Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства Чеченской
Республики по национальной политике,
внешним связям, печати и информации
от 13.09.2023 г. N 27-п
Концепция
внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации и подведомственных ему государственных учреждений и предприятий
1. Общие положения
1.1. Целью разработки настоящей Концепции является установление руководящих принципов внедрения клиентоцентричного подхода в деятельность Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации и подведомственных ему государственных учреждений и предприятий (далее - министерство, учреждения) при взаимодействии с гражданами, а также субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.2. Настоящая Концепция разработана на основе Декларации ценностей клиентоцентричного государства, стандарта "Государство для людей", стандарта "Государство для бизнеса", стандарта для внутреннего клиента.
1.3. В результате достижения цели, указанной в пункте 1.1 настоящей Концепции, ожидаются следующие эффекты:
1) удовлетворенность клиентов за счет обеспечения адресности взаимодействия с ними (незаметного, когда нет потребностей, и заботливого, когда они возникают);
2) экономия расходов бюджета за счет оптимизации расходов на предоставление услуг, ориентированных на спрос клиентов, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с органами власти и учреждениями;
3) повышение привлекательности Чеченской Республики для жизни, работы и ведения бизнеса за счет новой культуры, основанной на взаимном доверии и уважении граждан и государства.
2. Термины и определения
2.1. Для целей применения настоящей Концепции используются следующие основные термины и определения:
клиент - гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранный гражданин, самозанятый, индивидуальный предприниматель, объединения граждан, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую и некоммерческую деятельность, государственный гражданский служащий Чеченской Республики (далее - служащий), работник подведомственной органу власти организации, работник иной организации, уполномоченной в соответствии с законодательством или на основании договора на взаимодействие с внешними клиентами от лица министерства и учреждений;
внутренний клиент - служащий, работник министерства, учреждения; внешний клиент:
1) физическое лицо (гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранный гражданин), в том числе самозанятый, индивидуальный предприниматель, объединение граждан, не зарегистрированное в качестве юридического лица;
2) юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую и некоммерческую деятельность;
потребность клиента - необходимость достижения результата, решения проблемы, задачи или вопроса, реализуемая клиентом посредством взаимодействия с министерством и учреждениями;
клиентоцентричный подход в государственном управлении - подход в государственном управлении, основанный на выявлении и изучении потребностей клиента, постоянном улучшении взаимодействия министерства и учреждений с клиентом для гарантированного удовлетворения его потребностей;
услуга - государственная услуга в значении Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
сервисы - предоставляемые клиенту цифровыми системами органов власти и учреждений услуги, меры поддержки, их части, а также автоматические исполняемые части государственных функций;
проактивное предоставление услуг, мер поддержки, сервисов - предоставление клиенту услуг, мер поддержки и сервисов в рамках жизненной ситуации при наступлении событий, являющихся основанием для предоставления государственных услуг без запроса клиента, в том числе услуги в составе комплекса;
беззаявительный порядок - предоставление клиенту услуг, мер поддержки и сервисов в рамках жизненной ситуации без подачи запроса;
жизненная ситуация - наличие или наступление обстоятельств, влекущих для клиента возможность или необходимость взаимодействовать с органами власти и учреждениями;
удовлетворенность клиента - измеримое восприятие клиентом степени удовлетворения его потребностей;
органы исполнительной власти и уполномоченные организации - органы исполнительной власти Чеченской Республики, государственные учреждения (предприятия) Чеченской Республики и иные организации, уполномоченные в соответствии с законодательством, в том числе на основании договора, осуществлять взаимодействие с клиентами;
профиль клиента - совокупность сведений о клиенте, которые используются для определения их предпочтений с целью улучшения клиентского опыта;
профиль клиентского сегмента - совокупность фактов, сведений и общих характеристик, присущих группе клиентов, схожих по какому-либо признаку или совокупности признаков;
