В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон) содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой.
Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.
ФГОС УО вступил в законную силу с 1 сентября 2016 г.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года применяется ФГОС УО. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП), которая включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ и размещена на сайте fgosreestr.ru.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" для обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленными в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ рекомендуется также использовать примерную АООП, размещенную на сайте учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
С целью оказания методической помощи государственным общеобразовательным организациям Нижегородской области при разработке АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" составлены методические рекомендации по разработке учебных планов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (прилагаются).
Консультации по вышеуказанному вопросу можно получить на кафедре общей и специальной психологии ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", доцент кафедры Колотыгина Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, тел. 8 (831) 417-75-09.
Приложение:
1. Методические рекомендации ГБОУ ДПО НИРО по разработке учебных планов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в электронном виде.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Заместитель министра |
М.В. Банникова |
Методические рекомендации
по разработке учебных планов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Общие положения
Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" применяется Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС УО). Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru. Примерное содержание учебных планов адаптированных основных общеобразовательных программ будет рассмотрено ниже.
Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ рекомендуется также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет, а также предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).
1.2. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 марта 2021 г. N 115.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "22 марта 2021 г."
- "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28.
- "Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2.
- Приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
- Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки РФ N 1788/07 от 11.08.16 г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2020 N 254.
- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699.
1.3. Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) образовательной организации. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Образовательные организации разрабатывают АООП в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС УО), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет организация.
1.4. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный план может быть представлен в двух вариантах:
1 вариант - для обучающихся с легкой умственной отсталостью;
2 вариант - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
Для отдельных обучающихся по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии может быть рекомендована специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом характера их нарушений.
Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
1.5. Учебный план образовательных организаций обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПин. Учебные занятия проводятся в первую смену и начинаются не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается (3.4.15).
При реализации АООП должны соблюдаться следующие санитарно-эпидемиологические требования СП 2.4.3648-20 (3.4.16):
- урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности;
- с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времен, сессий и каникул;
- продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней;
- расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет по СанПин 1.2.3685-21:
- максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов, 1-х дополнительных классов - 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю - 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю;
- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков,
- для обучающихся 5 - 9 классов - 6 уроков,
- для обучающихся 10 - 12 классов - 6 уроков.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования, планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 (3.4.16):
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый,
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
2. Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.1. АООП реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.
2.2. АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС УО и с учетом примерной АООП (Часть 5 и 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося (Часть 23 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
2.3. На основе ФГОС УО организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся (вариант 2).
2.4. Нормативный срок освоения АООП образования может быть увеличен в образовательных учреждениях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с требованиями ФГОС УО (примерной АООП) сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах:
вариант A - I - IV; V - IX классы (9 лет);
вариант B - подготовительный первый (I доп) - IV; V - IX классы (10 лет);
вариант C - I - IV; V - IX; X - XII (12 лет);
вариант D - подготовительный первый (I доп) - IV; V - IX; X - XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения образовательная организация осуществляет самостоятельно с учетом:
- рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума;
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).
2.5. Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. Он включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 70% и 30% (для обучающихся с легкой умственной отсталостью) или 60% и 40% (для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые указаны в приложениях N 1 - 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков;
- в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (в соответствии с приложением ФГОС УО).
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
2.6. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы.
2.7. Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с приложением ФГОС УО).
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.
2.8. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
2.9. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме).
В случае невозможности организации изучения учебного предмета "Физическая культура" в количестве 3-х часов в неделю в рамках учебной деятельности рекомендуется планировать недельную нагрузку по учебному предмету "Физическая культура" из расчета 2 часа в неделю и еще 1 час в неделю включается в план внеурочной деятельности. Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" разрабатывается из расчета 2 часа в неделю, а программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению развития личности разрабатывается из расчета 1 час в неделю.
Данный вариант преподавания учебного предмета "Физическая культура" возможен при условии документальной фиксации выбора участниками образовательных отношений одного часа учебных занятий по физической культуре в рамках внеурочной деятельности.
Образовательной организации необходимо разработать локальный нормативный акт, регламентирующий реализацию третьего часа физической культуры в рамках внеурочной деятельности, обеспечив:
- выполнение норм СП 1.2.3685-21 в отношении наличия не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки обучающегося,
- преподавание третьего часа физической культуры педагогическими работниками, по уровню образования и квалификации соответствующими установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту.
