В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, с целью решения задач по развитию экономики и выстраивания системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности:
1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Республики Тыва, реализующих общеобразовательные программы (далее - Профминимум).
2. Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию), государственным (муниципальным) учреждениям, образовательным организациям, расположенным на территории Республики Тыва, принять меры, направленные на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся, руководствуясь Положением, утвержденным настоящим распоряжением.
3. Назначить ответственными за реализацию Профминимума в Республике Тыва председателей администраций муниципальных районов и руководителей управлений образованием муниципальных районов.
Заместитель Председателя |
О. Сарыглар |
Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Тыва
от 18 августа 2023 г. N 497-р
Положение
о реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Республики Тыва, реализующих общеобразовательные программы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Республики Тыва, реализующих общеобразовательные программы (далее соответственно - Положение, Профориентационный минимум), содержит предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях Республики Тыва и предназначено для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Положение включает в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
1.2. Настоящее Положение предназначено для обеспечения единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума, разработано в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N Пр-328, от 20 декабря 2020 г. N Пр-2182, в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций", примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. N 3/22), федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 в ред. от 8 ноября 2022 г.) и среднего общего образования (приказ от 17 мая 2012 г. N 413 в ред. от 12 августа 2022 г.), программой курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. N 7/22), примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Профориентация" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 25 августа 2022 г. N 5/22).
1.3. Настоящее Положение разработано для всех категорий управленческих и педагогических работников, принимающих участие в реализации профориентационного минимума в Республике Тыва.
Настоящее Положение регламентирует комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда и устанавливает цели, задачи, методические подходы и принципы реализации Профессионального минимума, форматы профориентационной работы.
2. Цели и задачи Профориентационного минимума
2.1. Цель - выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, реализующейся в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
2.2. Задачи:
- развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся "группы риска", обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
3. Методические подходы и принципы реализации Профориентационного минимума
3.1. В рамках Профориентационного минимума задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:
- мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;
- информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования, и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что создает основу карьерной грамотности;
- практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих установить обучающемуся связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.;
- диагностико-консулътативный подход: помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения - являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению, но и отследить ее изменения.
3.2. К принципам реализации Профориентационного минимума относятся:
- системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;
- систематичность: Профориентационный минимум реализуется в течение нескольких лет, все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся будет получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню готовности к профессиональному самоопределению;
- доступность: любой обучающийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся получит обратную связь с рекомендациями.
3.3. Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
3.4. Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
3.5. Для реализации профориентационных мероприятий в общеобразовательной организации рекомендуется использовать следующие форматы: урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, взаимодействие с родителями и профессиональное обучение.
3.6. В рамках пилотного этапа реализации Профориентационного минимума предусмотрено три уровня, каждый из которых зависит от ресурсов отдельного общеобразовательного учреждения: базовый, основной, продвинутый.
4. Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях
4.1. В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях Республики Тыва необходимо руководствоваться настоящим Положением и Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
4.2. Целевая аудитория - обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
4.3. Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
4.4. Отдельная спецификация - для групп с ограниченными возможностями здоровья с разными нозологиями по возрастам.
4.5. Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 часов в год);
- основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 часов);
- продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен проектом профессиональной ориентации обучающихся "Билет в будущее" (далее - проект "Билет в будущее").
4.6. Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
1) урочная деятельность.
Она включает: профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета "Технология" (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).
Материалы: рекомендуются для использования разработки в рамках проекта "Билет в будущее" ("Конструктор будущего") или другие программы;
2) внеурочная деятельность.
Она включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в том числе демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков "Шоу профессий"), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Материалы:
примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности проекта "Билет в будущее", разработанная Фондом гуманитарных проектов;
примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профориентация", разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования (далее - ИСРО РАО);
онлайн-уроки "Шоу профессий";
3) воспитательная работа.
Она включает: экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях среднего профессионального образования (далее - СПО) и высшего образования (далее - ВО), посещение профориентационной выставки "Лаборатория будущего" и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др. Также она включает конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей", чемпионатов "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.). Воспитательная работа может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
Материалы: рекомендуется для использования примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования;
4) дополнительное образование.
Оно включает выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей;
5) профессиональное обучение.
Оно включает выбор и обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования;
6) взаимодействие с родителями (законными представителями).
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий;
7) профильные предпрофессиональные классы.
Это комплекс мероприятий из шести форм. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями. Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
5. Уровни Профориентационного минимума
5.1. Базовый уровень Профориентационного минимума
Цель реализации базового уровня - активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).
Задачи базового уровня:
- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
- развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
- информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;
- развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
- диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.
Методические подходы и принципы реализации базового уровня Профориентационного минимума.
Для реализации программы базового уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности.
