г. Краснодар |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А32-53849/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Мещерина А.И. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - СП Центральной дирекции по тепловодоснабжению (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гузненок С.В. (доверенность от 16.07.2019 N ЦДТВ-128/Д), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - СП Центральной дирекции по тепловодоснабжению на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-53849/2018, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - СП Центральной дирекции по тепловодоснабжению (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 12.12.2018 N 05-06-419-П-2, N 05-06-420-П-2, N 05-06-421-П-2, N 05-06-422-П-2, N 05-06-423-П-2, N 05-06-424-П-2, N 05-06-425-П-2, N 05-06-426-П-2, N 05-06-427-П-2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником лицензии на право пользования недрами от 09.12.2004 серии КРД N 02371 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод или хозяйственно-питьевое и производственное водоснабжение (далее - лицензия). Участок недр по лицензии площадью 1,44 га, имеющий статус горного отвода с ограничением по глубине до 225 м (далее - участок недр), территориально расположен в г. Кореновске (ж.д. Кореновск) Краснодарского края.
В соответствии с приложением к лицензии обществу необходимо осуществить подготовку и согласование в установленном порядке схемы водопотребления и водоотведения не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации дополнения.
Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено, что заявителем в пределах участка недр эксплуатируется водозаборная скважина N 46947. Согласно представленным данным добыча пресных подземных вод по данной скважине в сентябре 2018 года составила 4077 м3, в октябре 2018 года - 8848 м3.
Вместе с тем по состоянию на 29.11.2018 общество не обеспечило разработку и согласование схемы систем водоотведения и водопотребления по эксплуатируемому участку недр.
Кроме того, согласно приложению к лицензии общество обязано выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанные с пользованием недрами.
Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено, что обществом в 2017 - 2018 годах осуществлялась эксплуатация источников питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения в отсутствие утвержденных в установленном законном порядке зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Аналогичные факты нарушений действующего законодательства выявлены управлением также в отношении осуществления обществом деятельности по адресам: Краснодарский край, Тихорецкий район: ж.д. ст. Тихорецкая (лицензия общества на право пользование недрами от 08.12.2004 серии УРД N 02368 ВЭ); Краснодарский край, Белореченский район: ж.д. ст. Белореченская (лицензия общества на право пользование недрами от 14.12.2004 серии КРД N 02395 ВЭ); Краснодарский край, Крыловской район: ж.д ст. Крыловская (лицензия общества на право пользование недрами от 09.12.2004 серии КРД N 02377 ВЭ); Краснодарский край, Туапсинский район: ж.д. ст. Кривенковская (лицензия общества на право пользование недрами от 14.12.2004 серии КРД N 02394 ВЭ); Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск (лицензия общества на право пользование недрами от 06.05.2016 серии КРД N 05246 ВЭ); Краснодарский край, г. Новороссийск: ж.д. ст. Новороссийск (лицензия общества на право пользование недрами от 09.12.2004 серии КРД N 02357 ВЭ); Краснодарский край, Туапсинский район: ж.д. ст. Туапсе (лицензия общества на право пользование недрами от 09.12.2004 серии КРД N 02372 ВЭ).
Кроме того, нарушение требований действующего законодательства выявлено управлением также по месту осуществления обществом деятельности: г. Краснодар: ж.д ст. Краснодар-Сортировочная, ж.д. ст. Краснодар-1, ж.д. ст. Краснодар 2, где общество является собственником лицензии на право пользование недрами от 04.12.2004 серии КРД N 02393 ВЭ. На указанной территории расположена и эксплуатируется обществом скважина N 269-Д, которая отсутствует в перечне лицензируемых водозаборных скважин. Кроме того, у общества отсутствует паспорт указанной водозаборной скважины.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протоколов об административных правонарушениях от 07.12.2018 N 05-08-419-П, N 05-08-420-П, N 05-08-421-П, N 05-08-422-П, N 05-08-423-П, N 05-08-424-П, N 05-08-425-П, N 05-08-426-П, N 05-08-427-П и вынесения постановлений от 12.12.2018 N 05-06-419-П-2, N 05-06-421-П-2, N 05-06-422-П-2, N 05-06-423-П-2, N 05-06-424-П-2, N 05-06-425-П-2, N 05-06-426-П-2, N 05-06-427-П-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 150 000 рублей штрафа по каждому из них, а также постановления от 12.12.2018 N 05-06-420-П-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с заявлениями.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) установлено, что государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Статьей 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В силу пункта 6 статьи 23 Закона Российской Федерации N 2395-1 к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Пунктом 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок) установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В силу пункта 4 Порядка для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей в спорный период, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктом 1.4 Санитарных правил и норм "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4), установлено, что зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов осуществления обществом пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие о выполнении заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих выполнению норм закона в области осуществления лицензируемой деятельности, в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы о том, что в данном случае по результатам проведенной проверки и в связи с выявлением соответствующих нарушений подлежал составлению один протокол об административном правонарушении и, соответственно, одно постановление о привлечении к административной ответственности, изучен судами и обоснованно отклонен как несостоятельный на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Аналогичные выводы содержатся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суды установили, что в данном случае допущенные обществом нарушения, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, имели место на различных объектах, расположенных по разным адресам, и связаны с неисполнением различных лицензий на право пользования недрами.
Таким образом, в данном случае факты несоблюдения обществом требований лицензий на разных объектах являются отдельными самостоятельными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Относительно заявленного обществом довода о малозначительности совершенного им правонарушения суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
В силу пункта 18.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Кроме того, в кассационной жалобе общество утверждает об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и, одновременно с этим, о его малозначительности. Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, противоречат друг другу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А32-53849/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов осуществления обществом пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
...
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Аналогичные выводы содержатся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Суды установили, что в данном случае допущенные обществом нарушения, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, имели место на различных объектах, расположенных по разным адресам, и связаны с неисполнением различных лицензий на право пользования недрами.
Таким образом, в данном случае факты несоблюдения обществом требований лицензий на разных объектах являются отдельными самостоятельными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф08-8218/19 по делу N А32-53849/2018