г. Краснодар |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А32-39747/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителей - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козюриной Светланы Александровны (ИНН 231408371400, ОГРНИП 305231404200030) и общества с ограниченной ответственностью "Инфотехнология" (ИНН 2312099849, ОГРН 1022301976102) - Кацук В.А. (доверенности от 30.08.2017 и от 20.09.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Трифоновой А.С. (доверенность от 26.12.2018), в отсутствие третьих лиц: управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края, публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-39747/2018, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козюрина Светлана Александровна (далее - глава хозяйства), общество с ограниченной ответственностью "Инфотехнология" (далее - общество) обратились в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просили:
- признать незаконным изложенное в письме от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12 решение департамента об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:977 площадью 604 020 кв. м, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:1101002:135, площадью 3340 кв. м, и земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0000000:979, площадью 1 378 331 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112;
- обязать департамент подготовить, подписать и направить заявителям проекты договоров аренды на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977, площадью 604 020 кв. м, с кадастровым номером 23:18:1101002:135 площадью 3340 кв. м, с кадастровым номером 23:18:0000000:979 площадью 1 378 331 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112 (требования уточнены на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего в заключении договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977 и 23:18:0000000:979, используемых (арендуемых) заявителями с 2008 года. Оспариваемые решения нарушают закон (статьи 11.8, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс) и права заявителей в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Кодекса).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация); ПАО "Кубаньэнерго" (Лабинские энергетические сети); департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; федеральное государственное бюджетное учреждение ""Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019, требования удовлетворены. Признано незаконным решение департамента, изложенное в письме от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12. На департамент возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить предпринимателю и обществу без проведения торгов проекты договоров аренды на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135, 23:18:0000000:979.
Суды установили, что на основании постановления главы администрации от 26.05.2008 N 2194 с крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого являлся Козюрин Геннадий Васильевич, заключен договор от 30.05.2008 N 8846000134 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Арендатору предоставлен сроком до 26.05.2018 земельный участок площадью 2 011 950 кв. м с кадастровым номером 23:18:1101002:8 и местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, для сельскохозяйственного использования. Из постановления главы администрации от 14.04.2008 N 1635 следует, что предоставлению земельного участка в аренду предшествовала публикация информации о земельном участке с кадастровым номером 23:18:1101002:0008 в газете "Вольная Кубань" от 01.12.2007 N 182 как о земельном участке, свободном от землепользования. По договору уступки прав и обязанностей от 16.06.2011 право аренды на часть земельного участка площадью 1 370 530 кв. м крестьянским (фермерским) хозяйством Козюрина Г.В. передано обществу. Дополнительным соглашением от 11.01.2018 в договор аренды от 30.05.2008 N 8846000134 на основании приказа департамента от 25.12.2017 N 2993, внесены изменения, в результате которых арендаторами по договору указаны глава хозяйства и общество. В период действия договора (28.03.2018) заявители в соответствии с положениями подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратились в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 без проведения торгов на новый срок. Письмом от 26.04.2018 N 52-19324/18-32-12 департамент в предоставлении земельного участка в аренду отказал ввиду того, что на земельном участке расположен водный объект (балка Лабинская), препятствующий вовлечению в сельскохозяйственный оборот испрашиваемого участка. Кроме того, граница испрашиваемого участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64, включая установленное нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, находящимися в собственности иного лица. Заявителям предложено после проведения кадастровых работ и устранения причин, препятствующих вовлечению в оборот испрашиваемого земельного участка, повторно обратиться в департамент по вопросу заключения нового договора аренды. В целях устранения указанных препятствий заявителями проведены кадастровые работы по разделу арендуемого земельного участка, выделению части земельного участка под водным объектом и объектами недвижимости третьих лиц, а также корректировки границ испрашиваемого земельного участка в целях устранения наложения границ на смежный участок. После проведения кадастровых работ, устранения наложения границ земельных участков и выделения земельных участков под водным объектом и объектами недвижимости департаментом издан приказ от 18.05.2018 N 1062 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:8". Данным приказом утверждено образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 участков площадью 1 378 331 кв. м, 14 937 кв. м, 11 322 кв. м, 604 020 кв. м, 3340 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, которым после постановки на государственный кадастровый учет 31.05.2018 присвоены кадастровые номера, соответственно, 23:18:0000000:979, 23:18:1101002:136, 23:18:0000000:978, 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0000000:978 площадью 11 322 кв. м в результате раздела образован под водным объектом, а земельный участок с кадастровым номером 23:18:1101002:136 площадью 14 937 кв. м - под объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам. Образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979, 23:18:0000000:977 и 23:18:1101002:135 фактически используются заявителями в процессе ведения сельского хозяйства по договору аренды земельного участка от 30.05.2008 N 8846000134. Глава