На основании абзаца второго пункта 71 Положения об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 10 августа 2023 г. N 308 "Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по управлению рисками реализации проектов.
2. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности министра |
С.С. Боровиков |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
экономического развития
Республики Алтай
от "8" сентября 2023 г. 347-ОД
Методические рекомендации
по управлению рисками реализации проектов
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по управлению рисками реализации проектов (далее - Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай и Функциональной структурой проектной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Республики Алтай от 10 августа 2023 г. N 308 "Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" (далее соответственно - Положение, Функциональная структура, Постановление), в целях принятия и выполнения своевременных управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь при реализации региональных проектов, региональных проектов, не входящих в состав федерального проекта, входящего в состав национального проекта и ведомственных проектов (далее - проекты).
2. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении, кроме следующих:
а) управление рисками реализации проекта - совокупность действий (процессов), осуществляемых участниками проектной деятельности и иными заинтересованными лицами по оценке риска реализации проектов, обработке и воздействию на риск, мониторингу мер реагирования, направленных на устранение (минимизацию) риска и способных оказать влияние на снижение вероятности наступления риска либо его последствия (далее - управление рисками проекта);
б) оценка риска - действия, осуществляемые участниками проектной деятельности и иными заинтересованными лицами, направленные на идентификацию, анализ и определение уровня риска;
в) мера реагирования - действия участников проектной деятельности и иных заинтересованных лиц, направленные на устранение причин возникновения рисков, а также на снижение вероятности наступления риска и (или) степени влияния негативного последствия;
г) негативный факт - выявленная причина негативного события, способная создать отдельно или в совокупности с другими негативными фактами риск реализации проекта;
д) уровень риска - значение величины риска, характеризуемое вероятностью его наступления и влиянием на достижение параметров проекта;
е) иные заинтересованные лица - общественные советы, научные организации, контрольные (надзорные) органы, депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, иные учреждения и организации, участвующие в управлении рисками проекта;
ж) реестр рисков реализации проекта - структурированная форма записи, содержащая информацию об оценке рисков, о параметрах плана обработки и воздействия на риск и результатах мониторинга исполнения плана обработки и воздействия на риск (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
з) обработка риска реализации проекта - совокупность управленческих решений и действий по подготовке, выбору и принятию мер реагирования и воздействия на риск;
и) план обработки и воздействия на риск - структурный элемент реестра рисков, содержащий меры реагирования, сроки их выполнения, состав лиц, ответственных за реализацию его мероприятий, а также ожидаемые эффекты от обработки рисков (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
3. Руководитель проекта организует процесс управления рисками проекта.
Администратор проекта обеспечивает документирование всех процессов управления рисками и информированность участников проекта о рисках проекта.
Управление рисками проекта включает в себя:
а) идентификацию рисков;
б) качественный и количественный анализ идентифицированных рисков;
в) разработку плана обработки и воздействия на риски;
г) мониторинг и контроль управления рисками.
4. В идентификации и анализе рисков, разработке плана обработки и воздействия на риски принимают участие участники проекта, руководитель проекта, куратор проекта.
Кроме того, к идентификации риска могут привлекаться иные заинтересованные лица.
5. Результаты идентификации, анализа и планирования мероприятий по реагированию на риски заносятся в реестр рисков паспорта проекта согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
6. В обязательном порядке в реестр рисков реализации проекта включаются риски, последствия которых могут оказать негативное влияние на достижение плановых значений и (или) сроков, и (или) на увеличение стоимостных характеристик следующих объектов влияния:
а) показателей государственной программы Республики Алтай;
б) показателей национального и федерального проекта;
в) мероприятий (результатов) государственной программы Республики Алтай;
г) мероприятий (результатов) национального и федерального проекта;
д) контрольных точек результатов национального и федерального проекта.
В случае если идентифицированный риск оказывает влияние на несколько параметров проекта информация об оценке риска и плане обработки и воздействие на риск приводится в реестре рисков в разрезе каждого параметра влияния.
7. Разработка и согласование реестра рисков проводится на этапе планирования проекта.