При составлении учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС УО. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная АООП для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru. Примерное содержание учебных планов адаптированных основных общеобразовательных программ представлено ниже.
Примерный недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант)
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I - IV классы (вариант А) | ||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
Учебные предметы |
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
|
|||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
1.2. Чтение |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
|
1.3. Речевая практика |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
3. Естествознание |
3.1. Мир природы и человека |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4. Искусство |
4.1. Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4.2. Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
6. Технологии |
6.1. Ручной труд |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Итого |
21 |
20 |
20 |
20 |
81 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
24 |
|
Внеурочная деятельность |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Всего |
31 |
33 |
33 |
33 |
130 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V - IХ классы (вариант А) | |||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||||
Учебные предметы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
1.2. Чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
(Литературное чтение) |
|
|
|
|
|
|
|
2. Математика |
2.1. Математика |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
17 |
2.2. Информатика |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
3. Естествознание |
3.1. Природоведение |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
3.2. Биология |
- |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
3.3. География |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4. Человек и общество |
4.1. Мир истории |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
4.2. Основы социальной жизни |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4.3. История отечества |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
5. Искусство |
5.1. Изобразительное искусство |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
5.2. Музыка |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
35 |
Итого |
27 |
28 |
30 |
30 |
30 |
145 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
149 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Всего |
39 |
40 |
40 |
40 |
40 |
199 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант)
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I 1) - IV классы (вариант В) | |||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
Учебные предметы |
I доп |
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
|
||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
1.2. Чтение |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
17 |
|
1.3. Речевая практика |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
18 |
3. Естествознание |
3.1. Мир природы и человека |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4. Искусство |
4.1. Музыка |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4.2. Изобразительное искусство |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
6. Технологии |
6.1. Ручной труд |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Итого |
21 |
21 |
20 |
20 |
20 |
102 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Всего |
31 |
31 |
33 |
33 |
33 |
161 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V - IХ классы (вариант В) | ||||||||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||||||||
Учебные предметы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
||||||
Обязательная часть | ||||||||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|||||
1.2. Чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
||||||
(Литературное чтение) |
|
|
|
|
|
|
||||||
2. Математика |
2.1. Математика |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
17 |
|||||
2.2. Информатика |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||
3. Естествознание |
3.1. Природоведение |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
|||||
3.2. Биология |
- |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||
3.3. География |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
4. Человек и общество |
4.1. Мир истории |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
|||||
4.2. Основы социальной жизни |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
4.3. История отечества |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||
5. Искусство |
5.1. Изобразительное искусство |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|||||
5.2. Музыка |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
||||||
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
|||||
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
35 |
|||||
Итого |
27 |
28 |
30 |
30 |
30 |
145 |
||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
149 |
||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
||||||
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
||||||
Всего |
39 |
40 |
40 |
40 |
40 |
199 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант)
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I - IV классы (вариант С) | ||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
Учебные предметы |
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
|
|||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
1.2. Чтение |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
|
1.3. Речевая практика |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
3. Естествознание |
3.1. Мир природы и человека |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4. Искусство |
4.1. Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
