Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Донецкой Народной Республики
от 21 июня 2023 года N 12/94
Методические рекомендации
по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов на выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики
Настоящие Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов на выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 10 статьи 23, статьями 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон),пунктом 1, части 2 статьи 15, статьями 25,28 Закона Донецкой Народной Республики от 29 мая 2023 года N 451-IIHC "О выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики", Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
1. Организационно-правовые вопросы
1.1. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями.
1.2. В поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, выдвижения списка кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в установленном Федеральным законом количестве.
При этом выдвижение на соответствующих выборах политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, на которые распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35 1 Федерального закона, кандидата по многомандатному избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей.
1.3. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не менее 10 подписей.
1.4. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
1.5. Проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи.
В случае, когда для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат 50 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
1.6. Соответствующая комиссия определяет:
количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов (в абсолютном выражении, округление до целого производится в большую сторону);
предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов (в абсолютном выражении, округление до целого производится в меньшую сторону);
количество подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи (в абсолютном выражении, округление до целого производится в большую сторону);
процедуру случайной выборки (жеребьевки) собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов подписей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов.
1.7. Избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов, своим решением устанавливает форму протокола об итогах сбора подписей. В протоколе рекомендуется указывать следующие сведения:
наименование выборов;
фамилия, имя, отчество кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, по которому выдвинут кандидат либо наименование избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество подписных листов в папке;
количество подписей в папке.
1.8. Избирательная комиссия своим решением утверждает образцы заполнения подписных листов в части, касающейся указания наименования законодательного органа, наименования и (или) номера избирательного округа.
Образцы заполнения подписных листов утверждаются отдельно для каждого избирательного округа.
Соответствующий образец заполнения подписного листа целесообразно выдавать кандидату (иному лицу), уполномоченному представителю избирательного объединения при представлении избирательную комиссию документов для уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов одновременно с выдачей извещения о необходимом и предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов.
1.9. Избирательным комиссиям целесообразно своими решениями утвердить рекомендации по сбору подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, выдвижения списков кандидатов, по оформлению папок с подписными листами, по оформлению протокола об итогах сбора подписей (примерные рекомендации приведены в приложении N 1), которые доводить до сведения кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений при представлении ими документов для уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
1.10. Избирательная комиссия своим решением создает рабочую группу по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (далее - Рабочая группа) из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов - членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов (примерное содержание решения приведено в приложении N 2).
1.11. К проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации;
сотрудников территориальных органов регистрационного учета;
при необходимости - сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
1.12. Руководителем Рабочей группы назначается член соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
1.13. В задачи Рабочей группы входят:
прием подписных листов и протокола об итогах сбора подписей избирателей;
проведение случайной выборки (жеребьевки) собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов подписей для проверки, подготовка протокола случайной выборки;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, избирательными объединениями, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения, по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка необходимых материалов в случае обжалования решений комиссии о регистрации (об отказе в регистрации) кандидатов, списка кандидатов.
1.14. До начала избирательной кампании необходимо решить все вопросы организационного и материально-технического обеспечения работы по приему и проверке подписных листов.
Как правило, проверка проводится в отдельном помещении. При необходимости проверки большого объема подписных листов может быть организована двухсменная работа.
1.15. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Комиссия должна обеспечить оповещение и беспрепятственный доступ указанных лиц в помещение, где будет проводиться выборка подписей для проверки и проверка подписей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграммой) (в том числе с использованием электронной почты в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет"), либо по телефону, либо лично (содержание приведено в приложении N 3). Факт передачи извещения фиксируется в специальном журнале передачи извещений о проверке подписей избирателей кандидатам, уполномоченным представителям избирательного объединения по представленным ранее адресу, в том числе адресу электронной почты, номеру телефона.
Форма журнала передачи извещений утверждается, как правило, до начала избирательной кампании избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы (примерная форма журнала приведена в приложении N 4).
Ответственным за ведение и хранение журнала передачи извещений является руководитель Рабочей группы.
1.16. Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, извещения и справки, подписываются, как правило, руководителем Рабочей группы.
2. Порядок приема подписных листов
2.1. Подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей представляются одновременно с другими документами, представляемыми для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Подписные листы представляются в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде.
Протокол об итогах сбора подписей избирателей представляется на бумажном носителе.
2.2. При приеме проверяется соответствие количества подписных листов и количества подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству путем полистного пересчета. Подписи избирателей, исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, не учитываются.
При приеме также проверяется правильность нумерации подписных листов.
2.3. Комиссия вправе принять такое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, выдвижения списка кандидатов, которое не превышает соответствующего предельного количества подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В случае выявления превышения предельного количества подписей лишние подписи могут быть по своему выбору исключены (вычеркнуты) лицами, заверяющими подписные листы, при этом такое исключение (вычеркивание) специально оговаривается в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, после чего избирательные документы могут быть вновь представлены для регистрации кандидата, списка кандидатов, но не позднее срока, указанного в Федеральном законе.