II. Идентификация рисков реализации проектов
8. Идентификация рисков заключается в систематическом выявлении и изучении рисков при реализации проекта.
9. Идентификация рисков должна проводиться постоянно, в течение всего жизненного цикла проекта.
10. Идентификация рисков проводится на основе результатов анализа проектных документов, информации и знаний, полученных в ходе реализации аналогичных проектов, оценок участников проекта, оценок экспертных групп, не включенных в команду проекта.
11. При идентификации рисков на стадии планирования проекта могут использоваться следующие методы:
а) "мозговой штурм" - метод создания подробного реестра рисков. Реестр рисков разрабатывается в ходе рабочих встреч, в которых принимают участие члены команды проекта, эксперты из разных областей. Участники рабочей встречи называют риски, которые считают важными для проекта, при этом не допускается обсуждение выдвинутых рисков. Далее риски сортируют по категориям и уточняют, наиболее значимые фиксируют в реестре рисков;
б) метод "Дельфи" аналогичен методу "мозгового штурма", но его участники не знают друг друга. Руководитель проекта с помощью списка вопросов для получения идей, касающихся рисков проекта, собирает ответы участников опроса. Далее ответы анализируются, распределяются по категориям и возвращаются участникам опросов для дальнейших комментариев. Консенсус и список рисков получается через несколько циклов этого процесса. В методе "Дельфи" исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи;
в) метод номинальных групп позволяет идентифицировать и расположить риски в порядке их важности. Данный метод предполагает формирование группы из нескольких человек, участвующих в разработке паспорта проекта. Каждый участник группы перечисляет обнаруженные им риски проекта. Далее происходит совместное обсуждение всех выделенных рисков, затем повторно составляются индивидуальные списки рисков в порядке их важности;
г) карточки Кроуфорда: собирается группа из нескольких человек, участвующих в разработке паспорта проекта. Руководитель проекта сообщает, что задаст группе 10 вопросов, после задает вопрос: "Какой из рисков является наиболее важным для проекта?". Участники группы записывают ответ на одной из карточек. Далее задается этот же самый вопрос. Но необходимо указать уже другой риск. В результате получается 70-100 карточек, в которых указаны риски проекта;
д) опрос экспертов: опрашиваются эксперты, имеющие опыт работы с аналогичными проектами;
е) шаблоны рисков: используются накопленные знания по управлению рисками других аналогичных проектов;
ж) метод с использованием схем и диаграмм: строятся диаграммы причинно-следственных связей и блок-схемы процессов, с помощью которых возможно проследить последовательность мероприятий, происходящих в данном процессе;
з) анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ): позволяет оценить потенциал и окружение проекта. Потенциал проекта, выраженный в виде его сильных и слабых сторон, позволяет оценить разрыв между содержанием проекта его выполнения. Оценка окружения проекта показывает, какие благоприятные возможности предоставляет и какими опасностями угрожает внешняя среда. SWOT-анализ представляет собой качественный подход, базирующийся на сравнении ("взвешивании") противоположных характеристик (качеств) проекта:
оценка сильных сторон проекта. В чем состоят сильные стороны проекта? Какие составляющие проекта более развиты по сравнению с другими проектами? Например, опыт персонала, наличие производственных мощностей, умение применить данную технологию;
оценка слабых сторон проекта. Какие составляющие, элементы проекта слабы, неразвиты, недостаточны? Например, отсутствие источников финансирования, смутное представление о механизме реализации конкретных мероприятий, отсутствие нормативной базы для реализации конкретных мероприятий;
оценка возможностей проекта. Какие дополнительные возможности возникают в ходе и после реализации проекта? Необходимо принимать во внимание не только материализованные выгоды - рост конкурентоспособности экономики региона, развития ключевых экономических направлений, но и те его результаты, которые создают базу, предпосылки (возможности) для реализации последующего проекта (например, проекты по развитию инфраструктуры (в том числе строительство дорог), ряд социальных проектов (в том числе строительство школьных зданий, больниц);
оценка угроз проекта. Какие факторы могут помешать успешной реализации проекта или сделать ее невозможной, бессмысленной? Например, реализация инновационного проекта будет невозможна, если из проекта уйдет основной разработчик.
