г. Краснодар |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А53-30616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области (судья Колесник И.В., секретарь Хейгетова Л.А.) от заявителя - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6161025889, ОГРН 1026102902330) - Головиновой Е.В. (доверенность от 09.02.2019), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Талькова С.А. (доверенность от 28.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Ильина М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А53-30616/2018, установил следующее.
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление, контролирующий орган) о признании незаконным предписания от 18.06.2018 N 58-22-11/22-14.
Решением от 04.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного учреждением требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования, ввиду законности и обоснованности предписания управления.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что сделав вывод о том, что в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного в г. Ростове-на-Дону по улице Турмалиновской, 62, общество не в полном объеме установило металлические ограждения спортивной площадки, суды не учли, что согласно акту о приемке выполненных работ от 15.12.2017 N 1 по состоянию на 15.12.2017 выполнены работы по установке металлических столбов высотой до 4 м с погружением в бетонное основание в количестве 90 штук, устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей высотой боле 2 м в количестве 88 панелей, металлическое ограждение ЗС-000 (3*2) в количестве 88 секций. В дальнейшем по просьбе собственников многоквартирного дома ограждения были демонтированы и по согласованию с собственниками взамен ограждения были установлены качели-балансир; претензий к оформлению первичных документов у контролирующего органа в части КС-2 от 15.12.2017 N 1 не возникло. Дата замены металлических ограждений на качели-балансир не установлена, доказательства того, что данная замена произведена в период производства работ до 15.12.2017 в материалах дела отсутствуют. Учреждение не является собственником установленного оборудования, его собственниками с 15.12.2017 являются собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Турмалиновская, д. 62, которые в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем у учреждения обязанность по контролю за сохранностью данного имущества с 15.12.2017 отсутствует, ограничивать права собственников учреждение также не вправе. Согласно протоколу общего собрания собственников от 19.04.2018 собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Криворожская, 59 приняли дополнительные неоплаченные работы - установка бордюрного камня, поскольку данные работы не были оплачены, произошел взаимозачет в рамках произведенных работ. В рамках исполнения договора от 02.10.2017 N 1/2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 105/1 на сумму завышения объемов работ (12 869 рублей) подрядной организацией выполнены дополнительные работы по установке декоративных урн в количестве 3 штук. Сигнальные столбики на сумму 12 163 рубля были вырваны и похищены неустановленными лицами, о чем составлен акт. Превышение объемов по укладке бордюрного камня на сумму 18 978 рублей связанно с вторичным использованием ранее установленного бордюрного камня, о чем составлен акт. Суды не дали оценку всем представленным в дело доказательствам и доводам учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 22.03.2018 N 312 провело плановую проверку использования учреждением средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в ходе которой установило, что учреждение после завершения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов подписало акты формы N КС-2, содержащие недостоверные сведения в части объемов работ, которые приняты к учету и оплачены в завышенном объеме, а именно: в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Турмалиновская, 62, на общую сумму 37 156 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета на 29 019 рублей); в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N ЗБУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Криворожская, 59, на общую сумму 88 215 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 67 573 рубля); в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N 4БУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 376, на общую сумму 312 477 рулей (в том числе за счет средств федерального бюджета 242 794 рубля); в рамках исполнения договора от 03.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 39, на сумму 28 917 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 22 468 рублей); в рамках исполнения договора от 02.10.2017 N 1/2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 105/1, на общую сумму 44 010 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 34 591 рублей); в рамках исполнения договора от 02.10.2017 N 2/2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14б, на общую сумму 167 928 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 132 999 рублей); в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 70, подтверждены работы, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, на общую сумму 22 112 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 17 292 рубля); в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 17, подтверждены работы, качество которых не соответствуют требованиям технических норм и правил, общая стоимость которых составляет 38 175 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 30 349 рублей); в рамках исполнения договора от 04.10.2017 без номера по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 32, подтверждены работы, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, общая стоимость которых составляет 684 429 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 543 436 рублей); в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N 4БУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 376, подтверждены работы, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, общая стоимость которых составляет 170 487 рублей, (в том числе за счет средств федерального бюджета 132 469 рублей); в рамках исполнения договора от 02.10.2017 N 2/2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14б, подтверждены работы, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, на общую сумму 167 928 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 132 999 рублей).