клиентский путь - последовательность действий клиента, которые он осуществляет от момента возникновения ожидания (потребности) до момента их удовлетворения, в том числе при взаимодействии с сервисами;
карта клиентского пути - описание клиентского пути в виде алгоритмов и схем в табличной, графической или смешанной формах;
клиентский опыт - измеримая оценка клиентом результатов прохождения клиентского пути, в том числе его отдельных этапов, в виде совокупности когнитивных, эмоциональных, сенсорных и поведенческих реакций потребителя;
клиентский сценарий - последовательность действий клиентов или иных субъектов взаимодействия в рамках предоставления услуги, в том числе при взаимодействии с сервисами, направленная на получение определенного административными процедурами результата прохождения отдельных этапов клиентского пути;
уровень клиентоцентричности - измеримая оценка степени достижения клиентоцентричного подхода в государственном управлении;
проектирование - деятельность, основанная на методологии и технологиях, направленная на разработку услуг, мер поддержки и сервисов в соответствии с требованиями клиентоцентричного подхода;
реинжиниринг - деятельность, основанная на методологии и технологиях, направленная на реформирование или перепроектирование услуг, мер поддержки и сервисов в целях оптимизации деятельности министерства и учреждений, для обеспечения соответствия предоставляемых услуг и сервисов требованиям настоящей Концепции;
точки взаимодействия клиента с министерством и учреждениями - цифровые точки: официальные сайты, портал предоставления государственных услуг, социальные сети, мессенджеры;
оффлайн-точки: места приема клиентов в министерстве и учреждениях.
3. Область применения Концепции
3.1. Настоящая Концепция применяется в целях формирования клиентоцентричного подхода в государственном управлении, позволяющего выявлять и изучать потребности клиента, постоянно улучшать взаимодействие министерства и учреждений с клиентом для удовлетворения его потребностей, исходя из его жизненной ситуации, в том числе в части постоянного улучшения взаимодействия с клиентом в рамках соблюдения обязательных требований, а также стимулирования клиента исполнять обязательные требования добровольно.
3.2. Настоящая Концепция регулирует отношения, возникающие при взаимодействии министерства и учреждений с клиентами по следующим направлениям:
1) предоставление государственных услуг;
2) предоставление сервисов при предоставлении государственных услуг и исполнении иных функций;
3) организация работы министерства и учреждений при внедрении клиентоцентричного подхода.
3.3. Настоящая Концепция является обязательной для применения министерством и учреждениями и содержит требования к:
1) выявлению и изучению потребностей клиентов в рамках жизненной ситуации, исходя из профиля клиента;
2) проектированию и реинжинирингу услуг, мер поддержки, сервисов взаимодействия с клиентами и механизмов оценки соблюдения обязательных требований;
3) процессу удовлетворения потребностей клиента путем предоставления услуг, мер поддержки и сервисов по указанным выше направлениям;
4) организации работы министерства и учреждений при внедрении клиентоцентричного подхода.
4. Основные положения
4.1. Руководящие принципы.
В соответствии с Декларации ценностей клиентоцентричного государства, стандарта "Государство для людей", стандарта "Государство для бизнеса", стандарта для внутреннего клиента и настоящей Концепцией применяются следующие принципы:
В части равного доступа:
4.1.1. Клиент - в центре деятельности. Министерство и учреждения обеспечивают создание благоприятных и комфортных условий для реализации клиентом предпринимательских и иных инициатив. Потребности, интересы клиента являются основой при проектировании новых и реинжиниринге существующих услуг, мер поддержки и сервисов. Подход к работе с клиентом персонализирован и обусловлен конкретной жизненной ситуацией.
4.1.2. Доступность. Каждый имеет равный доступ к услугам и функциям, возможность решить свои задачи с учетом индивидуальных потребностей и особенностей конкретного клиента. Обеспечено равенство возможностей каждого на государственной службе. Обеспечение возможности беспрепятственного обращения за получением услуг, мер поддержки и сервисов вне зависимости от места нахождения клиента и сферы его деятельности. Простота и понятность последовательности процедур. Упрощение языка нормативно-правового регулирования с целью обеспечения понимания требований нормативных правовых актов Чеченской Республики без специального образования и практического опыта взаимодействия с министерством и уполномоченными организациями.