12. Риск проекта признается идентифицированным в случае, если его формулировка содержит последовательное изложение причины, которая может привести к рисковому событию, описание рискового события и его последствий.
13. Риски проекта должны быть четко сформулированы для исключения двусмысленности понимания всеми участниками проекта.
14. Для описания идентифицированного риска с достаточной степенью детализации необходимо использовать один из двух шаблонов описания:
а) шаблон 1 - [возможно, что произойдет 1] какое-то событие, что окажет негативное влияние на параметр проекта/повысит эффективность реализации параметра проекта. Пример: отказ в согласовании или отрицательное заключение правовой экспертизы проекта нормативного акта, закрепляющего смену категории природного парка С. приведет к увеличению сроков реализации проекта в целом, вследствие необходимости доработки проекта нормативного акта;
б) шаблон 2 - Из-за [того, что есть] причина, может [произойти] событие, что повлечет за собой последствия. Пример: из-за обильных осадков, может выйти из русла река К., что повлечет за собой наводнение в селе М.
15. На стадии реализации проекта идентификация рисков осуществляется при проведении мониторинга хода реализации проекта, в случае выявления:
а) нарушения сроков выполнения работ, направленных на достижение мероприятий (результатов) проекта;
б) отклонений по объему исполнения бюджета проектов в соответствии с планом;
в) нарушения сроков заключения контрактов в соответствии с графиками заключения контрактов;
г) неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения поставщиком товаров (работ, услуг) условий контракта.
III. Анализ идентификационных рисков
16. Анализ рисков включает оценку рисков, методы снижения рисков или уменьшения связанных с ними неблагоприятных последствий и усиление вероятности наступления условий для использования открывшихся возможностей.
Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ рисков определяет (идентифицирует) факторы, области и виды рисков.
Количественный анализ рисков должен численно определить размеры отдельных рисков проекта в целом.
17. Для каждого идентифицированного риска на основе оценок участников проекта, заинтересованных лиц определяется категория риска по различным основаниям:
а) природно-климатические - риски, связанные с климатическими условиями во время реализации проекта, изменениями погоды и другими природными явлениями (пожары, землетрясения, наводнения, ураганы);
б) инфраструктурные - риски, связанные с возможностями доступа к инфраструктуре (транспортной, энергетической, водоснабжения, телекоммуникаций);
в) технологические - риски, связанные с использованием современных или устаревших технологических решений:
переделка недоброкачественно выполненных строительно-монтажных работ вследствие допущенных нарушений в технологии;
появление непредвиденных работ;
нестабильность качества сырья и материалов;
устаревшая технология строительно-монтажных и отделочных работ;
отсутствие резерва мощности;
г) рыночные - риски, связанные с изменением рыночных цен, спроса и предложения на товары и услуги, а также с проведением конкурсных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
рост издержек;
увеличение цен на сырье и комплектующие в результате инфляция;
отсутствие предложений по контракту;
отсутствие предложений с приемлемыми условиями;
превышение сроков закупочных процедур;
изменение типа закупочной процедуры, что ведет к увеличению сроков;
д) валютные - риски, связанные с изменением курсов валют;
е) внешнеполитические - риски, связанные с международной ситуацией, санкциями, ограничениями, военными и политическими конфликтами;
ж) финансовые - риски, связанные с возможностью финансирования проекта, в том числе за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств:
отсутствие соответствующего правового оформления финансовых заявок, договоров;
ошибки в определении объема финансирования;
отсутствие учета влияния инфляционной составляющей для долгосрочных проектов;
недополучение финансирования из конкретных источников;
отказ финансирования из конкретных источников;
риск ликвидности (несвоевременное выделение денег из бюджетных источников);
