г. Краснодар |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А63-17341/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Мехрибановой А.В. (доверенность от 06.02.2019), от ответчика - государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района" (ИНН 2619001525, ОГРН 1022601008980) - Токмакова С.С. (и. о. директора), Тухватуллина Р.М. (доверенность от 19.08.2019), Токмаковой Т.С. (ордер от 20.08.2019), в отсутствие третьего лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационные жалобы государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района" и Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2019 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-17341/2018, установил следующее.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района" (далее - предприятие) о взыскании 15 198 900 рублей ущерба (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ставропольский край в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство).
Решением от 22.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2019, с предприятия в пользу департамента взыскано 14 627 720 рублей ущерба, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что предприятие не имеет лицензии на размещение отходов 1 - 4 классов опасности. Размер ущерба определен исходя из массы отходов, складированных предприятием после истечения срока действия лицензии.
В кассационных жалобах министерство и предприятие просят отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителей, суды нарушили нормы процессуального права, так как не рассмотрели вопрос о привлечении к участию в деле администрации Советского района, права которой как собственника земельного участка затрагиваются судебными актами. Суды необоснованно отказали в проведении экспертизы о причинении вреда почве отходами, размещенными после истечения срока действия лицензии, не исследовали вопрос о деградации почв вследствие действий ответчика. Представленные лабораторные исследования образцов почвы подтверждают отсутствие химического и биологического загрязнения почвы. Суды не установили факт причинения вреда почве и причинно-следственную связь между действиями предприятия и причиненным вредом.
В отзыве на жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании, в котором объявлялся перерыв до 28.08.2019 до 12 часов 30 минут, представители предприятия и департамента поддержали доводы жалоб и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей предприятия и департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалоб подлежит отказать.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации Советского района Ставропольского края от 30.05.1994 N 211 предприятию выделен земельный участок с кадастровым номером 26-27-000000-4509 под размещение полигона твердых бытовых отходов.
15 января 2010 года предприятию выдана лицензия N ОП-35-001971 (26) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 - 4 классов опасности сроком действия до 15.01.2015.
После истечения срока действия лицензии предприятие осуществляло деятельность по размещению отходов 4 класса опасности на названном земельном участке и соседних земельных участках с кадастровыми номерами 26-27-080103-9 и 26-27-080102-12.
Установив в действиях предприятия признаки правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, департамент составил протокол об административном правонарушении от 02.02.2018 N 18-111/ВП/1-022/1, который с материалами административного дела направил в суд для решения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А63-2353/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2018, в удовлетворении заявления департамента отказано, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. Суд пришел к выводу об осуществлении предприятием деятельности по размещению отходов 4 класса опасности в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 08.02.2018 N 18-111/ВП/1-024/3 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Департамент предъявил предприятию требование о возмещении вреда, неисполнение которого привело к судебному спору.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив факт нарушения предприятием природоохранного законодательства путем размещения на земельном участке отходов без лицензии, правомерно удовлетворили иск на основании статей 51, 75, 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238), постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" и от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде".
По смыслу приведенных норм материального права и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Невозможность точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловило возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.
Размер вреда, причиненного окружающей среде, по настоящему делу рассчитан в соответствии с пунктом 9 Методики N 238 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, которым была установлена формула исчисления в стоимостной форме размера возмещения вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Поскольку доводы жалоб сводятся к несогласию предприятия и министерства с оценкой судами доказательств и с установленными по делу обстоятельствами, они по правилам статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов.
Права и обязанности администрации Советского района судебные акты не затрагивают, поэтому рассмотрение судами первой и апелляционной инстанций дела без привлечения указанного лица к участию в деле не привело к нарушению процессуальных норм, влияющих на исход спора.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А63-17341/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм материального права и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2019 г. N Ф08-6895/19 по делу N А63-17341/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6895/19
17.06.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1874/19
29.04.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1874/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-17341/18