4.2. Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
6. Технологии |
6.1. Ручной труд |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Итого |
21 |
20 |
20 |
20 |
81 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
24 |
|
Внеурочная деятельность |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Всего |
31 |
33 |
33 |
33 |
130 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V - IX классы (вариант С) | |||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||||
Учебные предметы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
1.2. Чтение (Литературное чтение) |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
17 |
2.2. Информатика |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
3. Естествознание |
3.1. Природоведение |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
3.2. Биология |
- |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
3.3. География |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4. Человек и общество |
4.1. Мир истории |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
4.2. Основы социальной жизни |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4.3. История отечества |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
5. Искусство |
5.1. Изобразительное искусство |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
5.2. Музыка |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
35 |
Итого |
27 |
28 |
30 |
30 |
30 |
145 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
149 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Всего |
39 |
40 |
40 |
40 |
40 |
199 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X - XII классы (вариант С) | |||||
Образовательные области |
Классы |
Количество часов в год |
|||
Учебные предметы |
X |
XI |
XII |
Всего |
|
Обязательная часть |
|
||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
2 |
2 |
2 |
6 |
1.2. Литературное чтение |
3 |
3 |
2 |
8 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
2 |
2 |
2 |
6 |
2.2. Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
4. Человек |
4.2. Основы социальной жизни |
2 |
2 |
2 |
6 |
4.4. Обществоведение |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
4.5. Этика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
6 |
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
15 |
15 |
15 |
45 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
|
|
|
|
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
18 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
12 |
|
Всего |
40 |
40 |
40 |
110 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант)
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I 1) - IV классы (вариант D) | |||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
Учебные предметы |
I доп |
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть |
|
||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
1.2. Чтение |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
17 |
|
1.3. Речевая практика |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
18 |
3. Естествознание |
3.1. Мир природы и человека |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4. Искусство |
4.1. Музыка |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4.2. Изобразительное искусство |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
6. Технологии |
6.1. Ручной труд |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Итого |
21 |
21 |
20 |
20 |
20 |
102 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
21 |
23 |
23 |
23 |
111 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Всего |
31 |
31 |
33 |
33 |
33 |
161 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V - IХ классы (вариант D) | |||||||
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||||
Учебные предметы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
1.2. Чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
(Литературное чтение) |
|
|
|
|
|
|
2. Математика |
2.1. Математика |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
17 |
2.2. Информатика |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
3. Естествознание |
3.1. Природоведение |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
3.2. Биология |
- |
|
2 |
2 |
2 |
6 |
|
3.3. География |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4. Человек и общество |
4.1. Мир истории |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
4.2. Основы социальной жизни |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
4.3. История отечества |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
5. Искусство |
5.1. Изобразительное искусство |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
5.2. Музыка |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
35 |
Итого |
27 |
28 |
30 |
30 |
30 |
145 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
149 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
|
Всего |
39 |
40 |
40 |
40 |
40 |
199 |
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): X - XII классы (вариант D) | |||||
Образовательные области |
Классы |
Количество часов в год |
|||
Учебные предметы |
X |
XI |
XII |
Всего |
|
Обязательная часть |
|
||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Русский язык |
2 |
2 |
2 |
6 |
1.2. Литературное чтение |
3 |
3 |
2 |
8 |
|
2. Математика |
2.1. Математика |
2 |
2 |
2 |
6 |
2.2. Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
4. Человек |
4.2. Основы социальной жизни |
2 |
2 |
2 |
6 |
4.4. Обществоведение |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
4.5. Этика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
10 |
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
15 |
15 |
15 |
45 |
Итого |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
|
|
|
|
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
6 |
6 |
6 |
18 |
|
Внеурочная деятельность: |
4 |
4 |
4 |
12 |
|
Всего |
40 |
40 |
40 |
110 |
3. Реализация программ развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее целесообразны сроки обучения по D варианту - подготовительный первый (I доп) - IV; V - IX; X - XII (13 лет).