хозяйства и общество 24.05.2018 повторно обратились в департамент с заявлением о предоставлении на праве аренды на новый срок (без проведения торгов) используемые земельные участки, образованные в результате раздела участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 в соответствии с приказом департамента от 18.05.2018 N 1062. Решением департамента, изложенным в письме от 23.07.2018 N 52-32175/18-3212, в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов отказано. Отказ мотивирован тем, что образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979, 23:18:1101002:136, 23:18:0000000:978, 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135 поставлены на кадастровый учет 31.05.2018, в то время как заявления о заключении договоров аренды поступили 24.05.2018. Также по сведениям департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977 и 23:18:0000000:978 расположены водные территории. По сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19.06.2018 N 23/001/084/2018-5494 граница земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 пересекает границы участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64. Кроме того, на участке с кадастровым номером 23:18:110102:136 расположены жилой дом и кошара, находящиеся в собственности иного лица. Ссылаясь на незаконность отказа департамента в предоставлении земельных участков в аренду, глава хозяйства и общество обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 11.2, 11.4, 11.8, 39.6, 39.16 Земельного кодекса, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьей 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Суды установили, что раздел земельного участка с кадастровым номером 23:18:110102:8 был обусловлен необходимостью исключения из общей площади арендуемой земли участков с расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам, а также водным объектом. С учетом произведенного раздела, заявителями предоставлены соглашения об определении права пользования земельными участками от 25.04.2018 и от 06.06.2018. В них отражено, что образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:110102:8 участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135 и 23:18:0000000:979 находятся в аренде у главы хозяйства и общества. Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН от 05.10.2018 N 23/001/127/2018-5133, от 11.10.2018 N 23/001/129/2018-1987, от 05.10.2018 N 23/001/127/2018-5134. Согласно письму кадастровой палаты от 13.12.2018 N 15610/01-12 границы участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64 не пересекают границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 и не имеют общих границ. Вместе с тем, согласно строке "Особые отметки" выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64 пересекают границы многоконтурного участка с кадастровым номером 23:18:000000:979. В соответствии с информацией, опубликованной на сайте технической поддержки разработчиков программного комплекса, в котором осуществляется государственный кадастровый учет объектов недвижимости, причина описанной ситуации заключается в технических особенностях программного комплекса, которая при отсутствии (полном или частичном) "общих" точек у смежных земельных участков, выявляет пересечение границ земельных участков. В этой связи судом отклонен довод уполномоченного органа о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 пересекают границы смежного земельного участка. Довод департамента о том, что участок с кадастровым номером 23:18:1101002:135 расположен в границах территориальной зоны - "Зоны агропромышленного комплекса СХ-3", а участок с кадастровым номером 23:18:0000000:977 - в границах 2-х функциональных зон, отклонен судом со ссылкой на статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977 и 23:18:1101002:135 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (выписки из ЕГРН от 22.11.2018 и от 11.09.2018). Следовательно, градостроительные регламенты для зон СХ-3 не распространяют свое действие на данные участки. Судом также не принят довод департамента о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 расположен водный объект. Согласно представленному в дело заключению кадастрового инженера Карпенко О.В. от 10.12.2018, в соответствии с приказом департамента от 18.05.2018 N 1062 на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водные объекты отсутствуют. Актуальная выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 22.11.2018 N 99/2018/218399459 сведений о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 с границами участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64 не содержит. Из представленного с письмом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.12.2018 N 71-09-0117246/18 фрагмента генерального плана Упорненского сельского поселения Лабинского района не представляется возможным достоверно установить нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водного объекта. Судом также не принят довод департамента о том, что на момент обращения заявителей в уполномоченный орган земельные участки, образованные из участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 не были поставлены на кадастровый учет. Материалами дела подтверждается, что на кадастровый учет участки были поставлены 31.05.2018. По результатам рассмотрения обращения заявителей от 24.05.2018, решение принято департаментом 23.07.2018. Таким образом, по состоянию на момент рассмотрения обращения заявителей участки состояли на кадастровом учете и у департамента отсутствовали препятствия для решения вопроса о предоставлении их в аренду. Установив, что решение департамента от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12 не соответствует закону и нарушает права заявителей, судебные инстанции удовлетворили их требования. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Уполномоченный орган полагает, что отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду заявителей, соответствует закону.
Глава хозяйства и общество в отзыве указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель главы хозяйства и общества возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации от 26.05.2008 N 2194 с крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого являлся Козюрин Геннадий Васильевич, заключен договор от 30.05.2008 N 8846000134 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Арендатору предоставлен сроком до 26.05.2018 земельный участок площадью 2 011 950 кв. м с кадастровым номером 23:18:1101002:8 и местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, для сельскохозяйственного использования.