Приказом директора образовательной организации назначается ответственный в школе по профориентации (заместитель директора по воспитательной работе), который проходит инструктаж по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 академических часов).
Ответственный по организации профориентационной работы специалист определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов (формирует учебные группы), создает план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
Для реализации программы базового уровня используются следующие профориентационные мероприятия:
- профориентационный урок. Специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" ("Билет в будущее", онлайн-уроки "ПроеКТОриЯ" и др.);
- онлайн-диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики;
- информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям общедоступного и школьного сегментов Платформы "Билет в будущее";
- вариативные мероприятия: проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы.
В рамках базового уровня проводится сбор количественных показателей реализации профориентационных программ и мероприятий. Сбор осуществляется за счет использования платформенных решений в автоматизированном виде.
Форматы профориентационных работы.
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
1) урочная деятельность. На выбор:
- уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор будущего" (в рамках проекта "Билет в будущее") или другие программы;
- уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология";
2) внеурочная деятельность:
- профориентационная онлайн-диагностика;
- урок с разбором результатов профориентационной диагностики;
- мероприятия на выбор: проектная деятельность; профориентационные программы; классные часы (в том числе демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков "Шоу профессий"), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.;
3) воспитательная работа (может быть реализована в рамках внеурочной деятельности). На выбор:
- профессиональные пробы на базе Площадки;
- экскурсии на производство;
- экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО;
- конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей", чемпионатов "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.);
4) дополнительное образование. Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей. Взаимодействие с родителями (законными представителями): родительское собрание (ознакомительное или итоговое). Описание профориентационных мероприятий на базовом уровне;
5) профориентационный урок. Профориентационные уроки ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса - с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед обучающимися. В каждый урок встраиваются интерактивные элементы - вопросы по теме урока, тестирование (опрос) с целью организации взаимодействия педагога-навигатора с обучающимися. Во время урока обучающиеся имеют возможность решить в классе и (или) в качестве домашнего задания профориентационные упражнения. Продолжительность урока не менее 45 мин;
6) профориентационная онлайн-диагностика.
Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трех возрастных группах:
- 6-7 класс (основной акцент - помощь в выборе направлений предпрофильного обучения и программ углубленного изучения отдельных предметов);
- 8-9 класс (основной акцент - выбор профиля обучения, уровня обучения и профессионального направления);
- 10-11 класс (основной акцент - выбор профиля дальнейшего обучения, профильных предметов для сдачи ЕГЭ, профессиональных направлений).
После получения результатов диагностики проводится групповая консультация (допускается использование форматов видеоконсультаций). Специалист, отвечающий за профориентационную работу, проводит урок, в рамках которого организует обсуждение результатов онлайн-диагностики (тестирования): информирует о принципах интерпретации результатов (что означают высокие, средние и низкие результаты), как в дальнейшем применять полученные результаты. Возможно проведение консультаций с использованием видеоматериалов, содержащих интерпретацию результатов, предоставленных разработчиком онлайн-диагностики;
7) профориентационные мероприятия по выбору. В число профориентационных мероприятий могут быть включены:
- организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения;
- посещение профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей региона с учетом профессиональных склонностей обучающихся, выявленных в результате диагностики;
- экскурсии в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования с целью ознакомления обучающихся с направлениями подготовки и программами обучения, профессиональными задачами специалистов, с преподавателями, обсуждение востребованности будущих выпускников;
- экскурсии в компании или предприятия с целью ознакомления обучающихся с подробностями ежедневной профессиональной деятельности конкретных специалистов, погружения их в профессиональный контекст, возможностью "примерить" эти профессии на себя, тем самым, активизируя собственные размышления обучающихся, необходимые для совершения профессионального выбора;
- мероприятия профориентационной программы могут быть встроены как профориентационные блоки, включенные в учебные предметы, тематические классные часы, так и как отдельный вид внеурочной деятельности, воспитательной работы, дополнительного образования;
8) работа с родителями. Для работы с родителями рекомендуется использовать форму отчета для родителей по результатам онлайн-диагностики; материалы общедоступного контура Платформы основного уровня реализации Профориентационного минимума.
5.2. Основной уровень Профориентационного минимума
Прототипом реализации основного уровня Профориентационного минимума является проект по ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее" (в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование").
Цель реализации основного уровня - формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы);
- разработка плана профориентационной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по разным нозологиям и возрастам;
- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в том числе профессиональных проб;
- формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов), по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);
- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты основного уровня:
- для обучающихся 6 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в том числе повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Республики Тыва;
- для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
- для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Рекомендации по реализации основного уровня Профориентационного минимума.
Для реализации программы основного уровня в образовательной организации создаются организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности.
Приказом директора образовательной организации назначается ответственный в школе по профессиональной ориентации обучающихся (заместитель директора по воспитательной работе).
