г. Краснодар |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А53-38033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Мещерина А.И. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Планета" (ИНН 6164264483, ОГРН 1076164005290) - Морозов И.В. (директор, паспорт), от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Лосниковой А.В. (доверенность от 06.08.2019 N 02-44/0002), Тагильцевой Ю.А. (доверенность от 27.05.2019 N 02-32/0556), рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2019 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А53-38033/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Планета" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения от 24.10.2018 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10313140/280418/0011041.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.07.2019, заявленные обществом требования удовлетворены. С таможенного органа в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенного между обществом и компанией "KERIMOGULLARI MERMER SAN.VE TIC. LTD ST1", Турция, внешнеторгового контракта от 20.12.2016 N 16/2016, на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены обработанные мраморные плиты, предназначенные для строительства после дальнейшей обработки, производитель "KERIMOGULLARJ MERMER SAN.VE TIC.A.S." (далее - товар).
Товар оформлен обществом по декларации на товары N 10313140/280418/0011041 (далее - спорная ДТ), в графе 34 которой указана страна происхождения товаров - Турция, а в графе 36 заявлено применение льготы по уплате таможенной пошлины - тарифной преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
При расчете суммы подлежащей уплате таможенной пошлины в отношении товара декларант применил ставку 7,5%.
В обоснование применения тарифно-преференциального режима в отношении товара общество представило сертификат о происхождении товаров по форме "А" от 16.04.2018 N С0362829, выданный уполномоченным органом Турции.
По результатам таможенного контроля до выпуска товара по спорной ДТ таможня пришла к выводу о несоблюдении обществом условий предоставления тарифных преференции, в связи с чем приняла решение от 08.05.2018 о проведении дополнительной проверки, в рамках которой назначена таможенная экспертиза.
Согласно заключению ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 04.06.2018 N 12406006/0013978 установить, выполнен ли исследуемый оттиск круглой печати с текстом "Т.С." I...N..L/TICSI 61", расположенный в графе 11 сертификата о происхождении товара формы "А" N С 0362829, выданного в Турции, одной из круглых печатей уполномоченного органа Турции, образцы оттисков которых включены в картотеку сравнительных образцов РНСП, хранящуюся в ЦОК ГУ ФТС России, не представилось возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможней решения от 24.10.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорной ДТ, согласно которому ставку таможенной пошлины изменена с 7,5% на 10% в связи с отказом предоставления преференций на товар.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
В силу части 1 статьи 29 Кодекса происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Частью 5 статьи 29 Кодекса установлено, что в целях проверки соблюдения законодательства государства-участника, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-участника вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-участника, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-участник.
Согласно части 6 статьи 29 Кодекса документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу части 1 статьи 31 Кодекса сертификатом о происхождении товара является документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Частью 4 статьи 31 Кодекса установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно части 1 статьи 314 Кодекса при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
В силу части 2 статьи 314 Кодекса таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Частью 5 статьи 314 Кодекса установлено, что происхождение товара считается неподтвержденным в случаях, если не представлены документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 Кодекса; по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 данной статьи; иные случаи, определяемые Комиссией.
Пунктом 1 статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), установлено, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с данным Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Согласно пункту 93 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Турция относится к указанным странам.
Согласно разделу VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила), являющихся приложением к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенного в г. Москве 12.12.2008, и действовавшему в спорный период (далее - Соглашение), в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
Разделом VIII Правил установлено, что сертификат может быть признан недействительным в случаях, если не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных данными Правилами.
Согласно содержанию Требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", являющихся приложением N 2 к Соглашению, в сертификате в обязательном порядке должна быть заполнена, в том числе 11 графа.
Графа 11 содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.
Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Суды установили, что обществом в ходе таможенного декларирования представлен сертификат о происхождении товара формы "А" от 16.04.2018 N С0362829.
В ходе проведения проверки таможня, с учетом заключения ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 04.06.2018 N 12406006/0013978, пришла к выводу об отсутствии возможности установить, выполнен ли исследуемый оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 спорного сертификата, одной из печатей уполномоченного органа Турции, образцы оттисков которых имеются у таможенного органа, поскольку в спорном документе оттиск печати отобразился неудовлетворительно. Следовательно, сертификат о происхождении товара формы "А" от 16.04.2018 N С 0362829 не может быть рассмотрен в качестве основания предоставления тарифных преференций.
Вместе с тем при вынесении судебных актов суды установили, что в представленном заключении от 04.06.2018 N 12406006/0013978 указаны недостоверные данные о номере сертификата.
Так, в исследовательской части заключения указан сертификат формы "А" от 16.04.2018 N С 0362829, удостоверенный ТПП г. Гемлик, тогда как выводы (резолютивная часть) в данном документе сделаны относительно сертификата формы "А" от 11.04.2018 N С 0575889, удостоверенного ТПП г. Стамбул.
Таким образом, в данном случае не представляется возможным достоверно установить, какой именно сертификат соответствия являлся предметом проведенного исследования.
Кроме того, при вынесении судебных актов суды установили, что, согласно содержанию заключения от 04.06.2018 N 12406006/0013978, признаков внесения изменений в содержание спорного сертификата путем подчисток, химического травления, исправлений, дописок и допечаток не обнаружено. Подписи в графах 11 и 12 спорного сертификата выполнены шариковыми ручками, факсимиле не применялись.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае, с учетом иных сведений, представленных обществом в ходе оформления товара, нечеткие оттиски в печати не могут опровергнуть или поставить под сомнение факт производства товара в Турецкой Республике.
Доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем оформлении спорного сертификата и его несоответствии требованиям законодательства, либо подтверждающие то обстоятельство, что данный документ относится к иному товару, таможней в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды установили, что в материалы дела таможенным органом не представлены доказательства направления предусмотренного действующим таможенным законодательством запроса в компетентный национальный орган Турецкой Республики, заверивший спорный сертификат, о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае выявленные таможенным органом формальные недостатки сертификата при отсутствии иных причин для сомнений в подлинности сертификата не могут являться безусловными основаниями для отказа в предоставлении тарифной преференции.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А53-38033/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5 статьи 314 Кодекса установлено, что происхождение товара считается неподтвержденным в случаях, если не представлены документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 Кодекса; по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 данной статьи; иные случаи, определяемые Комиссией."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф08-7459/19 по делу N А53-38033/2018