г. Краснодар |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А53-38106/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Трифоновой Л.А. и Чесняк Н.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) - Кравцовой В.С. (доверенность от 31.05.2019), от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Разинковой К.Н. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2019 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 (судьи Абраменко Р.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А53-38106/2018, установил следующее.
МУП "Тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 38 812 рублей 66 копеек задолженности за тепловую энергию, 9124 рублей 72 копеек пеней и пеней по день фактической оплаты долга (уточненные требования).
Решением от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2019, с учреждения в пользу предприятия взыскано 38 812 рублей 66 копеек задолженности, 9124 рубля 72 копейки пеней, а также пени, начисленные на сумму задолженности, начиная с 28.02.2019 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты задолженности, за каждый день просрочки платежа.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, ответчик не является собственником помещений, в отношении которых взыскивается задолженность. Учреждению не представлено полномочий по оплате расходов на поставленную тепловую энергию. Ответчик является казенным учреждением, финансируемым за счет бюджета, других источников финансирования не имеет, в связи с чем взыскание задолженности с учреждения неправомерно. Ответчик не финансируется для оплаты услуг по поставке энергоснабжающими организациями тепловой энергии в нежилые помещения имущественного комплекса Министерства обороны Российской Федерации. Заявитель также указывает, что истцом произведен неверный расчет пеней.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, квартиры N 98, 139, 179, 228, расположенные по адресу: г. Новочеркасск ул. Поворотная, 9, на праве оперативного управления принадлежат учреждению, что подтверждается выписками из ЕГРН от 10.04.2018 и 27.10.2018.
Договор теплоснабжения истцом и ответчиком в письменной форме не заключен.
Предприятие с октября 2017 года по март 2018 года поставило учреждению тепловую энергию на общую сумму 38 812 рублей 66 копеек, оплата которой ответчиком не произведена.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
В силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
В силу абзаца 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Кодекса как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Факт и объем поставленной истцом ответчику в спорный период тепловой энергии подтверждены представленными в материалы дела первичными документами, не оспоренными ответчиком, которые оценены судами с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований предприятия.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в размере 38 812 рублей 66 копеек либо доказательств прекращения данной обязанности иным предусмотренным законом способом ответчиком в материалы дела не представлено, с учреждения в пользу предприятия взыскана сумма долга в указанном размере.
Истец также заявил требование о взыскании с ответчика 9124 рублей 72 копеек пеней с 11.10.2017 по 27.02.2019.
В соответствии со статьей 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или контрактом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет и размер неустойки с 11.10.2017 по 27.02.2019 проверен судами и признан верным.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы учреждения о том, что в нарушение действующего законодательства предприятие применяет полный размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также не представляет официальные сведения о действующей на день фактической оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела и расчетом пеней, произведенным на основании части 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Руководствуясь положениями пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды также удовлетворили требование истца о взыскании пеней на сумму задолженности, начиная с 28.02.2019 по день фактической оплаты долга.
Доводы ответчика о том, что организационно-правовая форма учреждения не позволяет ему самостоятельно заключать какие-либо договоры, в том числе договоры на поставку тепловой энергии в помещения многоквартирных домов, относящихся к имущественному комплексу Министерства обороны Российской Федерации, и о том, что учреждение не является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск., ул. Поворотная, д. 9, кв. 228, 139, 98, 179, отклонены, так как обязанность вносить плату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления, возникает с момента регистрации права оперативного управления. Поскольку право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано за учреждением, ответчик является лицом, обязанным вносить соответствующие платежи.
Суд апелляционной инстанции также отклонил доводы ответчика о том, учреждение не является коммерческой организацией, им не запланированы соответствующие денежные средства, вина учреждения в неисполнении обязательств по оплате отсутствует, так как данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения его от ответственности по возмещению задолженности за оказанные услуги.
Поскольку суды полно и всесторонне исследовали все значимые для дела обстоятельства, оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 по делу N А53-38106/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Л.А.Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
...
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы учреждения о том, что в нарушение действующего законодательства предприятие применяет полный размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также не представляет официальные сведения о действующей на день фактической оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела и расчетом пеней, произведенным на основании части 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2019 г. N Ф08-6991/19 по делу N А53-38106/2018