г. Краснодар |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А15-5493/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан (судья Ахмедова Г.М.) от заявителя - жилищно-строительного кооператива "Уют" (ИНН 0561054756, ОГРН 1060561003260) - Салимова А.М. (доверенность от 20.08.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан - Насибова К.Д. (доверенность от 16.06.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Махачкалы - Габибуллаева Д.Р., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Уют" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2019 (судья Батыраев Ш.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А15-5493/2018, установил следующее.
ЖСК "Уют" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан со следующими требованиями (дело N А15-4151/2018):
- признать недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Махачкалы (далее - инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.12.2016 N 34649 и от 15.06.2017 N 3667, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 27609 по состоянию на 26.01.2017 и N 29126 по состоянию на 01.08.2017;
- признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 24.08.2018 N 16-24/11083@, принятого по апелляционной жалобе кооператива на решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2018 N 39952.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан.
Определением суда от 20.11.2018 выделено в отдельное производство требование кооператива к управлению о признании недействительным решения от 24.08.2018 N 16-24/11083@, принятого по апелляционной жалобе кооператива на решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2018 N 39952 (рассматривается в рамках данного дела).
Определением суда от 27.11.2018 инспекция привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления.
Решением суда от 06.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что на дату подачи налоговой декларации и рассмотрения дела кооперативом не сформирован, не индивидуализирован и не поставлен на кадастровый учет с получением кадастрового паспорта земельный участок под построенными и введенными в эксплуатацию девятью многоквартирными жилыми домами и право собственности на который должен перейти к собственникам квартир и иных помещений в этих домах.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 06.03.2019 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что при вынесении судебных актов суды не учли, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:60:10621 площадью 43 723 кв. м, зарегистрированный за кооперативом с 25.04.2017, на основании закона перешел в общую долевую собственность помещений. Вывод судов о том, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, основан на неправильном толковании материального права, что свидетельствует о незаконности данных судебных актов. Судом не дана оценка тому факту, что актами о вводе в эксплуатацию сданы все многоэтажные многоквартирные дома, что также свидетельствует об отсутствии у кооператива объекта налогообложения в виде земельного участка с кадастровым номером 05:40:60:10621. Суды проигнорировали, что согласно пункту 6 постановления Махачкалинского городского Собрания от 03.10.2005 N 17-2в "О земельном налоге", вступившего в законную силу с 01.01.2016, ставка земельного налога в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства.
В отзывах на кассационную жалобу управление и инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители управления и инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации кооператива по земельному налогу за 2017 год, по результатам которой составила акт от 03.05.2018 N 49900 и приняла решение от 16.07.2018 N 39952 о начислении кооперативу 2 205 297 рублей земельного налога, 221 462 рублей 38 копеек пеней и 441 059 рублей штрафа.
По результатам рассмотрения жалобы кооператива управление установило, что решение инспекции от 16.07.2018 N 39952 вынесено с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (в отсутствие доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки), отменило решение инспекции и приняло новое решение о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 441 059 рублей 40 копеек штрафа с начислением ему 2 205 297 рублей земельного налога и 242 780 рублей 38 копеек пеней.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса кооператив обжаловал решение управления в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного кооперативом требования. Суды установили, что в спорные налоговые периоды кооператив самостоятельно получал кадастровые паспорта на земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, зная, что для передачи земельного участка владельцам расположенных на них объектах необходимо их индивидуализировать, сформировать и поставить на кадастровый учет.
Однако кооператив на дату подачи налоговой декларации и рассмотрения дела не сформировал, не индивидуализировал и не поставил на кадастровый учет с получением кадастрового паспорта земельный участок под построенными и введенными в эксплуатацию девятью многоквартирными жилыми домами и право собственности на который должен перейти к собственникам квартир в этих домах.
При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 387 Кодекса установлено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из положений главы 31 Кодекса, ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 Кодекса определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог, согласно статье 15 Кодекса, отнесен к числу местных налогов, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании Кодекса и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12, пункт 1 статьи 387 Кодекса).
В соответствии с Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18.02.2016 N 6-2а "О земельном налоге" (далее - Решение Собрания депутатов от 18.02.2016 N 6-2а) ставка земельного налога на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав, на данные земельные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. Как сказано выше, согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.
Таким образом, законодатель установил, что при определении налоговой базы по земельному налогу налогоплательщик, а, следовательно, и налоговый орган руководствуются сведениями, которые содержатся в ЕГРН.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, кооператив 01.02.2018 представил в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2017 год регистрационный N 16937169, в которой задекларировал, применив ставку 0,3%, следующие земельные участки:
- N 05:40:60:47, кадастровая стоимость земельного участка составляет 8 377 836 рублей, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, - 50 267 рублей (8 377 836 х 0,3% х 2 = 50 267);
- N 05:40:60:9812, кадастровая стоимость земельного участка составляет 976 315 рублей, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, - 5 858 рублей (976 315 х 0,3% х 2 = 5 858 рублей).
Общая сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2017 год, по данным кооператива составляет 56 125 рублей.