Определяются ответственные специалисты по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, и др.), которые проходят подготовку по программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации не менее 36 часов), формируют учебные группы, определив количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов, организуют использование специализированной Платформы, информируют обучающихся и их родителей о функционале общедоступного сегмента и организуют регистрацию участников, создают план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
В программе основного уровня используются следующие профориентационные мероприятия:
- профориентационные уроки;
- онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
- групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), проводится рефлексивный урок;
- информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума;
- профессиональные пробы практического и (или) моделирующего уровней (в онлайн или офлайн формате);
- профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровней.
Форматы профориентационной работы:
1) урочная деятельность. Предполагаются мероприятия на выбор:
- уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор будущего" (в рамках проекта "Билет в будущее") или другие программы;
- уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология";
3) внеурочная деятельность:
- диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся;
- профориентационный урок;
- урок "Россия - мои горизонты";
- рефлексивный урок;
- мероприятия на выбор: проектная деятельность; профориентационные программы внеурочной деятельности; онлайн-уроки "Шоу профессий"; дополнительные профориентационные уроки;
3) воспитательная работа. Она может быть реализована в рамках внеурочной деятельности и включать:
- посещение выставки "Лаборатория будущего";
- профессиональные пробы на базе площадки СПО или на базе Платформы;
- мероприятия на выбор: экскурсии в образовательные организации ВО или СПО;
- экскурсии на производство;
- конкурсы профориентационной направленности; образовательные выставки;
4) дополнительное образование. Предполагает выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями). Предполагает проведение родительского собрания (ознакомительное или итоговое).
При реализации профориентационной работы в рамках основного уровня рекомендовано ориентироваться на:
- Методические рекомендации по реализации проекта "Билет в будущее" по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования по взаимодействию с родителями в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 6-11 классов.
Образовательная программа для педагогов-навигаторов
Профориентационные мероприятия в образовательной организации сопровождает педагог-навигатор. В качестве педагогов-навигаторов выступают специалисты образовательной организации из числа педагогических работников - заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагог-предметник, психолог и др., курирующие реализацию Профориентационного минимума. Для педагогов-навигаторов предусмотрена специализированная программа дополнительного профессионального образования в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций по формированию осознанности и готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся 6-11 классов.
Тематическое содержание программы включает знакомство с методологическими и практическими принципами, технологиями и инструментами профориентационной работы. Реализуется в онлайн-формате и построена на основе современных образовательных подходов, а именно:
- мультиформатное обучение (видеоролики, чек-листы, дополнительные вспомогательные материалы);
- фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном режиме;
- ориентация на применение знаний (прикладной характер обучения);
- разбор сложных практических случаев;
- информационно-организационное и методическое сопровождение от экспертов;
- раскрытие перед слушателями практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков;
- участие в сообществе профессионалов (комьюнити и нетворкинг);
- неограниченный доступ к образовательным материалам.
Слушатели, успешно освоившие программу, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
5.3. Продвинутый уровень Профориентационного минимума
Для реализации программы продвинутого уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности, а именно:
1. Приказом директора образовательной организации назначается ответственный в школе по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся (заместитель директора по воспитательной работе);
2. Заключается соглашение с Партнером, осуществляющем ресурсную поддержку профориентационной программы общеобразовательной организации на основании соглашения (компания-работодатель, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, орган власти, иная организация) (далее - Партнер);
3. Определяются ответственные специалисты по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, и др.), которые проходят подготовку по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации не менее 36 часов), формируют учебные группы, определив количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов, организуют использование специализированной Платформы, информируют обучающихся и их родителей о функционале общедоступного сегмента и организуют регистрацию участников, создают план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
Для реализации продвинутого уровня рекомендуется использовать формат предпрофессиональных классов.
В программе используются следующие профориентационные мероприятия:
- профориентационные уроки;
- онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к профессиональному самоопределению, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
- групповой разбор результатов профориентационных диагностик, рефлексивный урок;
- информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума;
- профессиональные пробы практического и (или) моделирующего уровней (в онлайн или офлайн формате);
- профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума полностью повторяет содержание основного уровня. При этом в дополнение к основной программе включает привлечение партнеров для разработки и проведения программы профессиональной ориентации.
В число Партнеров для организации профориентационно значимых активностей могут быть включены:
- ключевые работодатели территориальной среды;
- объединения специалистов в разных сферах;
- кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации;
- объединения волонтеров;
- государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;
- представители средств массовой информации, "лидеры мнений";
- другие субъекты экономической сферы, общественные объединения, некоммерческие организации.
Участие партнеров может быть реализовано в следующих формах:
1) профессиональное обучение для обучающихся 14-18 лет.
Такое обучение может быть реализовано как в школе, при содействии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, с которым школа заключила соответствующий договор, так и на базе организации, осуществляющей профессиональную подготовку;
2) профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского отдыха.
