости и актом от 12 марта 2019 г. N 047 определена кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб. по состоянию на 11 марта 2019 г.
Решением Московского областного суда от 24 июня 2021 г. по административному делу N За-689/2021 признано неправомерным установление кадастровой стоимости в указанном размере в связи с использованием недостоверных сведений при ее определении, выразившихся в определении кадастровой стоимости исходя из отнесения здания к "малоэтажной многоквартирной застройке" вместо отнесения его к "жилому дому".
На ГБУ МО "ЦКО" возложена обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости жилого дома. Актом ГБУ МО "ЦКО" от 30 сентября 2021 г. N АОКС-50/2021/100083испр определена новая кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб.
Решением Московского областного суда от 4 марта 2022 г. сведения о кадастровой стоимости в размере ... руб. признаны ошибочными.
В удовлетворении требования считать кадастровую стоимость жилого дома в размере ... руб. отказано.
Суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился и суд кассационной инстанции, оставил в силе решение суда в части отказа в удовлетворении требования считать кадастровую стоимость жилого дома в размере ... руб.
В части признания ошибочными сведений о кадастровой стоимости в размере ... руб. производство по делу было прекращено, поскольку на основании решения ГБУ МО "ЦКО" от 2 марта 2022 г. N 223/2021 вц актом от 10 марта 2022 г. N АОКС-5 0/2022/100097испр определена новая кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб. по состоянию на 11 марта 2019 г., о чем 23 марта 2022 г. в ЕГРН внесены соответствующие сведения, в связи с чем кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб. перестала затрагивать права и законные интересы административного истца.
Между тем выводы судов основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из положений части 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ и пункта 72 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 г. N П/0336 (далее также - Методические указания), кадастровая стоимость объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, подлежит пересчету только в случаях, когда изменение сведений об объекте повлекло изменение кадастровой стоимости.
При рассмотрении настоящего дела суды не установили, повлияло ли уточнение границ контура и местоположения жилого дома на земельном участке на увеличение его стоимости и имелись ли в целом основания для пересчета кадастровой стоимости с учетом того, что иные характеристики объекта недвижимости не изменялись.
Между тем данные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения спора. Нельзя согласиться с выводом суда апелляционной и кассационной инстанций о наличии оснований для прекращения производства по делу.
В соответствии с положениями части 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Данная норма не предполагает автоматического прекращения судопроизводства, поскольку не освобождает суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе предусмотренные частями 8-10 статьи 226 КАС РФ.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, суд не вправе прекратить производство по такому делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.
В данном случае, как усматривается из письма Управления Росреестра по Московской области о предоставлении информации от 27 января 2022 г. N 10а-360/22, кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб. определена по состоянию на 11 марта 2019 г. с датой ее применения - 7 октября 2021 г. В то же время согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 октября 2021 г. N КУВИ-002/2021-143604294 дата применения указанной кадастровой стоимости - 11 марта 2019 г.
Вместе с тем из выписки из ЕГРН от 24 июня 2022 г. видно, что кадастровая стоимость жилого дома в размере ... руб. определена по состоянию на 11 марта 2019 г., но с датой применения - с 11 марта 2019 г.
Также следует отметить, что пересчет кадастровой стоимости в обоих случаях произведен по состоянию на 11 марта 2019 г., в то время как согласно пункту 72 Методических указаний датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, повлекшие изменение кадастровой стоимости, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, на основании результатов которой осуществлялось определение кадастровой стоимости в соответствии с положениями главы XIII Методических указаний.
При этом суды не применили положений статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", подлежащей применению в настоящем деле.
Суды апелляционной и кассационной инстанций приведенные обстоятельства не учли, противоречия в доказательствах не устранили и, как следствие, не уверились, нарушены ли права и законные интересы административного истца оспариваемой им кадастровой стоимостью жилого дома в размере ... руб.
Таким образом, судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2022 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2023 г. N 4-КАД23-18-К1
Опубликование:
-