г. Краснодар |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А32-37830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - потребительского кооператива индивидуальных владельцев маломерных судов "Причал N 46" (ИНН 2315075966, ОГРН 1042309096103) - Мышняковой Т.А. (доверенность от 25.09.2018), в отсутствие истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (судьи Глазунова И.Н., Нарышкина Н.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-37830/2018, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к кооперативу "Причал N 46" (далее - кооператив) об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117051:76, расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Южная Озереевка.
Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта общего пользования (Черного моря), поэтому является собственностью Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2019, в удовлетворении требований отказано. Суды исходили из того, что истец не доказал возникновение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Истребование участка без решения судьбы находящихся на нем объектов недвижимости противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, нахождение спорного земельного участка в границах береговой полосы подтверждено материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что является основанием для его отнесения к федеральной собственности.
В отношении водных объектов и береговых полос, являющихся их неотъемлемыми частями, действующим законодательством установлен запрет на их приобретение в частную собственность. Суды неверно истолковали понятие "береговая линия"; не учли, что ширина водоохранной зоны значительно превышает ширину береговой полосы. Спорный земельный участок расположен непосредственно в двадцатиметровой зоне береговой полосы, которая в силу норм Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) является исключительно федеральной собственностью.
В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117051:76, расположенный по адресу: г. Новороссийск, с. Южная Озереевка, принадлежит на праве собственности кооперативу и относится к категории земель - земли населенных пунктов (выписка из ЕГРН от 30.08.2018).
На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие членам кооператива.
Управление, полагая, что принадлежащий кооперативу земельный участок расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования (Черного моря), в связи с чем является федеральной собственностью, обратилось с иском в арбитражный суд.
На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество. Объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/09).
Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункты 32, 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Истребование земельного участка без решения судьбы расположенной на нем недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником участка одновременно с иском о сносе самовольной постройки либо с иском о признании права собственности на нее по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 по делу N 308-ЭС15-8731).
Таким образом, в случае недоказанности управлением права федеральной собственности на истребуемый земельный участок, либо незаявления истцом требования о сносе самовольной постройки, возведенной на данном участке (либо требования о признании права собственности на нее), виндикационный иск судом удовлетворен быть не может.
Доказывание права собственности Российской Федерации на истребуемый от ответчика земельный участок является процессуальной обязанностью истца (статьи 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование иска управление указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117051:76, в состав которого входят береговая полоса и водоохранная зона водного объекта общего пользования (Черного моря), относится к федеральному уровню собственности в силу закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса моря относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 данного Кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Согласно правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Водного кодекса, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Следовательно, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса), на территории которых действует более широкий перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса). При этом в названной норме Земельного кодекса закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах водоохранных зон (территорий со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона N 137-ФЗ не упомянуто.
С учетом приведенных норм, частичное нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117051:76 в водоохранной зоне федерального водного объекта общего пользования (Черного моря) само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что управление документально не подтвердило нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117051:76 в пределах двадцатиметровой полосы от границы водного объекта (ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено), истец не доказал принадлежность Российской Федерации истребуемого от ответчика земельного участка, не заявил иск о сносе самовольных построек (иск о признании права собственности на них), суды сделали верный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 данного Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу N А32-37830/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах водоохранных зон (территорий со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона N 137-ФЗ не упомянуто.
С учетом приведенных норм, частичное нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117051:76 в водоохранной зоне федерального водного объекта общего пользования (Черного моря) само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф08-5872/19 по делу N А32-37830/2018