г. Краснодар |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А32-39884/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Мещерина А.И. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Куюмчян С.Р. (доверенность от 09.01.2019), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Олизаренко Т.Н. (доверенность от 21.12.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Независимый центр сертификации и испытаний", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 (судья Поляков Д.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-39884/2018, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2018 N 06-48-24/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 120 тыс. рублей штрафа; о признании недействительным предписания от 06.08.2018 N 66.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Независимый центр сертификации и испытаний" (далее - ООО "НЦСИ").
Решением от 25.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2019, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные акты мотивированы наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного. С учетом установленных по делу обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого обществом предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению общества, сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, судебные инстанции не учли, что являясь сетевой организацией, общество не является изготовителем или продавцом электроэнергии для конечных потребителей. Суды не учли довод общества о том, что протоколы испытаний электрической энергии от 01.08.2018 N 3534 и 3535, а также экспертные заключения от 01.08.2018 N 25 и 26 содержат сведения, не соответствующие действительности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению управления, нарушение обществом требований ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах элетроснабжения общего назначения", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса, подтверждается материалами дела, исследованными и оцененными судебными инстанциями.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в связи с поступившими обращениями граждан провело проверку соблюдения обществом обязательных требований технических регламентов (ТР), ГОСТ, иных нормативных документов, в ходе которой выявило нарушение обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013) при поставке (продаже) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "ТНС энерго Кубань" для реализации потребителям (гражданам, проживающим в г. Сочи) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц (протоколы испытаний ООО "НЦСИ" от 01.08.2018 N 3534, 3535 и экспертные заключения от 01.08.2018 N 25, 26).
По факту выявленного нарушения управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 03.09.2018 N 185 и постановлением от 18.09.2018 N 06-48-24/2018 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 120 тыс. рублей штрафа.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание от 06.08.2018 N 66, которым обязало общество устранить допущенные нарушения требований ГОСТа 32144-2013 в срок до 06.04.2019 и принять все возможные и предусмотренные законом и договором меры по улучшению качества электрической энергии при исполнении услуг по её передаче, в том числе, в рамках взаимодействия с иными субъектами электроэнергетики в условиях заключенных гражданско-правовых договоров с соблюдением требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Полагая, что оспариваемое обществом постановление управления является незаконным, а предписание - недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам, совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе, обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая взыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Из системного толкования части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьи 34, части 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", раздела 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16.07.1999 N 36, следует, что общество как сетевая организация обязано соблюдать, в том числе требования ГОСТа 32144-2013, которым установлены обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения, распространяющиеся на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин.) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В и 380 В. Для указанных показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы, - положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. Допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм указанного стандарта в точках передачи электрической энергии.
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, протокол об административном правонарушении от 03.09.2018 N 185, протоколы испытаний от 01.08.2018 N 3534, 3535, экспертные заключения от 01.08.2018 N 25, 26 и, установив, что общество при поставке электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям, не обеспечило соблюдение требований пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса. При этом суды обоснованно исходили из того, что общество, будучи лицом, осуществляющим поставку электрической энергии в электрических сетях систем энергоснабжения, не соответствующей установленным требованиям, является субъектом данного правонарушения.
Судебные инстанции установили, что измерения в период с 18.07.2018 по 24.07.2018 и с 19.07.2018 по 25.07.2018 осуществлены административным органом в ходе проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного обществу предписания от 22.11.2017 N 86, срок исполнения которого истек 13.07.2018.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания от 22.11.2017 N 86, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2018 по делу N А32-31712/2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2018 и постановлением суда кассационной инстанции от 07.03.2019, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса. В рамках дела N А32-31712/2018 суды установили, что проверка и испытания проведены в соответствии с требованиями законодательства, их результаты, отраженные в протоколах испытаний от 01.08.2018 N 3534, 3535 и экспертных заключениях от 01.08.2018 N 25, 26, являются достоверными.
Судебные инстанции с учетом положений статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обоснованно указали, что обстоятельства достоверности результатов испытаний, отраженных в протоколах испытаний от 01.08.2018 N 3534, 3535 и экспертных заключениях от 01.08.2018 N 25, 26 не подлежат доказыванию при рассмотрении данного дела.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для соблюдения требований ГОСТа 32144-2013 при поставке электрической энергии, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Доказательства обратного общество не представило.
Наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
С учетом доказанности совершенного обществом нарушения требований ГОСТа 32144-2013 отсутствуют основания для удовлетворения заявленного обществом требования о признании недействительным выданного управлением предписания от 06.08.2018 N 66, на что обоснованно указали судебные инстанции.
Судебные инстанции проверили доводы общества о недоказанности управлением наличия в действиях ПАО "Кубаньэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, со ссылкой на то, что контроль условий испытаний в течение интервала времени измерений не осуществлялся, а указанные наибольшие и наименьшие значения контролируемых параметров внешней среды, указанные в протоколах, недостоверны, и дали им надлежащую правовую оценку.
Не приняв во внимание довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, со ссылкой на измерения качества электрической энергии, проведенные ООО "Контакт", суды обоснованно исходили из того, что результаты измерений ООО "Контакт" получены позже проверенного административным органом периода (сроки проведения испытаний ООО "Контакт" с 16.10.2018 по 23.10.2018 и с 02.11.2018 по 09.11.2018).
Установив указанные обстоятельства, а также отсутствие в материалах данного дела относимых и допустимых доказательств, опровергающих результаты протоколов испытаний от 01.08.2018 N 3534, 3535 и заключения экспертов от 01.08.2018 N 25, 26, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу N А32-39884/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наказание назначено обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
...
Судебные инстанции проверили доводы общества о недоказанности управлением наличия в действиях ПАО "Кубаньэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, со ссылкой на то, что контроль условий испытаний в течение интервала времени измерений не осуществлялся, а указанные наибольшие и наименьшие значения контролируемых параметров внешней среды, указанные в протоколах, недостоверны, и дали им надлежащую правовую оценку.
Не приняв во внимание довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, со ссылкой на измерения качества электрической энергии, проведенные ООО "Контакт", суды обоснованно исходили из того, что результаты измерений ООО "Контакт" получены позже проверенного административным органом периода (сроки проведения испытаний ООО "Контакт" с 16.10.2018 по 23.10.2018 и с 02.11.2018 по 09.11.2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2019 г. N Ф08-6944/19 по делу N А32-39884/2018