превышение лимита финансирования проекта вследствие изменения внешних условий реализации проекта;
з) кадровые - риски, связанные с наличием и уровнем компетентности персонала в проекте:
неисполнение лицами своих профессиональных обязанностей;
текучесть кадров и трудности с набором квалифицированного персонала;
отсутствие требуемой квалификации у сотрудника;
и) деловые и репутационные - риски, связанные с возможным нарушением поставщиками и подрядчиками принятых на себя договорных обязательств:
низкое качество поставки по контракту, не позволяющее использовать ее в мероприятиях проекта, и приводящее к нарушению сроков и бюджетов;
нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже;
реорганизация, приватизация (любая смена права собственности) поставщиком или подрядчиком с вероятным отсутствием четкой преемственности во взятых обязательствах после реорганизации либо приватизации;
к) управленческие - риски, связанные с качеством планирования и управления проектом:
возникновение мероприятия, не учтенного в плане, что приведет к его внеплановому выполнению и увеличению сроков и затрат по проекту;
изменение законодательства, приведшее к изменению состава работ по проекту, их сроков выполнения и затрат на реализацию;
изменение условий реализации проекта, приведшее к изменению состава работ по проекту, их сроков выполнения и затрат на реализацию;
отсутствие четкого распределения ответственности за выполнение мероприятия между соисполнителями и подрядчиками;
ошибки в определении сроков выполнения мероприятий;
отсутствие учета требований законодательства Российской Федерации и Республики Алтай при планировании мероприятий;
наличие противоречащих интересов у заинтересованных сторон проекта.
18. Для анализа рисков на основе оценок участников проекта, заинтересованных лиц, а также на основании отчетов о ходе реализации проекта, определяются:
а) влияние последствий риска на параметры проекта в соответствии с параметрами, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Матрица для определения влияния риска на параметры проекта
Параметр проекта, на который влияет риск |
Степень влияния риска на конкретный параметр |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Сроки |
|
|
увеличение сроков >20% |
Бюджет |
увеличение стоимости <10% |
увеличение стоимости 10-40% |
увеличение стоимости >40% |
Содержание |
влияет на исполнение контрольных точек проектов |
влияет на достижение показателей и мероприятий (результатов) проектов |
влияет на достижение показателей/мероприятий (результатов) национальных проектов или государственной программы Республики Алтай |
Показатели/ мероприятия (результаты)/контрольные точки |
влияет на выполнение контрольных точек (без влияния на мероприятие (результат) |
достижение показателей и мероприятий (результатов) проектов предполагается на уровне 80-95% |
Показатели, мероприятия (результаты) не будут достигнуты |
Общее влияние риска |
низкое |
среднее |
высокое |
Числовой эквивалент |
0,1 |
0,5 |
0,9 |
б) вероятность наступления риска в числовом выражении, в соответствии с параметрами, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Матрица для определения вероятности риска
Экспертная оценка вероятности |
Качественная оценка |
Числовой эквивалент |
1 |
2 |
3 |
Низкая |
Событие может произойти в исключительных случаях/Редкое событие, но уже имело место, однажды произошло |
0,1 |
Средняя |
Существуют свидетельства, достаточные для предположения возможности события. Событие произошло 1-2 раза на других проектах |
0,5 |
Высокая |
Событие, весьма вероятно. На предыдущих проектах такое случалось часто. "Скорее да, чем нет", "50 на 50" и даже больше |
0,9 |
в) ранг риска с использованием матрицы вероятности и влияния, представленной в таблице 3. В матрице вероятности и воздействия определены комбинации числовых значений вероятности наступления риска и его воздействия на проект, которые позволяют присваивать рискам ранг:
низкий - с рангом от 0,01 до 0,08 (зеленая зона);
средний - с рангом от 0,09 до 0,44 (желтая зона);
высокий - с рангом от 0,45 (красная зона).
Ранг определяется для каждого риска и возможности в отдельности путем умножения числовых значений вероятности наступления и их воздействия на проект.