2.4. В случае выявления нарушения нумерации подписных листов (наличие нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами, пропуск листа с очередным порядковым номером) листы перенумеровываются представившим документы лицом, при этом присвоение номеров с индексами, а также сдвоенных, строенных и т.п. номеров не допускается (для обеспечения равновероятного отбора каждого подписного листа при проведении случайной выборки подписей для проверки).
2.5. После установления соответствия представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов документов требованиям, указанным в статье 37 Федерального закона, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдается письменное подтверждение их получения с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема избирательных документов.
2.6. Избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью.
2.7. Поступившие в комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству соответствующей избирательной комиссии для регистрации входящих документов, если не установлен иной порядок регистрации.
2.8. После представления подписных листов с подписями избирателей в соответствующую комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
3. Порядок отбора подписей избирателей для проверки
3.1. Подлежащие проверке подписи избирателей в количестве, установленном частью 3 статьи 38 Федерального закона, отбираются посредством случайной выборки (жребия). Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки.
3.2. Единицей случайной выборки рекомендуется определить подписной лист, а если проверке подлежат менее 40 подписей - подпись.
3.3. До начала отбора подписных листов рекомендуется проверить правильность нумерации подписных листов и подписей избирателей.
3.4. Уникальные номера единиц случайной выборки (номер папки - номер подписного листа (- номер подписи) размещаются на одинаковых жетонах (в непрозрачных одинаковых конвертах), которые раскладываются и перемешиваются на столе таким образом, чтобы их нумерация не просматривалась присутствующими при проведении случайной выборки лицами.
3.5. Член Рабочей группы (кандидатура которого предварительно согласовывается со всеми членами Рабочей группы, иными присутствующими при проведении случайной выборки лицами) отбирает жетоны (конверты) до тех пор, пока не будет набрано установленное число подлежащих проверке подписей избирателей.
Сведения о каждом отобранном подписном листе, каждой отобранной подписи проставляются в протоколе случайной выборки подписей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (далее - протокол) (приложение N 5, а если единицей случайной выборки определена подпись - приложение N 6).
Если единицей случайной выборки определен подписной лист и в последнем отобранном подписном листе содержится большее количество подписей избирателей, чем необходимо отобрать для достижения установленного объема выборки, проверке в данном подписном листе подлежит соответствующее число подписей, начиная с первой подписи.
В отношении последнего отобранного подписного листа в протоколе указывается количество подписей избирателей, подлежащих проверке в данном подписном листе, начиная с первой подписи.
3.6. По завершении случайной выборки протокол, в том числе каждая его страница, подписывается руководителем Рабочей группы, кандидатом (его уполномоченным представителем или доверенным лицом), уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, присутствовавшим при ее проведении.
В протоколе указываются: дата и время проведения случайной выборки, номера отобранных папок, подписных листов, количество подписей в каждом отобранном подписном листе или номер подписи, а также общее количество подписей избирателей, отобранных для их проверки.
3.7. Протокол должен быть зарегистрирован комиссией как исходящий документ, один экземпляр протокола или его копия под роспись выдается кандидату, его уполномоченному представителю или доверенному лицу, уполномоченному представителю или доверенному лицу избирательного объединения.
3.8. Расшивание сброшюрованных папок с подписными листами не допускается.
3.9. Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно от папок с отобранными для проверки подписными листами.
4. Порядок проверки отобранных подписей
4.1. В соответствии со статьей 38 Федерального закона Рабочая группа проверяет в отношении отобранных для проверки подписей:
соблюдение порядка сбора подписей избирателей;
соблюдение порядка оформления подписных листов;
достоверность сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах;
достоверность подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
4.2. При проведении проверки устанавливается достоверность всех сведений об избирателях, внесенных в подписной лист, а также сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
4.3. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (далее - Регистр).
4.4. Членом Рабочей группы подготавливается таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) (далее - таблица сведений) (приложение N 8) на бумажном и электронном носителях, которая передается для проведения проверки системному администратору соответствующего комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы". Результаты проверки оформляются записями в столбцах 8 и 9 указанной таблицы сведений (согласно примечаниям), которая после проверки подписывается системным администратором и возвращается в избирательную комиссию.
В случае отсутствия в комиссии комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" таблица сведений на бумажном и электронном носителях передается для проведения проверки в соответствующую территориальную комиссию, которая отвечает на поступивший запрос в течение одного дня после его поступления.
4.5. В случае выявления расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине, в соответствующее структурное подразделение ГУ МВД России по Донецкой Народной Республике направляется представление о проверке сведений (приложение N 7), к которому прилагается таблица сведений (приложение N 8). Передача на проверку оригиналов подписных листов или их копий не допускается. Направление представления без предварительной проверки через Регистр недопустимо.