По результатам выявленных нарушений контролирующий орган выдал учреждению предписание от 18.06.2018 N 58-22-11/22-14, которым учреждению предписано обеспечить возврат средств в установленном порядке в доход федерального бюджета (пункты 1 - 6 предписания); устранить допущенные нарушения произведенных объемов работ, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил (с приложением оформленных в установленном порядке фотоматериалов), или обеспечить возврат в установленном порядке в доход федерального бюджета денежных средств в указанных в предписании размерах (пункты 7 - 11 предписания).
Полагая, что предписание управления является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания недействительным оспариваемого предписания. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение N 12 к государственной программе Ростовской области от 25.09.2013 N 603) установлено, что предоставление субсидий производится согласно соглашению о предоставлении субсидий, заключенному между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и администрацией муниципального образования, устанавливающему общий объем субсидий, предоставляемых местным бюджетам, в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (далее - мероприятия по благоустройству).
Администрация города Ростова-на-Дону приняла постановление от 27.11.2014 N 1338 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Ростова-на-Дону" (в редакции от 26.10.2017) (далее - муниципальная программа).
В числе задач приложения 9 Подпрограммы N 7 "Благоустройство города Ростова-на-Дону" муниципальной программы установлено: обеспечение качественного содержания и благоустройства объектов благоустройства и озеленения; создание, реконструкция и благоустройство объектов благоустройства и озеленения с целью повышения привлекательности города Ростова-на-Дону; повышение уровня благоустроенных дворовых территорий города Ростова-на-Дону в рамках формирования современной городской среды.
Средства субсидий в рамках мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов предоставляются муниципальным казенным учреждениям на предоставление субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, которые выбраны собственниками помещений в многоквартирных домах.
Во исполнение муниципальной программы администрация города Ростова-на-Дону вынесла постановление от 28.08.2017 N 802 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону" (далее - Положение N 802). Согласно пункту 1.4 Положения N 802 департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидии на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, подведомственными получателями средств субсидий на благоустройство в городе Ростове-на-Дону являются муниципальные казенные учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" районов города Ростова-на-Дону. Получателями субсидий на благоустройство в городе Ростове-на-Дону определены управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные кооперативы, в управлении которых находятся многоквартирные дома и которые выбраны собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - получатели субсидии (УК, ТСЖ). Получатели субсидий (УК, ТСЖ) определялись по условию прохождения дворовой территорией многоквартирных домов всех этапов отбора для включения в муниципальную программу, предусматривающую мероприятия по благоустройству и по условию наличия дворовой территории многоквартирных домов в перечне дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, утвержденном общественной комиссией по вопросам реализации на территории города Ростова-на-Дону мероприятий по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда". Включению в муниципальную программу на 2017 год подлежали дворовые территории, исходя из даты предоставления предложений заинтересованных лиц при условии их соответствия требованиям, установленным постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 24.03.2017 N 234 "Об утверждении Порядка представления рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории и предложений граждан и организаций о включении общественной территории в подпрограмму "Благоустройство города Ростова-на-Дону" муниципальной программы "Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Ростова-на-Дону" на 2017 год" (далее - постановление N 234).
Предварительный и квалификационный отбор осуществлялся в соответствии с условиями предоставления субсидии (пункт 2.1 Положения N 802) учреждением, определенным, как организатор отбора. В ходе рассмотрения заявок управляющих организаций МКУ "УЖКХ" Ворошиловского района осуществляло оценку заявки и направляло участникам информацию о результатах ее рассмотрения. Заявки, прошедшие предварительный отбор, формируют предложения о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год. Согласно разработанному механизму представления, утверждения по разделам 5, 6 постановления N 234 по квалификационному отбору по Ворошиловскому району соответствовали всем условиям 11 дворовых территорий.
Судебные инстанции установили, что в 2017 году субсидия учреждению предоставлена в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Ростова-на-Дону на 2017 год. Учреждение в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных ассигнований заключило 11 договоров о предоставлении субсидий из федерального, областного и городского бюджетов с управляющими организациями на благоустройство дворовых территории многоквартирных домов. Привлечение подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству осуществлялось посредством проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг и (или) проведение работ по благоустройству. Объектом конкурса являлись дворовые территории многоквартирных домов, включенные в муниципальные программы, предусматривающие мероприятия по формированию городской среды.