Таблица 3
Матрица вероятности и воздействия
Воздействие (вероятность) |
Низкая (0,10) |
Средняя (0,50) |
Высокая (0,90) |
Высокое 0,90 |
средний 0,09 |
высокий 0,45 |
высокий 0,81 |
Среднее 0,50 |
низкий 0,05 |
средний 0,25 |
высокий 0,45 |
Низкое 0,10 |
низкий 0,01 |
низкий 0,05 |
средний 0,09 |
Риски с низким рангом следует держать под наблюдением на предмет увеличения вероятности их возникновения и степени воздействия на параметры проекта.
Для рисков с высоким и средним рангом составляется план обработки и воздействия на риски проекта.
IV. План обработки и воздействия на риски проекта
19. Обработка риска реализации проекта представляет собой итеративный процесс, включающий планирование и осуществление мероприятий по обработке риска (мер реагирования на риски).
20. Информация, представленная в планах обработки и воздействия на риски, должна включать:
а) мероприятия по обработке риска (меры реагирования на риск);
б) сроки выполнения мероприятий по обработке риска;
в) ответственных лиц за выполнение мероприятий по обработке риска;
г) описание ожидаемых эффектов применения плана обработки и воздействия на риск (плановых значений показателей качества воздействия на риск).
21. Руководитель проекта, совместно с командой проекта разрабатывает план обработки и воздействия на риски проекта (далее - план реагирования) по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Руководитель проекта несет ответственность за реализацию плана реагирования на риски.
В случае если решение выявленных рисков находится в зоне полномочий руководителя проекта, формирование плана реагирования осуществляются в ходе проведения рабочих совещаний.
В случае если решение выявленных рисков находится вне зоны полномочий руководителя проекта, ведомственный проектный офис организует очное заседание соответствующего регионального проектного комитета для обсуждения рисков и принятия решений для их минимизации или устранения.
22. Очное заседание регионального проектного комитета может быть проведено в онлайн (видео-конференц-связь) или офлайн формате (личное участие членов). Для этого с председателем регионального проектного комитета (куратором проекта) определяется и согласовывается дата, время, место и формат проведения очного заседания. Членам регионального проектного комитета направляется приглашение с указанием даты, времени, места и формата проведения очного заседания не позднее чем за 3 дня до даты проведения заседания регионального проектного комитета.
23. На заседании регионального проектного комитета руководитель проекта выступает с докладом о ходе реализации проекта, в том числе о возникших проблемах и рисках. По результатам доклада, а также обсуждения рисков реализации проекта принимаются управленческие решения и (или) поручения, направленные на минимизацию или устранения рисков. Принятые решения оформляются протоколом очного заседания регионального проектного комитета и вносятся руководителем проекта в план реагирования в течение 3 рабочих дней, следующих со дня подписания протокола.
24. При разработке плана реагирования стоит учитывать, что мероприятия по управлению рисками делятся на мероприятия по предотвращению ситуации, в которой риск реализуется и на мероприятия по снижению негативных последствий реализовавшегося риска. Чем выше риски проекта, тем большей проработки требуют мероприятия по управлению рисками.
25. Для предотвращения ситуации реализации риска могут быть использованы следующие виды мероприятий:
а) планирование нескольких сценариев реализации проекта (уведомление нескольких подрядчиков о проведении торгов (риск низкого качества работы подрядчика в результате отсутствия конкуренции при проведении торгов), разработка и издание нормативно-правовых актов более низкого уровня, которые будут действовать до вступления в силу нормативно-правового акта более высокого уровня (риск задержек принятия нормативно-правового акта вследствие длительного согласования);
б) включение в планы проекта мероприятий по сбору и анализу дополнительной информации о ситуациях с высоким риском;
в) уклонение от негативного развития событий (отказ от ненадежных партнеров, страхование рисков);
г) создание резервов реализации проекта (при планировании длительности мероприятий учет времени на проведение согласований, либо решение непредвиденных вопросов, планирование возможностей финансирования дополнительно возникающих мероприятий из каких-либо источников, планирование возможности привлечения к реализации проекта дополнительных исполнителей);
д) рассеивание риска (распределение ответственности между участниками, диверсификация источников финансирования, диверсификация объектов для реализации);
е) локализация негативных последствий (создание специальных структурных подразделений для выполнения проекта, использование механизма государственно-частного партнерства);
ж) проведение контрольных мероприятий, в том числе выездных, по проверке достоверности информации о реализации проектов.