Из постановления главы администрации от 14.04.2008 N 1635 следует, что предоставлению земельного участка в аренду предшествовала публикация информации о земельном участке с кадастровым номером 23:18:1101002:0008 в газете "Вольная Кубань" от 01.12.2007 N 182 как о земельном участке, свободном от землепользования.
По договору уступки прав и обязанностей от 16.06.2011 право аренды на часть земельного участка площадью 1 370 530 кв. м крестьянским (фермерским) хозяйством Козюрина Г.В. передано обществу.
Дополнительным соглашением от 11.01.2018 в договор аренды от 30.05.2008 N 8846000134 на основании приказа департамента от 25.12.2017 N 2993, внесены изменения, в результате которых стороной (арендаторами) по договору указаны глава хозяйства и общество.
В период действия договора (28.03.2018) заявители на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратились в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 без проведения торгов на новый срок.
Письмом от 26.04.2018 N 52-19324/18-32-12 департамент в предоставлении земельного участка в аренду отказал ввиду того, что на земельном участке расположен водный объект (балка Лабинская), препятствующий вовлечению в сельскохозяйственный оборот испрашиваемого участка. Кроме того, граница испрашиваемого участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64, включая установленное нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, находящимися в собственности иного лица. Заявителям предложено после проведения кадастровых работ и устранения причин, препятствующих вовлечению в оборот испрашиваемого земельного участка, повторно обратиться в департамент по вопросу заключения нового договора аренды.
В целях устранения указанных препятствий заявителями проведены кадастровые работы по разделу арендуемого земельного участка, выделению части земельного участка под водным объектом и объектами недвижимости третьих лиц, а также корректировки границ испрашиваемого земельного участка в целях устранения наложения границ на смежный участок.
После проведения кадастровых работ, устранения наложения границ земельных участков и выделения земельных участков под водным объектом и объектами недвижимости департаментом издан приказ от 18.05.2018 N 1062 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101001:8". Данным приказом утверждено образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8 участков площадью 1 378 331 кв. м, 14 937 кв. м, 11 322 кв. м, 604 020 кв. м, 3340 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, СПК колхоз "Знамя", участок N 112, которым после постановки на государственный кадастровый учет 31.05.2018 присвоены кадастровые номера, соответственно, 23:18:0000000:979, 23:18:1101002:136, 23:18:0000000:978, 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135.
Земельный участок площадью 11 322 кв. м с кадастровым номером 23:18:0000000:978 в результате раздела образован под водным объектом, а земельный участок площадью 14 937 кв. м с кадастровым номером 23:18:1101002:136 - под объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам. Иные образованные (из исходного) земельные участки (с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979, 23:18:0000000:977 и 23:18:1101002:135) фактически используются заявителями в процессе ведения сельского хозяйства по договору аренды от 30.05.2008 N 8846000134.
Глава хозяйства и общество 24.05.2018 обратились в департамент с совместным заявлением о предоставлении на новый срок (без проведения торгов) на новый срок используемых земельных участков, образованных в соответствии с приказом департамента от 18.05.2018 N 1062 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:8.
Решением департамента, изложенным в письме от 23.07.2018 N 52-32175/18-3212, в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов отказано. Отказ мотивирован тем, что образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979, 23:18:1101002:136, 23:18:0000000:978, 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135 поставлены на кадастровый учет 31.05.2018, в то время как заявления о заключении договоров аренды поступили 24.05.2018. Также по сведениям департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977 и 23:18:0000000:978 расположены водные территории. По сведениям выписки из ЕГРН от 19.06.2018 N 23/001/084/2018-5494 граница земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 пересекает границы участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64. Кроме того, на участке с кадастровым номером 23:18:110102:136 расположены жилой дом и кошара, находящиеся в собственности иного лица.