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:
I - обязательная часть, включает:
- шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
- коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом;
II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
- коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
- внеурочные мероприятия.
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(I (дополнительный) - IV классы)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
Учебные предметы |
I доп. |
I |
II |
III |
IV |
||
I. Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Речь и альтернативная коммуникация |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
2. Математика |
2.1. Математические представления |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3. Окружающий мир |
3.1. Окружающий природный мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3.2. Человек |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
|
3.3. Домоводство |
- |
- |
- |
3 |
3 |
6 |
|
3.4. Окружающий социальный мир |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
|
4. Искусство |
4.1. Музыка и движение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
4.2. Изобразительная деятельность |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Адаптивная физкультура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
6. Технологии |
6.1. Профильный труд |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. Коррекционно-развивающие занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Итого |
20 |
20 |
20 |
22 |
22 |
104 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
20 |
20 |
20 |
22 |
22 |
104 |
|
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
Коррекционные курсы |
I доп. |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
|
1. Сенсорное развитие |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
2. Предметно-практические действия |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
3. Двигательное развитие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
4. Альтернативная коммуникация |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Итого коррекционные курсы |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
|
Внеурочная деятельность 5 дней - |
6/ |
6/ |
6/ |
6/ |
6/ |
30/ |
|
5 дней + продленный день - |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
75/ |
|
7 дней* - |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
175 |
|
Всего 5 дней - |
36/ |
36/ |
36/ |
38/ |
38/ |
184/ |
|
5 дней + продленный день - |
45/ |
45/ |
45/ |
47/ |
47/ |
229/ |
|
7 дней* - |
65 |
65 |
65 |
67 |
67 |
329 |
* для организаций с круглосуточным пребыванием детей
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(V - XII классы)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
||||||||
Учебные предметы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Всего |
|
I. Обязательная часть | ||||||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1. Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
2. Математика |
2.1. Математические представления |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
15 |
3. Окружающий мир |
3.1. Окружающий природный мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
14 |
3.2. Человек |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
3.3. Домоводство |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
39 |
|
3.4. Окружающий социальный мир |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
22 |
|
4. Искусство |
4.1. Музыка и движение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
15 |
4.2. Изобразительная деятельность |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
|
5. Физическая культура |
5.1. Адаптивная физкультура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
6. Технологии |
6.1. Профильный труд |
- |
2 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
30 |
7. Коррекционно-развивающие занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
|
Итого |
22 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
197 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) |
22 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
197 |
|
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||||
Коррекционные курсы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Всего |
|
1. Сенсорное развитие |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
|
2. Предметно-практические действия |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
|
3. Двигательное развитие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
|
4. Альтернативная коммуникация |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
|
Итого коррекционные курсы |
10 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
66 |
|
Внеурочная деятельность: 5 дней - |
6/ |
8/ |
8/ |
8/ |
8/ |
8/ |
8/ |
8/ |
62/ |
|
5 дней + продленный день - |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
15/ |
120/ |
|
7 дней* - |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
280 |
|
Всего 5 дней - |
38/ |
41/ |
41/ |
41/ |
41/ |
41/ |
41/ |
41/ |
325/ |
|
5 дней + продленный день - |
47/ |
48/ |
48/ |
48/ |
48/ |
48/ |
48/ |
48/ |
383/ |
|
7 дней* - |
67 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
543 |
* для организаций с круглосуточным пребыванием детей
4. Реализация специальных индивидуальных программ развития (СИПР) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 15.03.2018 N ТС-728/07 "Об организации работы по СИПР" на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС УО входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляется индивидуальный учебный план (далее ИУП) для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения ФГОС УО. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 минут, фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС УО сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.