26. Для снижения негативных последствий наступившего риска могут быть использованы следующие виды мероприятий:
а) в случае угрозы выхода за рамки бюджета проекта:
привлечение внешних инвесторов и спонсоров к финансированию проекта;
использование возможностей государственно-частного партнерства при реализации проекта;
привлечение к реализации проекта волонтеров и общественных организаций;
б) в случае угрозы превышения сроков реализации проекта:
привлечение дополнительных исполнителей;
пересмотр плана коммуникаций;
пересмотр плана реализации проекта и рабочего планов;
в) в случае угрозы несоответствия качества результата проект требованиям заказчика:
включение в договоры с подрядчиками финансовой ответственности за невыполнение технических требований;
внесение в сводные и рабочие планы резервов времени на обеспечение качества результата проекта;
включение в требования конкурса более жестких требований к подрядчику.
27. Протоколы рабочих совещаний и (или) заседаний регионального проектного комитета вместе с разработанным планом реагирования направляются в региональный проектный офис в течение 3 рабочих дней, следующих со дня их подписания.
28. План реагирования должен актуализироваться каждый раз после обновления результатов анализа соответствующего риска.
29. Члены команды проекта организуют исполнение мероприятий плана реагирования и несут ответственность в соответствии с проектной ролью в пределах реализуемых мероприятий.
V. Мониторинг и контроль рисков проекта
30. Контроль рисков проекта осуществляется руководителем проекта.
31. Руководитель проекта:
а) контролирует риски, указанные в плане реагирования на риски, на предмет потери ими своей актуальности;
б) контролирует риски, указанные в плане реагирования на риски, на предмет увеличения вероятности их наступления и степени воздействия на параметры проекта путем анализа информации, поступающей от команды проекта;
в) осуществляет мониторинг нереализованных рисков;
г) отслеживает появление новых рисков и возможностей проекта путем анализа информации, поступающей от команды проекта;
д) инициирует изменения в проекте в случае наступления риска проекта.
32. Команда проекта:
а) реализует мероприятия, указанные в плане реагирования на риски;
б) уведомляет руководителя проекта в случае изменения актуальности рисков проекта, в случае увеличения вероятности их возникновения и степени воздействия на параметры проекта;
в) предоставляет руководителю проекта информацию о результатах реагирования на риски, последствиях, требуемых корректировках, необходимых для оперативного управления проектом;
г) информирует руководителя проекта о возникновении новых рисков проекта.
33. Руководитель проекта уведомляет куратора проекта, региональный проектный комитет и региональный проектный офис о рисках со средним и высоким рангами, планах реагирования на них и статусе таких рисков.
34. Для контроля за рисками на регулярной основе проводится мониторинг рисков. Рекомендуемые интервалы проведения мониторинга в зависимости от ранга риска следующие:
с низким рангом - при подготовке очередного рабочего совещания и (или) заседания соответствующего регионального проектного комитета;
со средним рангом - на еженедельной основе;
с высоким рангом - ежедневно.
35. Мониторинг рисков проекта осуществляется администратором проекта.
В случае если любой участник команды проекта узнал о реализации одного или нескольких рисков, он обязан незамедлительно уведомить об этом администратора проекта.
36. Информация, собираемая администратором проекта в ходе мониторинга рисков, которая может повлиять на оценку рисков, должна быть включена администратором проекта в повестку очередного рабочего совещания и (или) заседания соответствующего регионального проектного комитета.