По результатам проведенных открытых конкурсов получателями субсидии (УК, ТСЖ) (заказчиками) заключены договоры с организациями (подрядчиками) на оказание услуг и (или) выполнение работ по благоустройству 11 дворовых территорий многоквартирных домов (далее договоры с подрядными организациями). Перечень выполняемых работ устанавливается в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год и состоит из двух разделов по видам работ: минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов. Согласно договорам с подрядными организациями, содержание и сроки выполнения этапов работ определяются графиками производства работ, а оплата выполненных работ производится по факту выполнения работ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.9 Положения N 802 после завершения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного(ых) дома(ов) получатели субсидий предоставляют в учреждение соответствующего района акты о приемке выполненных работ формы N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, акты приемки объекта благоустройства в соответствии с формой, утвержденной соглашением о предоставлении субсидий из областного бюджета на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, заключаемым ежегодно между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и администрацией города Ростова-на-Дону (далее - Соглашение), подписанных только после осуществления контроля по всем объектам и направлениям на соответствие фактическим объемам выполненных работ с приложением фотографий объектов с выполненными работами, накладных и (или) счетов на оплату и (или) актов приемки-передачи и (или) счетов-фактур, платежных поручений по всем источникам финансирования.
Согласно абзацу 6 пункта 2.9 Положения N 802 учреждение после подписания акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 предоставляет данные документы в течение пяти рабочих дней в департамент ЖКХ и энергетики для направления их в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и осуществляет перечисление средств субсидии в течение 30 рабочих дней (при наличии уведомления о поступлении финансовой помощи). Ответственность за достоверность документов, предоставленных для получения субсидии, несут получатели субсидий и муниципальные казенные учреждения (в части осуществления строительного контроля) (пункт 4.1 Положения N 802).
Судебные инстанции установили, что в ходе проверки управление выявило, что учреждение в нарушение части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.8, 2.9 и 4.1 Положения N 802, пунктов 6.25, 6.3, 8.9 Свода Правил 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016); пункта 12.3.13 Свода Правил СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85) (далее - СП 78.13330.2012) и пункта 6.2.16 Стандарта Национального Объединения Строителей "Автомобильное дороги", утвержденного и введенного в действие Решением Совета Национального объединения строителей (протокол от 05.12.2011 N 22) (далее - СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011), после завершения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов подписало акты формы КС-2, содержащие недостоверные сведения в части принятых к учету и оплаченных завышенных объемов работ, а также в части подтверждения исполнения работ, качество которых не соответствует требованиям вышеуказанных технических норм и правил.
Суды исследовали довод учреждения о том, что в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Турмалиновская, 62, металлические ограждения спортивной площадки установлены в полном объеме, однако в дальнейшем по просьбе собственников многоквартирного дома демонтированы и по согласованию с собственниками на ту же сумму установлены малые формы (качели-балансир) на детской площадке (на общую сумму 37 156 рублей), и обоснованно отклонили его, указав на непредставление учреждением корректирующих справок формы КС-3 и актов формы КС-2, подтверждающих затраты подрядной организации на установку малых форм (качелей-балансира) на детской площадке на спорную сумму.
В рамках исполнения договора от 03.10.2017 N ЗБУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Криворожская, 59, учреждением в адрес управления в качестве подтверждения факта выполнения дополнительных объемов работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома представлены копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.04.2018, актов формы КС-2 без даты N 1 и 2 с фотоматериалами, письма управляющей организации ООО "СпецСтрой" от 16.04.2018 в адрес подрядной организации ООО "ЮгЖилСтрой-3", письма подрядной организации ООО "СпецСтрой" от 17.04.2018 в адрес управляющей компании ООО "ЮгЖилСтрой-3".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом.
Установив, что в указанных актах формы КС-2 отсутствует обязательный реквизит для первичных учетных документов (дата составления), не указан отчетный период, в котором проводились работы, а также отсутствует подпись представителя учреждения, осуществлявшего строительный контроль (пункт 2.8 Положения N 802), при этом учреждение не представило справки формы КС-3, суды указали, что управление обоснованно по результатам исследования представленных учреждением документов частично не приняло дополнительно выполненные объемы работ по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Криворожская, 59, в связи с чем, в пункте 2 оспариваемого предписания (нарушение в денежном выражении) указана сумма 55 097 рублей, а не 67 573 рубля.