Глава хозяйства и общество, ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в предоставлении земельных участков в аренду на новый срок (без торгов), нарушающего их права (интересы), оспорили его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ)
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемых заявителям земельных участков в аренду на новый срок (без торгов). По информации, поступившей из кадастровой палаты (письмо от 13.12.2018 N 15610/01-12), границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64 не пересекают границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 и по сведениям ЕГРН не имеют общих границ. Вместе с тем, согласно строке "Особые отметки" выписки из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:18:1101002:64 его границы пересекают границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:18:000000:979. Причина описанной ситуации заключается в технических особенностях программного комплекса, который при отсутствии (полном или частичном) "общих" точек у смежных земельных участков, выявляет пересечение границ земельных участков. При этом предоставленная в дело актуальная выписка из ЕГРН от 22.11.2018 N 99/2018/218399459 сведений о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979 и 23:18:1101002:64 не содержит. Следовательно, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по основанию выявленного пересечения границ со смежным земельным участком, не имелось. Статья 36 Градостроительного кодекса предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому признано несостоятельным основание отказа департамента, мотивированное тем, что в соответствии с документами функционального зонирования территорий участок с кадастровым номером 23:18:1101002:135 расположен в границах зоны агропромышленного комплекса СХ-3, а участок с кадастровым номером 23:18:0000000:977 - в границах 2-х функциональных зон. Основание отказа департамента, связанное с тем, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 расположен водный объект, документально не подтверждено. Из представленного в материалы дела заключения от 10.12.2018 кадастрового инженера Карпенко О.В. следует, что в соответствии с приказом департамента от 18.05.2018 N 1062 на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водные объекты отсутствуют. Из фрагмента генерального плана Упорненского сельского поселения Лабинского района, полученного с письмом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.12.2018 N 71-09-0117246/18, не представляется возможным достоверно установить нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водного объекта. Таким образом, в деле отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие данный довод уполномоченного органа. Отказ в предоставлении земельных участков, мотивированный департаментом тем, что на момент обращения испрашиваемые участки не были поставлены на кадастровый учет, признан необоснованным. Материалы дела подтверждают, что на государственный кадастровый учет испрашиваемые участки поставлены 31.05.2018. По результатам рассмотрения обращения заявителей от 24.05.2018 решение уполномоченным органом принято 23.07.2018. Установив отсутствие действительных препятствий в разрешении вопроса о предоставлении испрашиваемых заявителями земельных участков в аренду, судебные инстанции признали решение департамента от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12 не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) главы хозяйства и общества, поэтому удовлетворили требования заявителей.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы не опровергают вывод судебных инстанций о наличии (доказанности заявителями) оснований для признания незаконным решения департамента от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:0000000:977, 23:18:1101002:135, 23:18:0000000:979. Судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в деле доказательств, правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента, приостановление исполнения судебных актов принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.06.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А32-39747/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемых заявителям земельных участков в аренду на новый срок (без торгов). По информации, поступившей из кадастровой палаты (письмо от 13.12.2018 N 15610/01-12), границы земельного участка с кадастровым номером 23:18:1101002:64 не пересекают границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:979 и по сведениям ЕГРН не имеют общих границ. Вместе с тем, согласно строке "Особые отметки" выписки из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:18:1101002:64 его границы пересекают границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:18:000000:979. Причина описанной ситуации заключается в технических особенностях программного комплекса, который при отсутствии (полном или частичном) "общих" точек у смежных земельных участков, выявляет пересечение границ земельных участков. При этом предоставленная в дело актуальная выписка из ЕГРН от 22.11.2018 N 99/2018/218399459 сведений о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:0000000:979 и 23:18:1101002:64 не содержит. Следовательно, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по основанию выявленного пересечения границ со смежным земельным участком, не имелось. Статья 36 Градостроительного кодекса предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому признано несостоятельным основание отказа департамента, мотивированное тем, что в соответствии с документами функционального зонирования территорий участок с кадастровым номером 23:18:1101002:135 расположен в границах зоны агропромышленного комплекса СХ-3, а участок с кадастровым номером 23:18:0000000:977 - в границах 2-х функциональных зон. Основание отказа департамента, связанное с тем, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 расположен водный объект, документально не подтверждено. Из представленного в материалы дела заключения от 10.12.2018 кадастрового инженера Карпенко О.В. следует, что в соответствии с приказом департамента от 18.05.2018 N 1062 на земельном участке с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водные объекты отсутствуют. Из фрагмента генерального плана Упорненского сельского поселения Лабинского района, полученного с письмом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.12.2018 N 71-09-0117246/18, не представляется возможным достоверно установить нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:18:0000000:977 водного объекта. Таким образом, в деле отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие данный довод уполномоченного органа. Отказ в предоставлении земельных участков, мотивированный департаментом тем, что на момент обращения испрашиваемые участки не были поставлены на кадастровый учет, признан необоснованным. Материалы дела подтверждают, что на государственный кадастровый учет испрашиваемые участки поставлены 31.05.2018. По результатам рассмотрения обращения заявителей от 24.05.2018 решение уполномоченным органом принято 23.07.2018. Установив отсутствие действительных препятствий в разрешении вопроса о предоставлении испрашиваемых заявителями земельных участков в аренду, судебные инстанции признали решение департамента от 23.07.2018 N 52-32175/18-32-12 не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) главы хозяйства и общества, поэтому удовлетворили требования заявителей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2019 г. N Ф08-5148/19 по делу N А32-39747/2018