г. Краснодар |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А53-38002/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) - Неровной А.М. (доверенность от 03.07.2019), в отсутствие истца - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) (ИНН 6125032390, ОГРН 1176196030614), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Еремина О.А.) по делу N А53-38002/2018, установил следующее.
УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) (далее - истец, фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ответчик, управление) об обязании определить дату допуска узла учета Метер СВ-20Г N М0433926 к эксплуатации с 22 мая 2018 года и обязании произвести перерасчет платы на указанную дату по показаниям прибора учета Метер СВ-20Г N М0433926.
Решением суда от 05.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2019, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы обоснованностью требований истца.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске. Податель жалобы указывает на ошибочность вывода судов о соответствии действующему законодательству требования истца опломбировать прибор учета (далее - ПУ) в подвальном помещении; отсутствие оснований для непринятия во внимание довода ответчика о преюдициальном характере судебных актов по делу N А53-33593/2017 по спору между теми же сторонами; ошибочности вывода судов об установлении ПУ в подвальном помещении в соответствии с выданными ТУ N 149, о согласии ответчика с данным фактом. Суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил довод ответчика об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
Отзыв на кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не поступил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя подателдя кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.01.2017 фонд (абонент) и управление (организация водопроводного хозяйства) заключили договор холодного водоснабжения N 127К/4, по которому организация водопроводного хозяйства обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном договором, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им ПУ. Для учета объемов поданной абоненту холодной воды стороны используют ПУ, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Узлы учета (далее - УУ) приобретаются и устанавливаются за счет абонента. Количество полученной абонентом воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления воды по показаниям средств измерений, установленных на водопроводных вводах.
При отсутствии УУ воды количество полученной абонентом воды определяется расчетным способом в соответствии с договором и действующим законодательством (пункты 3.1, 3.2, 3.2.1 договора).
25 мая 2018 года фонд в обратился в филиал "Октябрьский" управления с заявлением исх. N 90 об опломбировании и введении в эксплуатацию ПУ Метер СВ-20Г N М0433926, установленного по адресу: п. Каменоломни, пер. Почтовый 9-В, и поверенного специалистами ООО "Южный Метрологический Центр", имеющими аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.310296 (соответствующий требованиям ГОСТ ИСО /МЭК 17025-2009 и выданный 28.04.2017).
Согласно акту о проведенной поверке от 22.05.2018 ПУ пригоден для эксплуатации, допускаемая основная относительная погрешность не выходит за установленные пределы.
04 июня 2018 года фонд повторно обратился к директору филиала "Октябрьский" управления с просьбой согласовать дату и время проведения процедуры допуска УУ к эксплуатации и обеспечить явку представителя.
По мнению истца, ответчик обязан был согласовать дату опломбировки прибора учета не ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (от 04.06.2018 исх. N 213), однако от определения даты проведения процедуры допуска к учету УУ ответчик уклонился.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца с иском в суд об обязании ответчика определить дату процедуры допуска узла учета Метер СВ-20Г N М0433926 к эксплуатации с 22 мая 2018 года и обязании произвести перерасчет платы по показаниям прибора учета Метер СВ-20Г N М0433926 с 22 мая 2018.
Разрешая спор, суды руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1). Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 548 Кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Согласно пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества последней приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
В силу пункта 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена УУ осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование УУ; б) проектирование и монтаж УУ для вновь допускаемых к эксплуатации УУ, включая установку ПУ; в) допуск к эксплуатации УУ; г) эксплуатация УУ, включая снятие показаний ПУ о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся ПУ, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе ПУ УУ; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) ПУ.
В силу пункта 34 Правил N 776 допуск смонтированного УУ к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск УУ к эксплуатации.
В заявке должны быть указаны: реквизиты абонента или транзитной организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку; реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения; предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска УУ и (или) ПУ к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.
Согласно пункту 38 Правил N 776 организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска УУ к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Таким образом, абонент может лишь предложить удобную ему дату и время проведения процедуры допуска УУ в эксплуатацию. Окончательное определение даты и времени проведения процедуры осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, - она вправе как принять дату, предложенную абонентом, так и назначить иную дату, согласовав ее с абонентом.
При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 Правил, УУ не может быть допущен к эксплуатации. В случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, УУ считается допущенным к эксплуатации (пункты 40, 41 Правил N 776).
Подпунктом "е" пункта 95 Правил N 644 установлено, что требования по установке ПУ воды и устройству УУ, требования к средствам измерений (ПУ) воды в УУ, требования к проектированию, месту размещения УУ, схеме установки ПУ и иных компонентов УУ, техническим характеристикам ПУ должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения. Аналогичные требования к содержанию технических условий определены в пункте 30 Правил N 776.
Таким образом, состав УУ, включающего помимо ПУ иные устройства и компоненты, необходимые для обеспечения измерений, определяется на стадиях получения технических условий на проектирование УУ и проектирования УУ.
Суды установили, что ранее УУ прошел процедуру допуска к эксплуатации, эксплуатировался абонентом, использовался сторонами для коммерческого учета потребляемой воды, что подтверждено актом от 27.02.2012, составленным сотрудниками ООО "Водоканал" (правопредшественником ответчика) и истцом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что установленный ПУ исправен, суды пришли к выводу о неправомерном отказе ответчика от опломбирования спорного ПУ, указав, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность абонентов по демонтажу ПУ воды, сточных вод, ранее правомерно установленных не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, и их монтажу на такой границе при заключении нового договора с правопреемником организации водопроводно-канализационного хозяйства, ранее согласовавшей установку такого ПУ.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П).
Суды учли приведенные нормы права, соответствие им действий фонда, непредставление управлением доказательств нарушения фондом требований ТУ, причин отказа в принятии к эксплуатации названного ПУ, приняли во внимание, что показания ПУ Метер СВ-20Г N М0433926 зафиксированы истцом в акте от 22.05.2018 и поэтому правомерно удовлетворили требование истца об обязании ответчика принять в эксплуатацию ПУ и произвести перерасчет количества отпущенной воды и принятых сточных вод с 22 мая 2018 года по ПУ.
Доводы ответчика об избрании истцом ненадлежащего способа защиты обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции, поскольку водоснабжающая организация неправомерно уклоняется от допуска ПУ в эксплуатацию, что влечет негативные последствия для истца в виде невозможности эксплуатации ПУ, а также применение расчетного способа определения объема водопотребления. Ответчик обязан рассчитать объем водопотребления исходя из показаний ПУ.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на неверное неприменение преюдиции рассмотрены судами и получили надлежащую оценку.
Выводы судов по рассматриваемому делу не противоречат выводам, сделанным в судебных актах по делу N А53-33593/2017, поскольку они не связаны с определением даты процедуры допуска УУ Метер СВ-20Г N М0433926 к эксплуатации, с самим УУ Метер СВ-20Г N М0433926, а потому установленные ими факты не являлись преюдициальными для судов.
Доводы кассационной жалобы управления не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию заявителя с данной судами оценкой установленных обстоятельств и конкретных доказательств, поэтому в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Заявителю при подаче кассационной жалобы предоставлялась отсрочка в уплате государственной пошлины. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с управления.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А53-38002/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ГУП РО "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества последней приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
...
Подпунктом "е" пункта 95 Правил N 644 установлено, что требования по установке ПУ воды и устройству УУ, требования к средствам измерений (ПУ) воды в УУ, требования к проектированию, месту размещения УУ, схеме установки ПУ и иных компонентов УУ, техническим характеристикам ПУ должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения. Аналогичные требования к содержанию технических условий определены в пункте 30 Правил N 776.
...
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф08-7749/19 по делу N А53-38002/2018