В части эффективности и удобства:
4.1.3. Удобство и скорость. Проблемы клиентов решаются просто, необременительно, с минимальными затратами времени. Учитываются особенности клиента и устраняются барьеры. Услуги и функции адаптируются под потребности клиента. Выстраивается проактивное видение жизненной ситуации клиента, исходя из которой формируется набор услуг и сервисов.
4.1.4. Сервисная культура. Министерство и учреждения обеспечивают комфортную, дружественную среду и высокую культуру взаимодействия. Они обладают четким пониманием потребностей клиента и действуют в соответствии с этими потребностями. Их работники проявляют уважение деловой репутации, отзывчивость и заботу. Недопустимо совершение действий или бездействий, принятие решений, выражающихся в дискриминационном подходе к клиентам.
4.1.5. Результативность. Министерство и учреждения ориентируются не на формальное рассмотрение вопросов, а на предусмотренный законодательством положительный результат, требуемый исходя из жизненной ситуации, для достижения которого клиенту оказывается необходимое содействие. Любое действие, влекущее приостановление, прекращение предоставления услуг, мер поддержки и сервисов, сопровождается исчерпывающими разъяснениями, позволяющими клиенту получить положительный результат.
В части единства и целостности:
4.1.6. Командная работа. Министерство и учреждения объединяют усилия и эффективно сотрудничают, решая задачи клиента, и обеспечивают целостный и предсказуемый опыт взаимодействия через выбранный клиентом канал связи. Устраняются межведомственные дублирования и противоречия.
4.1.7. Принятие решений на основе достоверных данных. Выявление и изучение потребностей клиентов, проектирование и реинжиниринг услуг, мер поддержки и сервисов, а также механизмов оценки соблюдения обязательных требований осуществляется на основании объективных данных, а не стереотипов.
4.1.8. Последовательность в принятии решений и осуществлении действий. Аналогичные ситуации и запросы решаются единообразно. Изменение подхода является системным, а не результатом случайности или субъективных преференций.
В части постоянного повышения качества и проактивности:
4.1.9. Открытость и вовлеченность. Информирование клиента о деятельности министерства и учреждений по принципам клиентоцентричности. Внедрение онлайн-отслеживания прохождения заявления клиента для обеспечения прозрачности и возможности мониторинга клиентом процесса предоставления услуг. Обеспечение обратной связи с клиентами, учет ее результатов. Каналы сбора инициатив и получения обратной связи являются общедоступными и удобными. Постоянный мониторинг удовлетворенности клиентов, доступность для поиска и использования информации об уровне удовлетворенности клиентов.
4.1.10. Внедрение инноваций. Министерство и учреждения применяют новые технологии и другие возможности для улучшения услуг, мер поддержки и сервисов. Нововведения проходят тестирование и внедряются оперативно.
4.1.11. Проактивность. Проактивное предоставление услуг (исполнение функций), мер поддержки и сервисов при наличии объективной возможности с согласия клиента в рамках жизненных ситуаций. Проактивное выявление жизненных ситуаций, требующих решения, работа над внедрением улучшений, инноваций и устранением ошибок, предвосхищая запросы и замечания.
В части объективности и беспристрастности:
4.1.12. Разумность регулирования. Министерство и учреждения обеспечивают оптимальность административных процедур, обоснованность принимаемых решений, приводящих к быстроте и выгоде соблюдения обязательных требований. Рациональная связь между преследуемой целью и избранными средствами регулирования обеспечивает достижение цели и соответствие потребностям клиента. Контроль направлен не па применение санкций, а на стимулирование правомерного поведения. Создаются условия для минимизации контрольных (надзорных) мероприятий.
4.1.13. Недопустимость возложения избыточных издержек. Требования министерства и учреждений к клиенту возлагают на него минимум издержек, прямо вытекающих из необходимости их выполнения (пошлины, сборы, расходы на предоставление документов и информации, не имеющейся в распоряжении министерства или уполномоченных организаций).
4.1.14. Справедливость. Министерство и учреждения обеспечивают равный доступ к услугам, мерам поддержки, сервисам, а также обеспечивают их адресность. Профессиональный подход к взаимодействию с клиентом обеспечивается обладанием сотрудниками министерства и учреждений необходимой компетенцией, опытом, специализацией в решении соответствующих проблем. Обеспечивается законность, обоснованность и беспристрастность решений в рамках осуществления процедур оценки соблюдения обязательных требований.