Однако, в соответствии со сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан за 2017 год, в собственности у кооператива находились следующие земельные участки:
- N 05:40:60:7041, кадастровая стоимость земельного участка - 375 175 310 рублей, разрешенное использование земельного участка - под строительство многоэтажного жилого комплекса со встроенными помещениями, дата регистрации возникновения права собственности 11.02.2014, дата регистрации прекращения права - 21.02.2017, количество месяцев владения земельным участком - 2 месяца, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, составляет - 375 250 рублей (375 175 310 рублей х х 0,3 % х 2 х 0,1667 = 375 250 рублей);
- N 05:40:60:9812, кадастровая стоимость земельного участка - 976 315 рублей, разрешенное использование земельного участка - под строительство многоквартирного жилого дома, дата регистрации возникновения права - 01.07.2015, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, - 5 858 рублей (976 315 рублей х 0,3% х 2 = = 5858 рублей);
- N 05:40:60:10562, кадастровая стоимость земельного участка - 374 434 895 рублей, разрешенное использование земельного участка - под строительство многоэтажного жилого комплекса со встроенными помещениями, дата регистрации возникновения права собственности 21.02.2017, дата регистрации прекращения права -25.04.2017, количество месяцев владения земельным участком - 2 месяца, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, - 374 510 рублей (374 434 895 рублей х 0,3 % х 2 х х 0,1667 = 374 510 рублей);
- N 05:40:60:10621, кадастровая стоимость земельного участка - 376 432 294 рубля, разрешенное использование земельного участка - под строительство многоэтажного жилого комплекса со встроенными помещениями, дата регистрации возникновения права - 25.04.2017, количество месяцев владения земельным участком - 8 месяцев, сумма налога, подлежащая исчислению за 2017 год, - 1 505 804 рубля (376 432 294 рубля х 0,3% х 2 х 0,6667 = 1 505 804 рубля).
Таким образом, общая сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2017 год, - 2 261 422 рубля.
Таком образом, по результатам камеральной налоговой проверки установлен факт занижения кооперативом суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2017 год в сумме 2 205 297 рублей (2 261 422 рубля - 56 125 рублей), в связи с чем налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, что составило 441 059 рублей 40 копеек, и начислены 242 780 рублей 38 копеек пени по состоянию на 24.08.2018.
Спора по сумме налога, подлежащего уплате в бюджет по земельному участку с кадастровым номером N 05:40:60:9812 у сторон нет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Оспаривая решение управления, кооператив ссылался на то, что на спорных земельных участках построены и введены в эксплуатацию в 2015 году многоквартирные жилые дома и после регистрации первыми жильцами права собственности на квартиры в этих домах к ним в силу прямого указания в законе земельный участок под жилым домом переходит в их общую долевую собственность. Поэтому налоговая декларация подана за минусом площади земельного участка, перешедшего в общую долевую собственность владельцам квартир и помещений в этих домах, поскольку кооператив не является плательщиком земельного налога за земельный участок, расположенный под многоквартирными жилыми домами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на это помещение (пункты 1 и 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Названные правовые позиции, связанные с применением части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона N 189-ФЗ, нашли отражение в пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из материалов дела следует, что 30.05.2003 за ОАО "Дагэлектромаш" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:00 00 60:0047 площадью 44 157 кв. м, расположенный по адресу: г. Махачкала, пр. Гамидова,49.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.06.2008, заключенного между ОАО "Дагэлектромаш" и кооперативом, за последним Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000060:0047, площадью 44 157 кв. м, расположенный по адресу: г. Махачкала, пр. Гамидова,49, категория земель - под строительство многоэтажного комплекса со встроенными помещениями, о чем 29.07.2008 в ЕГРН и сделок с ним сделана запись N 05-05-01/04122008.
Кооперативу выдано разрешение N 51 на строительство десятиэтажных домов на позициях N 1-13 указанного земельного участка в соответствии с утвержденным проектом.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН и кадастровых паспортов 30.12.2013 из земельного участка с кадастровым номером 05:40:00 00 60:0047 сформированы четыре земельных участка с кадастровыми номерами:
- 05:40:000060:7041 площадью 43 577 кв. м;
- 05:40:000060:7042 площадью 177 кв. м;
- 05:40:000060:7043 площадью 176 кв. м;
- 05:40:000060:7044 площадью 233 кв. м.
11.02.2014 за кооперативом зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки.
В этот же день 11.02.2014 прекращено право собственности кооператива на земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000060:7042, 05:40:000060:7043 (в связи с отчуждением владельцам помещений).
20.02.2017 из земельного участка сформированы два земельных участка: с кадастровым номером 05:40:60:10651 площадью 86 кв. м. и 05:40:60:10562 площадью 43 491 кв. м, право собственности кооператива на них зарегистрировано 21.02.2017.
01.03.2017 прекращено право собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 05:40:60:10651 площадью 86 кв. м в связи с отчуждением владельцам помещений.
25.04.2017 земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:60:10562 площадью 43 491 кв. м и 05:40:000060:7044 площадью 233 кв. м. объединены в земельный участок с кадастровым номером 04:40:60:10621 площадью 43 723 кв. м. и за кооперативом зарегистрировано право собственности.