При формировании представления необходимо указывать дату, по состоянию на которую должна быть проведена проверка на достоверность сведений, содержащихся в подписных листах. При этом в качестве такой даты следует указывать дату сбора первой подписи избирателя в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
4.6. О результатах проведенной подразделением МВД России по Донецкой Народной Республике проверки избирательной комиссии необходимо оперативно информировать соответственно кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в целях обеспечения возможности убедиться в обоснованности выводов проверки. При этом необходимо учитывать, что с любым документом, связанным, в том числе, с выдвижением и регистрацией кандидата, списка кандидатов, может ознакомиться (без снятия копий с документов, содержащих персональные данные граждан) член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенный соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
Информация, содержащаяся в столбце 9 таблицы сведений, используется соответствующей комиссией в целях недопущения необоснованных выводов, сделанных вследствие опечаток или технических ошибок, которые могли быть допущены при составлении запроса в связи с неправильным прочтением указанных в подписном листе сведений.
4.7. Проверка подписных листов осуществляется членами Рабочей группы путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. При проверке может использоваться справочная таблица нарушений при проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (приложение N 9).
4.8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую комиссию.
4.9. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
4.10. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании письменного заключения эксперта из числа привлеченных специалистов.
4.11. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки соответствующего подразделения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Донецкой Народной Республике, либо на основании заключения эксперта из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта из числа привлеченных специалистов;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае:
если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна;
если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным;
если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа;
если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности;
если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7 1 и 8 Федерального закона, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.
Неточное указание в подписном листе наименования законодательного органа, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 1.8 настоящих Методических рекомендаций, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением положений пункта 6 статьи 37 Федерального закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта из числа привлеченных специалистов;
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
4.12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 8, 9 и 13 пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций.
4.13. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами 8, 9 и 13 пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписном листе, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
4.14. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
4.15. Члены Рабочей группы в процессе проверки составляют ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения соответственно кандидата, списка кандидатов (далее - ведомость проверки подписных листов), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей (формы ведомостей проверки подписных листов приведены в приложениях N 10, 11).
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки подписных листов, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
4.16. Каждая страница ведомости проверки подписных листов в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата (наименование избирательного объединения), подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, подписей в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к указанной ведомости, которая экспертом может не подписываться.
4.17. Если подпись избирателя признается недействительной по нескольким основаниям (причинам), то в ведомости проверки подписных листов должны быть указаны все основания (причины). Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
4.18. В случае если комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки подписных листов.
4.19. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (рекомендуемые формы итогового протокола приведены в приложениях N 12, 13).
Итоговый протокол составляется отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, подписывается членами соответствующей комиссии с правом решающего голоса, проводившими проверку, руководителем Рабочей группы и представляется в соответствующую комиссию для принятия решения.
К итоговому протоколу прилагаются ведомости проверки подписных листов, заключения экспертов, справки из органов внутренних дел и организаций, полученные по запросам.
4.20. Итоговый протокол по каждому из кандидатов, списков кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
4.21. Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона проверка подписных листов и составление итогового протокола должны быть завершены не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В этот же срок копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения.
4.22. Если проведенная Рабочей группой проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г 1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в 1" и "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
В то же время сведения, указанные в столбце 9 таблицы сведений (приложение N 8), могут являться персональными данными иных лиц, а не тех избирателей, подписи которых стоят в подписных листах.
В связи с этим по окончании проверки подписных листов при передаче кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения копий официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными, персональные данные, содержащиеся в столбце 9 таблицы сведений, не передаются.
4.23. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
В решении комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом, избирательным объединением подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
4.24. Основаниями для отказа в регистрации кандидата, связанными с результатами проверки подписных листов, являются:
наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен (подпункт "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона). В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением приведенных положений Федерального закона, являются недействительными на основании подпункта "к" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона;
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (подпункт "г 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
4.25. Основаниями для отказа в регистрации списка кандидатов, связанными с результатами проверки подписных листов, являются:
наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен (подпункт "в" пункта 25 статьи 38 Федерального закона). В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением приведенных положений Федерального закона, являются недействительными на основании подпункта "к" пункта 6 4 статьи 38 Федерального закона;
если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (подпункт "в 1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
4.26. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
4.27. В случае обнаружения при проверке избирательных документов и установленного порядка сбора подписей признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, соответствующая комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и иные материалы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. Не отобранные для проверки папки с подписными листами, а также проверявшиеся подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), протоколы случайной выборки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов и иные относящиеся к проведенной проверке подписных листов документы должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
5.2. Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет руководитель Рабочей группы.
5.3. Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных законом.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
5.4. По истечении установленных сроков хранения документы уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.