В части открытости и прозрачности:
4.1.15. Достоверность. Документы и информация, предоставляемые клиенту, являются достоверными, полностью соответствуют требованиям законодательства, обеспечивают возможность их эффективного использования, не содержат противоречий и ошибок, исключают возможность их неправильного понимания клиентом.
4.1.16. Постоянное совершенствование. Административные процессы предоставления услуг, мер поддержки и сервисов непрерывно улучшаются на основе результатов мониторинга и обратной связи. Жалобы и обращения рассматриваются как возможность улучшить работу министерства и учреждений. Предусматривается ответственность министерства и учреждения, конкретного работника за формирование реестра жизненных ситуаций по услуге, за клиентский сценарий, эволюцию услуг, мер поддержки и сервисов.
В части взаимного доверия и безопасности:
4.1.17. Безопасность и конфиденциальность. Информация, полученная министерством и учреждениями о клиенте и его жизненных ситуациях, используется исключительно для предоставления услуг, мер поддержки и сервисов, аналитической работы и совершенствования деятельности министерства и учреждений. Информация ограниченного доступа безусловно защищается, если ее раскрытие не является обязательной в силу закона, или если получено согласие на ее раскрытие от клиента. Исключаются негативные последствия для охраняемых законом интересов клиента.
4.1.18. Ответственность. Сотрудники министерства и учреждений несут ответственность перед клиентом за несоблюдение принципов настоящей Концепции. Министерство и учреждения и их сотрудники не вправе требовать от клиентов принятия и несения избыточной ответственности, в том числе за совершение министерством и учреждениями и их сотрудниками действий (бездействия), а также за последствия таких действий (бездействия). Клиент всегда может обжаловать любое действие (бездействие) министерства и учреждений и их сотрудников. Клиент всегда получает мотивированный и понятный ответ на жалобы и запросы в разумные сроки. Мониторинг качества оказанных услуг, устранение нарушений происходит в непрерывном режиме.
4.1.19. Минимизация контроля (надзора). Государство доверяет клиенту. Контрольные (надзорные) мероприятия и иные мероприятия по оценке соблюдения обязательных требований осуществляются с целью помощи клиенту в соблюдении обязательных требований преимущественно без взаимодействия с клиентом и носят минимально необходимый характер.
4.2. Реализация клиентоцентричного подхода в государственном управлении.
4.2.1. Клиентоцентричный подход в министерстве и учреждениях внедряется посредством выполнения требований настоящей Концепции.
4.2.2. В целях внедрения клиентоцентричного подхода министерство и учреждения при необходимости создают внутриведомственные рабочую группу, ответственную за выполнение требований настоящей Концепции. При необходимости формируют для реализации планов по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном управлении кросс-функциональные (сквозные) команды с привлечением сотрудников органов власти, представителей уполномоченных организаций в зависимости от жизненной ситуации, а также общественных организаций предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей, разработчиков прототипов услуг и сервисов, иных экспертов.
4.2.3. Министерство и учреждения ежегодно:
1) определяют жизненные ситуации для внедрения клиентоцентричного подхода в государственном управлении;
2) утверждают планы по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном управлении с учетом требований настоящей Концепции, а также Стандартов;
3) обеспечивают реализацию планов по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном управлении.
5. Основные направления внедрения Концепции
5.1. Внедрение настоящей Концепции в министерстве и учреждениях должно осуществляться по следующим направлениям:
1) разработка плана мероприятий по внедрению настоящей Концепции;
2) коммуникационная поддержка внедрения настоящей Концепции в публичном пространстве и внутри министерства и учреждений;
3) обучение клиентоцентричности работников, являющихся исполнителями в рамках процессов реализации клиентских сценариев;
4) внесение изменений в действующие и принятие новых регламентных нормативных правовых актов Чеченской Республики, которые обеспечивают реализацию требований настоящей Концепции.
5.2. Управление внедрением клиентоцентричного подхода в министерстве или учреждении должно осуществляться в проектном формате.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чеченской Республики от 13 сентября 2023... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.