г. Краснодар |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А32-2066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЮгИнСервис" (ИНН 2312251405, ОГРН 1162375041113), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1052308033700), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Денисенко В.П., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2019 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-2066/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮгИнСервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 02.11.2018 N 3097.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2019, заявленные обществом требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным предписание от 02.11.2018 N 3097 в части пункта N 1. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. С. Есенина 84/А (далее -многоквартирный дом).
Инспекция провела внеплановую документарную проверку общества по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.
В ходе проведения проверки установлено, что общество производило начисление платы за коммунальную услугу по водоотведению за период с января 2018 года по май 2018 года собственнику жилого помещения N 95 в многоквартирном доме с нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года общество незаконно производило начисление платы за коммунальные услуги по электроэнергии ИТП (нагрев) и электроэнергии ИТП, что также противоречит требованиям действующего законодательства. Расход электроэнергии, затраченной на работу оборудования в ИТП, должен входить в статью расходов на коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 02.11.2018 N 4102 и выдачи обществу предписания от 02.11.2018 N 3097, согласно которому заявителю необходимо, в том числе, в срок до 28.01.2019 устранить выявленные нарушения, а именно: произвести перерасчет размера платы за период с января 2018 года по май 2018 года за коммунальную услугу по водоотведению собственнику жилого помещения N 95 в многоквартирном доме, исходя из объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении (пункт 1 предписания); произвести перерасчет начисленной платы за период с января 2018 года по сентябрь 2018 года за коммунальные услуги по электроэнергии ИТП (нагрев) и электроэнергии ИТП всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а именно исключить данные начисления (пункт 2 предписания).
Общество, не согласившись с указанным предписанием инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению, то есть отведению сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных данными Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к выводу о том, что при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Суды установили, что в квартире N 95 многоквартирного дома установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения.
При этом индивидуальный прибор учета горячей воды вышел из строя в 2016 году, его показания не использовались для расчета платы за коммунальную услугу.
Начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в спорном жилом помещении до февраля 2018 года общество производило исходя из показаний индивидуального прибора учета.
В связи с выходом из строя индивидуального прибора учета холодной воды, начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению с марта 2018 года по май 2018 года общество производило исходя из среднемесячного потребления данной коммунальной услуги, а с июня 2018 года по сентябрь 2018 года - исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, в данном случае, с учетом того, что спорные приборы учета фактически вышли из строя и не функционировали, то оплата за коммунальную услугу по водоотведению подлежала исчислению в соответствии с пунктом 42 Правил - исходя из норматива.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 303-ЭС16-12311, а также не противоречит содержанию писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2015 N 5093-ОГ/04 "О размере платы за коммунальную услугу по водоотведению" и от 18.03.2015 N 7288-ач/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг".
Следовательно, требования предписания в части перерасчета размера платы за период с января 2018 года по май 2018 года за коммунальную услугу по водоотведению собственнику жилого помещения N 95 в многоквартирном доме, исходя из объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Соответственно, пункт 1 оспариваемого в рамках настоящего дела предписания обоснованно признан судами незаконным и отменен.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А32-2066/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "в" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению, то есть отведению сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных данными Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
...
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, в данном случае, с учетом того, что спорные приборы учета фактически вышли из строя и не функционировали, то оплата за коммунальную услугу по водоотведению подлежала исчислению в соответствии с пунктом 42 Правил - исходя из норматива.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 303-ЭС16-12311, а также не противоречит содержанию писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2015 N 5093-ОГ/04 "О размере платы за коммунальную услугу по водоотведению" и от 18.03.2015 N 7288-ач/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2019 г. N Ф08-8086/19 по делу N А32-2066/2019