5. Разработка учебных планов образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью, использующих в качестве основы учебные планы, утвержденные приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п
Образовательная организация при разработке учебных планов для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", может руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", в части, не противоречащей законодательству в сфере образования, но в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (необходимо учитывать п. 1.4, п. 1.5 данных методических рекомендаций).
Возможное содержание учебных годовых и недельных учебных планов АООП для обучающихся с умственной отсталостью, составленных на основе указанного приказа, представлены ниже.
Пример 1
Примерный годовой учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (VII - IX классы)
(1 вариант)
Образовательные области |
Учебные дисциплины |
Класс |
Всего |
||
VII |
VIII |
IX |
|||
Филология |
Чтение и развитие речи |
102 |
102 |
102 |
306 |
Письмо и развитие речи |
136 |
136 |
136 |
408 |
|
Математика |
Математика |
136 |
136 |
136 |
408 |
Обществознание |
История Отечества |
68 |
68 |
68 |
204 |
Обществознание |
- |
34 |
34 |
68 |
|
Естествознание |
Биология |
68 |
68 |
68 |
204 |
География |
68 |
68 |
68 |
204 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
34 |
- |
- |
34 |
Музыка |
34 |
34 |
- |
68 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
68 |
68 |
68 |
204 |
Трудовая подготовка |
Профессионально-трудовое обучение |
238 |
272 |
306 |
816 |
Трудовая практика (в днях) |
(10) |
(20) |
(20) |
(50) |
|
Коррекционная подготовка |
Социально-бытовая ориентировка |
68 |
34 |
34 |
136 |
Обязательная нагрузка обучающихся |
1020 |
1020 |
1020 |
3060 |
|
Факультативные занятия: Физическая культура |
34 |
34 |
34 |
102 |
|
Максимальная нагрузка обучающихся при пятидневной учебной неделе |
1054 |
1054 |
1054 |
3162 |
|
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | |||||
Логопедические занятия |
68 |
- |
- |
68 |
|
Всего |
1122 |
1054 |
1054 |
3230 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью (VII - IX классы)
(1 вариант)
Образовательные области |
Учебные дисциплины |
Класс |
Всего |
||
VII |
VIII |
IX |
|||
Филология |
Чтение и развитие речи |
3 |
3 |
3 |
9 |
Письмо и развитие речи |
4 |
4 |
4 |
12 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
12 |
Обществознание |
История Отечества |
2 |
2 |
2 |
6 |
Обществознание |
- |
1 |
1 |
2 |
|
Естествознание |
Биология |
2 |
2 |
2 |
6 |
География |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
- |
- |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
- |
2 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
6 |
Трудовая подготовка |
Профессионально-трудовое обучение |
7 |
8 |
9 |
24 |
Трудовая практика (в днях) |
(10) |
(20) |
(20) |
(50) |
|
Коррекционная подготовка |
Социально-бытовая ориентировка |
2 |
1 |
1 |
4 |
Обязательная нагрузка обучающихся |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
Факультативные занятия: Физическая культура |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Максимальная нагрузка обучающихся при пятидневной учебной неделе |
31 |
31 |
31 |
93 |
|
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | |||||
Логопедические занятия |
2 |
- |
- |
2 |
|
Всего |
33 |
31 |
31 |
95 |
Пример 2
Примерный годовой учебный план для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (VII - IX классы)
(П вариант)
Образовательные области |
Учебные дисциплины |
Класс |
Всего |
||
VII |
VIII |
IX |
|||
Филология |
Чтение |
102 |
102 |
68 |
272 |
Письмо |
102 |
102 |
68 |
272 |
|
Математика |
Математика |
102 |
102 |
68 |
272 |
Обществознание |
Человек |
- |
34 |
68 |
102 |
Человек и общество |
- |
34 |
68 |
102 |
|
Естествознание |
Мир растений |
34 |
34 |
- |
68 |
Мир животных |
34 |
34 |
- |
68 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
34 |
34 |
34 |
102 |
Музыка |
34 |
34 |
34 |
102 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
68 |
68 |
68 |
204 |
Технология |
Самообслуживание |
34 |
34 |
34 |
102 |
Ручной труд |
- |
- |
- |
- |
|
Хозяйственно-бытовой труд |
68 |
68 |
102 |
238 |
|
Ремесло |
306 |
272 |
306 |
884 |
|
Коррекционная подготовка |
Социально-бытовая ориентировка |
68 |
68 |
68 |
204 |
Обязательная нагрузка обучающегося |
986 |
1020 |
986 |
2992 |
|
Максимальная нагрузка обучающегося при пятидневной учебной неделе |
986 |
1020 |
986 |
2992 |
|
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | |||||
Логопедические занятия |
102 |
- |
- |
102 |
|
ЛФК |
34 |
- |
- |
34 |
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
34 |
- |
- |
34 |
|
Всего |
1156 |
1020 |
986 |
3162 |
Примерный недельный учебный план для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (VII - IX классы)
(П вариант)
Образовательные области |
Учебные дисциплины |
Класс |
Всего |
||
VII |
VIII |
IX |
|||
Филология |
Чтение |
3 |
3 |
2 |
8 |
Письмо |
3 |
3 |
2 |
8 |
|
Математика |
Математика |
3 |
3 |
2 |
8 |
Обществознание |
Человек |
- |
1 |
2 |
3 |
Человек и общество |
- |
1 |
2 |
3 |
|
Естествознание |
Мир растений |
1 |
1 |
- |
2 |
Мир животных |
1 |
1 |
- |
2 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
3 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
6 |
Технология |
Самообслуживание |
1 |
1 |
1 |
3 |
Хозяйственно-бытовой труд |
2 |
2 |
3 |
7 |
|
Ремесло |
9 |
8 |
9 |
26 |
|
Коррекционная подготовка |
Социально-бытовая ориентировка |
2 |
2 |
2 |
6 |
Обязательная нагрузка обучающегося |
29 |
30 |
29 |
88 |
|
Максимальная нагрузка обучающегося при пятидневной учебной неделе |
29 |
30 |
29 |
88 |
|
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | |||||
Логопедические занятия |
3 |
- |
- |
3 |
|
ЛФК |
1 |
- |
- |
1 |
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
1 |
- |
- |
1 |
|
Всего |
34 |
30 |
29 |
93 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 19 октября 2021 г. N Сл-316-618892/21 "О разработке учебных планов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Опубликование:
-