Проверяя обоснованность оспариваемого предписания управления в части требования по обеспечению возврата средств в установленном порядке в доход федерального бюджета в сумме 216 725 рублей в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N 4БУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 376, суды установили следующее.
Суды, оценив довод учреждения о том, что им выполнены работы по установке приствольной решетки в количестве 9 штук, однако она была похищена, что послужило основанием для обращения с заявлением по данному факту в отдел полиции N 1 УМВД России по г. Ростов-на-Дону от 12.04.2018 N 1343 и вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, обоснованно указали, что данное обстоятельство не подтверждает, что указанные работы фактически учреждением выполнялись.
Учреждение указывает, что в рамках исполнения договора от 03.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 39 на 28 917 рублей подрядной организацией выполнена работа по посадке деревьев в количестве 3 штук. В качестве подтверждения факта выполнения дополнительных работ в рамках благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 39, учреждение представило управлению копию акта формы КС-2 без даты, без номера на сумму 28 917 рублей.
Судебные инстанции установили, что в представленном акте формы КС-2 отсутствуют обязательные реквизиты первичных учетных документов - дата составления и номер, не указан отчетный период, в который проводились работы, а также отсутствует подпись представителя учреждения, осуществлявшего технический надзор (строительный контроль). Кроме того, корректирующие акт формы КС-2 на сумму выявленных нарушений, фотоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ, а также справки формы КС-3 учреждение не представило. При этом суды не приняли в качестве такого доказательства представленные в материалы дела фотографии, указав, что они не подтверждают время и место выполнения работ, не представлялись управлению при проверке, тогда как определенные обстоятельства должны подтверждаться не только фотографиями, а совокупностью представленных доказательств, - документами первичного бухгалтерского учета, оформленными в соответствии с требованиями закона, иными документами, в том числе фотографиями. Такие доказательства учреждение не представило.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого предписания управления в части допущенных учреждением нарушений в рамках исполнения договора от 02.10.2017 N 1/2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 105/1, суды установили следующее.
Учреждение указывает на отсутствие нарушений на сумму завышения объемов в размере 12 869 рублей, поскольку подрядной организацией выполнены дополнительные работы по установке декоративных урн в количестве 3 штук. Установленные сигнальные столбики на сумму 12 163 рублей были вырваны и похищены неустановленными лицами, о чем составлен акт. Превышение объемов по укладке бордюрного камня на сумму 18 978 рублей связанно с вторичным использованием ранее установленного бордюрного камня, о чем составлен акт.
В качестве подтверждения факта выполнения дополнительных объемов работ в рамках благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 105/1, учреждение представило управлению акт формы КС-2 без даты N 1 на сумму 12 869 рублей.
Судебные инстанции установили, что представленный учреждением акт формы КС-2 не имеет обязательных реквизитов первичных учетных документов, - даты составления и номера, не указан отчетный период, в котором выполнены работы, отсутствует подпись представителя учреждения, осуществлявшего технический надзор (строительный контроль). Кроме того, учреждение не представило корректирующий акт формы КС-2 и справку формы КС-3 на сумму выявленных нарушений, а также фотоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ.
В качестве подтверждения факта выполнения работ по установке столбиков сигнальных пластиковых в количестве 4 штук учреждение представило копии акта об установлении факта пропажи (кражи, вандализма) имущества по адресу: пр. Ленина, 105/1 от 25.12.2017 и заявления в отдел полиции N 1 УМВД России по г. Ростову-на-Дону от 15.05.2018 N 530 о краже. Суды обоснованно указали, что само по себе обращение в правоохранительные органы с заявлением, без представления надлежащих доказательств о выполнении работ, факт выполнения работ и их стоимость не подтверждает.
В подтверждение возражений в части завышения объемов работ по установке бортовых камней в количестве 41,4 м учреждение представило фотоматериалы, копии акта освидетельствования скрытых работ от 23.10.2017 N 10/1 и акта вторичного использования бортового камня от 15.10.2017. Не приняв представленные фотоматериалы в качестве надлежащего доказательства, суды обоснованно указали, что из представленных фотоматериалов не представляется возможным установить повторное использование бортового камня. Кроме того, в ходе контрольного замера учтен весть объем работ по установке бортовых камней, выполненный на дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 105/1.