1 Слова, заключенные в квадратные скобки, приведены в шаблонах формулировок для простоты восприятия и в реальных формулировках могут быть опущены.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по управлению рисками
реализации проектов
Форма
реестра рисков реализации проекта
Форма идентификации рисков проекта
_________________________________
наименование проекта
Название параметра проекта, на который влияет риск |
Данные (в соответствии с паспортом) параметра, на который влияет риск |
Должностное лицо (ФИО и наименование организации, ответственного за параметр проекта) |
Идентификация рисков |
Анализ негативных последствий при наступлении риска |
Отметка о влиянии риска на вышестоящий параметр проекта (указывается наименование вышестоящего параметра проекта) |
Ранг риска |
Комментарий |
||||
|
Плановое значение |
Объем финансового обеспечения (млн руб.) |
Дата достижения параметра |
|
Дата идентификации риска |
Краткое наименование события и описание риска |
Предполагаемая дата наступления риска |
Увеличение срока реализации параметра проекта (указывается прогнозная дата реализации параметра проекта) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение значения параметра проекта (в % от планового значения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка степени влияния на достижение иного параметра проекта (согласно матрице оценки у риска) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие последствия (в т.ч. невозможность достижения параметра проекта) |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Форма анализа негативных фактов
п/п |
Номер государственного/муниципального контракта (договора) |
Наименование государственного/муниципального контракта (договора) |
Цена государственного/муниципального контракта (договора), млн руб. |
Финансовое обеспечение под риском, млн руб. |
Дата заключения государственного/муниципального контракта (договора) |
Дней до завершения |
Негативные факты |
Рисковый сценарий |
Доля влияния, % |
Отметка о наличии риска |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
Форма анализа рисков
Название параметра проекта, на который влияет риск |
Данные (в соответствии с паспортом) параметра, на который влияет риск |
Краткое наименование события и описание риска |
Сроки представления информации, дней |
Определение уровня риска |
||||||||
Плановое значение |
Объем финансового обеспечения (млн руб.) |
Дата достижения параметра |
||||||||||
Куратору проекта/региональный проектный комитет |
РПО |
Значение параметра при наступлении риска |
Изменение финансирования при наступлении риска (млн рублей) |
Увеличение срока реализации параметра |
Оценка вероятности (в соответствии с матрицей вероятности риска) |
Оценка степени влияния негативных последствий |
Уровень риска |
|||||
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
Форма мониторинга
Название параметра проекта, на который влияет риск |
Краткое наименование события и описание риска |
План обработки и воздействия на риск |
Мониторинг хода исполнения плана обработки и воздействия на риск |
Предложение о снятии риска |
Дата снятия риска |
|||||
Мероприятия по обработке риска (меры реагирования на риск) |
Срок выполнения мероприятия |
Должностное лицо (ФИО, должность, наименование организации, ответственного за мероприятие) |
Ожидаемые эффекты применения плана обработки и воздействия на риск |
Информация о выполнении мероприятий по обработке риска |
Фактическая дата выполнения мероприятия по обработке риска |
Фактическое влияние риска |
|
|
||
Увеличение срока реализации параметра проекта (указывается прогнозная дата реализации параметра проекта) | ||||||||||
Увеличение объемов финансового обеспечения результата проекта за счет всех источников (в % от предусмотренных паспортом проекта) | ||||||||||
Изменение значения параметра проекта (в % от планового значения) | ||||||||||
Оценка степени влияния на достижение иного параметра проекта (экспертная оценка) | ||||||||||
Другие последствия (в т.ч. невозможность достижения параметра проекта) | ||||||||||
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по управлению рисками
реализации проектов
План
обработки и воздействия на риск (меры реагирования на риски проекта)
_____________________________________
наименование проекта
N п/п |
Наименование риска |
Ранг риска |
Название параметра проекта, на который влияет риск |
Ожидаемые последствия |
План корректирующих мероприятий |
|||||
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок выполнения мероприятия, дней |
Документы, подтверждающие факт выполнение мероприятия |
Причины невыполнения (нарушения сроков выполнения) мероприятия |
||||||
План |
Факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||
1.2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Республики Алтай от 8 сентября 2023 г. N 347-ОД "Об утверждении методических рекомендаций по управлению рисками реализации проектов"
Вступает в силу с 11 сентября 2023 г.
Опубликование:
"Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 сентября 2023 г. N 0401202309110001
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 12 сентября 2023 г.