Из изложенного следует, что с 11.02.2017 по 21.02.2017 кооператив владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 05:40:000060:7041 площадью 43 577 кв. м, с 21.02.2017 по 25.04.2017 - земельным участком с кадастровым номером 05:40:60:10562 площадью 43 491 кв. м, с 25.04.2017 и по настоящее время земельным участком с кадастровым номером 05:40:60:10621 площадью 43 723 кв. м.
В представленной налоговой декларации кооперативом задекларирован земельный участок с кадастровым номером 05:40:60:47, в то время как на дату представления декларации земельный участок с таким кадастровым номером уже не существовал.
Представители кооператива в судебном заседании суда первой инстанции также пояснили, что при подаче декларации главный бухгалтер ошибочно указал кадастровый номер земельного участка 05:40:60:47 вместо номера 05:40:60:10621, который фактически находится собственности кооператива, за минусом площади земельного участка под введенными в эксплуатацию девятью многоквартирными жилыми домами, которая, по мнению кооператива, перешла в долевую собственность жильцов.
Как признает сам кооператив, площадь указанного земельного участка и его кадастровая стоимость им определены и указаны в налоговой декларации приблизительно за вычетом площади земельного участка, который перешел в долевую собственность владельцев квартир и помещений в сданных в эксплуатацию девяти многоквартирных домах.
Действующее законодательство не отождествляет понятия земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного жилого дома, и земельного участка, необходимого для его эксплуатации; размеры указанных земельных участков могут не совпадать. Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка, необходимого для его эксплуатации, и проведения его государственного кадастрового учета. Приблизительное определение площади и соответственно кадастровой стоимости налогооблагаемого земельного участка земельным и налоговым законодательством не предусмотрено.
Кооператив не оспаривает и подтверждается материалами дела то, что в общую долевую собственность владельцев квартир в построенных многоквартирных домах переходит не весь земельный участок с кадастровым номером 05:40:60:10621, а лишь его часть, и что на оставшейся части земельного участка им осуществляется строительство 12-этажного многоквартирного дома.
В материалах дела отсутствуют документы и доказательства того, какая именно часть земельного участка, сформированного с разрешенным использованием "для строительства многоэтажного жилого комплекса со встроенными помещениями" кооператива необходима, выделена в натуре и предоставлена собственникам сданных многоквартирных домов в целях их эксплуатации. Тот факт, что часть площади земельного участка кооператива (с различными кадастровыми номерами в течение 2017 года) занята построенными многоквартирными домами, в условиях продолжения строительства многоэтажного жилого комплекса не опровергает использование кооперативом данного земельного участка в собственных интересах (для строительства) и не означает прекращение права собственности кооператива на соответствующую площадь земельного участка.
Земельный участок, необходимый только для эксплуатации многоквартирных домов, сданных в эксплуатацию, не сформирован, не индивидуализирован и не поставлен на кадастровый учет, границы такого земельного участка не определены. В данном случае не установлены точные размеры передаваемого земельного участка и площадь земельного участка, сохраняющего у кооператива на праве собственности для продолжающегося строительства многоквартирного дома и от кадастровой стоимости которого кооператив должен в последующем исчислить и уплатить земельный налог.
В спорные налоговые периоды кооператив самостоятельно получал кадастровые паспорта на земельные участки, находящиеся под нежилыми помещениями, зная, что для передачи земельного участка владельцам расположенных на них нежилых помещений необходимо их индивидуализировать, сформировать и поставить на кадастровый учет, что им не сделано в отношении земельного участка под сданными в эксплуатацию многоквартирными жилыми домами.
С учетом указанных обстоятельств управление правомерно пришло к выводу о неверном определении кооперативом объектов налогообложения по земельному налогу за 2017 год.
Ссылки кооператива на статьи 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в рассматриваемом случае правомерно признаны необоснованными, так как при администрировании земельного налога налоговые органы руководствуются сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, а в рассматриваемом случае ни кооператив, ни Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан не представили сведения о проведении кадастрового учета земельного участка (земельных участков) под многоквартирными жилыми домами.
Пунктом 8 Решения Собрания депутатов от 18.02.2016 N 6-2а установлено, что налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в местный бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 9 Решения Собрания депутатов от 18.02.2016 N 6-2a).
На основании вышеизложенного является правомерным и обоснованным решение о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислении соответствующих сумм земельного налога за 2017 год и пени по результатам камеральной налоговой проверки, на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан в порядке пункта 4 статьи 85 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановление апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.03.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А15-5493/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Решения Собрания депутатов от 18.02.2016 N 6-2а установлено, что налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в местный бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 9 Решения Собрания депутатов от 18.02.2016 N 6-2a).
На основании вышеизложенного является правомерным и обоснованным решение о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислении соответствующих сумм земельного налога за 2017 год и пени по результатам камеральной налоговой проверки, на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан в порядке пункта 4 статьи 85 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф08-7370/19 по делу N А15-5493/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7370/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5493/18
10.06.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1618/19
03.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5493/18
06.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5493/18