Учреждение указывает, что в рамках благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14б, на сумму 12 850 рублей подрядная организация выполнила дополнительные работы по установке декоративных урн в количестве 4 штуки на благоустраиваемой территории многоквартирного дома; сигнальные столбики на сумму 155 078 рублей были вырваны и похищены неустановленными лицами, о чем составлен акт. В подтверждения факта выполнения дополнительных работ в рамках благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 14б, учреждением представило управлению копию акта формы КС-2 без даты N 1 на сумму 28 917 рублей и фотоматериалы.
Суды установили, что в указанном акте формы КС-2 отсутствует обязательный реквизит первичных учетных документов, - дата его составления; не указан отчетный период, в котором проводились работы, отсутствует подпись представителя учреждения, осуществлявшего технический надзор (строительный контроль) (пункт 2.8 Положения N 802); не представлены корректирующие акт формы КС-2, справки формы КС-3 на сумму выявленных нарушений, фотоматериалы, а также документы, подтверждающие согласование выполнения работ, не предусмотренных сметой и дизайн-проектом, с собственниками помещений многоквартирного дома.
При этом в качестве подтверждения факта выполнения работ по установке столбиков парковочных в количестве 51 штуки учреждение представило копии актов об установлении факта пропажи (кражи, вандализма) имущества по адресу: пр. Михаила Нагибина, 14б, от 25.12.2017 и от 12.03.2018, а также копию заявления в отдел полиции N 1 УМВД России по г. Ростову-на-Дону от 15.05.2018 N 531 о краже. Оценив представленные учреждением доводы и документы, в подтверждение выполнения указанных работ, суды пришли к выводу о том, что они не подтверждают факт выполнения спорных работ.
Суды установили, что согласно оспариваемому предписанию управления в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 70, учреждение подтвердило выполнение работ, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, а именно пункту 8.9 СП 82.13330.2016 общая стоимость которых составляет 22 112 рублей, (в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 17 292 рубля). Укладка георешетки на детской площадке на сумму 22 112 рублей выполнена в соответствии с дизайн-проектом (пункт 4.4 СП 82133302016), прошедшем согласование в Центре компетенций развития городской среды и получившим положительное заключение. Вместе с тем, суды установили, что в рамках проведенного контрольного мероприятия отдел организации проведения экспертиз Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Ставрополе отметил, что пунктом 8.9 СП 82.13330.2016 предусмотрены виды покрытий детских площадок - резиновая крошка, резиновые плиты, гранулы или этилен-пропиленовый каучук, пластиковое покрытие, искусственная трава, при этом покрытие детских площадок должно обеспечивать травмобезопасность. Покрытие из бетонной георешетки на отдельных участках детской площадки, выполненное в рамках благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 70, не обеспечивает травмобезопасность, так как ячейки не заполнены растительным грунтом, синтетическим материалом и т. д.
Суды установили, что дизайн-проект "Дворовое пространство по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 70", разработанный Архитектурным бюро "Мастерплан" не содержит указание на вид георешетки (бетонная, полимерная и т. д.). Кроме того на листе 9 указанного дизайн-проекта "Типы покрытий" для Типа III указана газонная решетка, ячейки которой заполнены плодородным слоем в один уровень с верхним краем решетки.
При таких обстоятельствах, суды правильно указали на обоснованность вывода управления в части нарушения учреждением положений статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктов 2.8 и 4.1 Положения N 802 в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 70.
Учреждение указывает, что при проведении контрольных обмеров применено понятие о фракционной сегрегации - неоднородности зернового состава асфальтобетонной смеси, в результате чего, согласно акту, предъявлено некачественное выполнение работ на сумму 38 175 рублей в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 17, а также работ на сумму 86 429 рублей в рамках исполнения договора от 04.10.2017 без номера по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 32. В соответствии с ОДМ 218.3.016-2011 (отраслевой дорожный методический документ) исследования на предмет фракционной сегрегации производятся лабораторным путем на заводе-изготовителе. В данном документе не определена возможность визуального исследования асфальтобетонной смеси после ее укладки. Также необходимо отметить, что вышеуказанный документ носит рекомендательный характер и не может быть определен в качестве обязательного к исполнению и не может быть применен с целью снятия объемов работ в виду ненадлежащего качества. Документы (паспорта качества), подтверждающие качество примененных материалов подрядными организациями, были предъявлены при проверке. Кроме того, согласно ГОСТу 9121-2013 пористость примененных асфальтовых смесей может составлять от 5 - 10% крупнозернистой асфальтобетонной смеси".
