г. Краснодар |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А32-45401/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Имени Ильича" (ИНН 2341008282, ОГРН 1022304294517) - Пилипчук Н.А. (доверенность от 15.02.2019), от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Староминской район, администрации Краснодарского края, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, публичного акционерного общества "Газпром", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Имени Ильича" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2019 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-45401/2016, установил следующее.
ОАО "Имени Ильича" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать недействительным решение департамента от 05.10.2016 N 52-28078/16-32-20 об отказе в предоставлении обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309002:12, 23:28:0309002:13 и 23:28:0309001:1;
- возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность указанных земельных участков;
- включить в договор купли-продажи указанных земельных участков требования, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)", в отношении выявленных объектов культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Староминской район (далее - администрация района), администрация Краснодарского края (далее - администрация края), Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), ПАО "Газпром".
Решением от 02.04.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 17.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорные земельные участки ограничены в обороте ввиду нахождения в их границах лесозащитных полос, что препятствует предоставлению их в собственность.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что наличие на спорных земельных участках лесополос не препятствует их предоставлению в собственность. В оспариваемом отказе департамента отсутствует ссылка на наличие на участке лесополос. Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не содержит ограничений для приватизации земельных участков, в состав территории которых включены защитные лесополосы. Вывод судов о наличии на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0309002:13 водного объекта не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Нахождение на земельном участке объекта археологического наследия (кургана) не является препятствием для предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения. Объект культурного наследия внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, что подтверждается учетной картой объекта, аналогичной паспорту объекта культурного наследия, представляющего собой историко-культурную ценность. Границы объекта культурного наследия определены на основании археологических полевых работ, выполненных специалистами отдела археологии НАО "Наследие Кубани". Отсутствие оформленных охранных документов в отношении объекта культурного наследия не влечет за собой отсутствие соответствующих охранных обязательств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель департамента указал на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация района (арендодатель) и колхоз "Красное Знамя" (арендатор) заключили договор от 11.03.1998 N 12/2860000031 о предоставлении земельного участка в аренду, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельные угодья площадью 1135 га, из которых 1135 га пашни, сроком на 14 лет. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Староминского района Краснодарского края.
23 мая 2011 года администрация района (арендодатель) и ЗАО "Красное Знамя" (арендатор) заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 11.03.1998, которым номер договора изменен на 8828000007. Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции "арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять земельный участок площадью 2 232 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309002:12, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 2, 10-2, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", земельный участок площадью 2 372 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309002:13, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 2, поле 3-2, 4-1, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", земельный участок площадью 5 371 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309001:1, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 3, поле 1-1, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и земельный участок площадью 2 737 648 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309003:1, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 1, поле 10-2, 12-5, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства"".
Пунктом 7.2 соглашения определено, что договор действует в течение 49 лет.
В связи с принятием постановления от 19.06.2014 N 1071 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, имеющего местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 1, поле 10-2, 12-5, ЗАО "Красное Знамя"" администрация района и ЗАО "Красное Знамя" заключили дополнительное соглашение от 20.06.2014 о внесении изменений в договор аренды.
Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции "арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2 232 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309002:12, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 2, 10-2, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства"".
Пункт 1.2 договора изложен в следующей редакции "арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2 372 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309002:13, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 2, поле 3-2, 4-1, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства"".
Пункт 1.3 договора изложен в следующей редакции "арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 5 371 000 кв. м с кадастровым номером 23:28:0309001:1, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющий местоположение: Краснодарский край, Староминский район, Куйбышевское сельское поселение, в границах СХА "Красное Знамя", отделение 3, поле 1-1, с видом разрешенного использования"для сельскохозяйственного производства"".
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:28:0309002:12, 23:28:0309002:13, 23:28:0309001:1 принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
На основании постановления главы администрации района от 05.11.1992 N 389 колхоз "Красное Знамя" преобразован в товарищество с ограниченно ответственностью "Красное Знамя" (свидетельство о государственной регистрации предприятия серия СП N 023).
На основании постановления главы администрации района от 25.09.1997 N 605 ТОО "Красное Знамя" реорганизовано в сельскохозяйственную артель (колхоз) Староминского района Краснодарского края (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 01.10.1997 серия СП N 137).
На основании решения общего собрания членов колхоза, оформленного протоколом собрания от 28.04.2010 N 1, колхоз "Красное Знамя" 16.07.2010 реорганизован в форме преобразования в ЗАО "Красное Знамя".
ЗАО "Красное Знамя" является правопреемником колхоза "Красное Знамя" в отношении всего состава имущества и всех обязательств в соответствии с утвержденным общим собранием передаточным актом от 28.04.2010, в том числе и обязательств по спорному договору от 11.03.1998 (приложение N 2 к передаточному акту от 28.04.2010).
ЗАО "Красное Знамя" (правопредшественник общества) 28.04.2015 реорганизовано в форме присоединения к обществу на основании протокола N 1 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Красное Знамя" от 15.01.2015, протокола N 1 внеочередного общего собрания акционеров общества от 15.01.2015.
В соответствии с перечнем договоров аренды земельных участков, находящихся в аренде ЗАО "Красное Знамя" и передаваемых обществу, ЗАО "Красное Знамя" передало обществу право аренды на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Право аренды общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309002:12, 23:28:0309002:13, 23:28:0309001:1 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании передаточного акта к договору о присоединении ЗАО "Красное Знамя" к обществу.
31 августа 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в собственность в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В письме от 05.10.2016 N 52-28078/16-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309002:12, 23:28:0309002:13, 23:28:0309001:1. Отказ мотивирован тем, что в границах участков расположены полевая дорога, объект археологического наследия (курган), а дополнительное соглашение к спорному договору аренды имеет признаки ничтожности, в связи с чем срок аренды истек.
Общество, полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:28:0309001:1 департамент указал на нахождение на нем объекта археологического наследия "Курган", включенного приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 14.12.2007 N 24 в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не обладал сведениями об утвержденных в установленном порядке границах территории объекта археологического наследия, что не позволяло осуществить мероприятия, предусмотренные статьей 48 Закона N 73-ФЗ, и обеспечить раздельный оборот объекта археологического наследия и земельного участка, в границах которого этот объект располагается (статья 50.1 Закона N 73-ФЗ).
Кроме того, суды установили, что на спорных земельных участках находятся лесополосы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Как следует из материалов дела, находящиеся на спорных земельных участках сельскохозяйственного назначения лесные насаждения (общей площадью 28,8 га) представляют собой полезащитные лесные полосы и предназначены для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Факт нахождения на участках лесополос подтвержден актами обследования и сведениями ресурса "Публичная кадастровая карта" управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Включение в границы земельных участков полезащитных лесных полос, непосредственно не используемых обществом в целях сельскохозяйственного производства, обеспечивающих защиту сельскохозяйственных земель и выращиваемых на них культур от вредных природных воздействий, препятствует предоставлению в собственность общества земельных участков испрашиваемой площади и конфигурации. Кроме того, по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, том числе заключение от 30.10.2017 N 78 эксперт установил наложение границ водного объекта балка "Добренькая" на границы участка с кадастровым номером 23:28:0309002:13, что подтверждается планом расположения границ участка (приложение N 2). Общество в нарушение статей 9 и 65 Кодекса относимыми и допустимыми доказательствами не опровергло выводы судов, сделанные при полном исследовании материалов дела.
Доводы кассационной жалобы общества основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 02.04.2019 и апелляционного постановления от 17.06.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А32-45401/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.