Это могут быть варианты тематических или мультипрофильных профориентационных смен в рамках детского оздоровительного отдыха, где у обучающихся есть возможность познакомиться с особенностями той или иной профессиональной деятельности в формате лекций, мастер-классов, решения задач, выполнения проектов, выполнения профессиональных обязанностей;
3) конкурсы профориентационной направленности.
Мероприятия могут быть организованы компаниями-работодателями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, конкурсными площадками-интеграторами. Такие конкурсы позволяют обучающимся попробовать свои силы в решении профессиональной задачи, которая включает в себя выполнение задания(-ий) по четко заданным критериям в индивидуальном или командном формате и представление результатов. Участие в конкурсах предполагает помощь наставника (куратора) из педагогов, оценку жюри и награждение победителей;
4) системы профильных элективных курсов.
В рамках школьной программы могут быть реализованы профильные элективные курсы для обучающихся, программа которых формируется на основе выявленных в результате диагностики профессиональных интересов;
5) профильные классы.
Направленность обучения в данных классах предполагает, как общее образование, так и дополнительную программу обучения, которая реализуется с привлечением Партнеров.
Форматы профориентационной работы:
1) урочная деятельность. Предлагаются мероприятия на выбор:
- уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор будущего" (в рамках проекта "Билет в будущее") или другие программы;
- уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология";
2) внеурочная деятельность:
все типы диагностик (2 этапа);
профориентационный урок;
урок "Россия - мои горизонты" (для тех, кто впервые в проекте);
рефлексивный урок;
проектная деятельность;
мероприятия на выбор: профориентационные программы; классные часы (в том числе демонстрация выпусков открытых онлайн уроков "Шоу профессий"); беседы, дискуссии; мастер-классы; коммуникативные и деловые игры; консультации педагога и психолога; моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.;
3) воспитательная работа. Она может быть реализована в рамках внеурочной деятельности и включать:
профессиональные пробы;
выставка "Лаборатория будущего";
участие в конкурсах профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей", чемпионатов "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.);
4) дополнительное образование. Выбор и посещение занятии в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей;
5) профобучение. Выбор профессионального обучения по программам профессиональной подготовки;
6) взаимодействие с родителями (законными представителями). Два родительских собрания в год (ознакомительное - в начале года и итоговое во второй части);
7) профильные предпрофессиональные классы. Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
Заключается партнерское соглашение с региональным оператором проекта "Билет в будущее".
5.4. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Профориентационный минимум предусматривает создание условий для участия детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях его реализации.
В рамках профориентационной онлайн-диагностики всем участникам доступны тесты, адаптированные по содержанию для ключевых нозологических групп (нарушение зрения (слабовидящие); нарушение слуха (глухие и слабослышащие, позднооглохшие); нарушение опорно-двигательного аппарата; общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.), задержка психического развития (легкая степень); тяжелое недоразвитие речи; расстройства аутистического спектра), интеллектуальные нарушения (легкая степень) и трех возрастных категорий: 6-7, 8-9, 10-11 классы.
Для проведения мероприятий профессионального выбора, в которых могут принять участие лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработаны матрица соответствия нозологических групп тем или иным профессиональным компетенциям, отражающая возможность проведения по данным компетенциям практических мероприятий, а также общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для данной аудитории.
Участие в мероприятиях профессионального выбора лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья возможно с выполнением следующих условий:
со стороны площадок:
- архитектурная доступность площадки (наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безбарьерную среду для участников с разными типами нозологий);
- наличие у организатора, проводящего мероприятие профессионального выбора, соответствующей квалификации по работе с детьми определенной нозологической группы;
со стороны участников:
- согласие родителей (законных представителей);
- наличие сопровождающих лиц;
- отсутствие ограничений по конкретным нозологиям для конкретных профессий и по выполнению практических задач в рамках данных профессий.
Родителю (законному представителю), организующему участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в мероприятиях профессионального выбора, рекомендуется заблаговременно уточнить характер и содержание мероприятия профессионального выбора и убедиться в доступности мероприятия для ребенка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для выстраивания системы профориентации обучающихся, реализующейся в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности, Правительством региона регламентирован комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда и установлены цели, задачи, методические подходы и принципы реализации профессионального минимума, форматы профориентационной работы.
Целевая аудитория профориентационной работы - обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Перечислены форматы профориентационной работы, уровни профориентационного минимума, методические подходы и принципы реализации профориентационного минимума.
Органам исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований, государственным (муниципальным) учреждениям, образовательным организациям рекомендовано принять меры, направленные на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся.
Распоряжение Правительства Республики Тыва от 18 августа 2023 г. N 497-р "Об утверждении Положения о реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Республики Тыва, реализующих общеобразовательные программы"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Опубликование:
-