Суды установили, что в рамках контрольного мероприятия, проведенного отделом организации проведения экспертиз Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Ставрополе установлено и отражено в отчете от 24.04.2018 N 44-13-10/8, что в соответствии с пунктом 12.3.13 СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недостаточным содержанием битума и пр.) должны быть вырублены; края вырубленных мест смазаны битумом или битумной эмульсией, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены. В отчете от 24.04.2018 N 44-13-10/8 о проведенном строительно-техническом исследовании отсутствует указание на снятие объема работ ввиду ненадлежащего качества.
Представленные паспорта на отгрузку асфальтобетонной смеси выданы двум подрядным организациям - ООО "ЮгЖилСтрой-3" и ООО "Оптимус-строй". Работы в рамках исполнения договора от 01.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 17, выполняло ООО "Ол-Строй".
Дефекты асфальтобетонного покрытия подтверждены в ходе контрольного замера всеми его участниками, включая представителей заказчика, подрядчика и объекта контроля - организации, осуществлявшей строительный контроль.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод судов о том, что учреждение в рамках исполнения договора от 04.10.2017 по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 17, и в рамках исполнения договора от 04.10.2017 без номера по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 32, подтвердило работы, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил, общая стоимость которых составляет 38 175 рублей, (в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме в сумме 30 349 рублей) и соответственно 86 429 рублей (за счет средств федерального бюджета 68 624 рубля).
Учреждение, указав на необоснованность вывода управления, изложенного в оспариваемом предписании о том, что в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N 4БУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 376, подтверждены работы, качество которых не соответствует требованиям техническим нормам и правилам, общая стоимость которых составляет 170 487 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме в сумме 132 469 рублей), привело доводы о том, что размещение спортивной площадки для взрослых с установкой варкаутов и теннисного стола на георешетке на сумму 118 152 рубля выполнены в соответствии с дизайн-проектом согласно пунктам 4.4 и 4.11 СП 82133302016 - оборудование со специальным покрытием рекомендовано только для детских игровых площадок; при проведении контрольных обмеров применено понятие о фракционной сегрегации - неоднородности зернового состава асфальтобетонной смеси, в результате чего установлено некачественное выполнение работ на сумму 52 335 рублей; в соответствии с ОДМ 218.3.016-2011 исследования на предмет фракционной сегрегации производятся лабораторным путем на заводе-изготовителе; в ОДМ 218.3.016-2011 не определена возможность визуального исследования асфальтобетонной смеси после ее укладки, указанный документ носит рекомендательный характер и не может быть определен в качестве обязательного к исполнению и, тем более, на основании вышеизложенного, данный документ не может быть применен с целью снятия объемов работ в виду ненадлежащего качества; в ходе проверки документы (паспорта качества) подтверждающие качество примененных материалов подрядными организациями были предъявлены; кроме того, согласно ГОСТу 9121-2013 пористость примененных асфальтовых смесей может составлять от 5 - 10% крупнозернистой асфальтобетонной смеси.
Судебные инстанции исследовали и оценили указанные доводы учреждения, и, установив, что они документально не подтверждены, признали эти доводы учреждения необоснованными. При этом суды на основании установленных по делу обстоятельств пришли к выводу о том, что общая сумма допущенных нарушений произведенных объемов работ, качество которых не соответствует требованиям технических норм и правил в рамках исполнения договора от 03.10.2017 N 4БУ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 376, указанная в предписании составляет 132 469 рублей.
Учреждение не представило, а суды не установили обстоятельства, свидетельствующие о неисполнимости оспариваемого предписания, либо установления управлением неразумного срока для исполнения предписания.
При таких обстоятельствах, вывод судов, основанный на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования, является правильным.
Довод учреждения о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам учреждения не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы.
Кроме того, неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А53-30616/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.