г. Краснодар |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А53-37748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Торба А.А. (доверенность от 20.04.2018), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Пятерко Сергея Степановича (ОГРН 314618319200012, ИНН 615007873790), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пятерко Сергея Степановича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.03.2019 (судья Батурина Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 (судьи Новик В.Л., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А53-37748/2018, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Пятерко Сергею Степановичу (далее - предприниматель) о взыскании 247 040 рублей 86 копеек задолженности по договору от 11.09.2017 N 167/1 на подачу и уборку вагонов (уточненные требования).
Решением от 27.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2019, с предпринимателя в пользу общества взыскано 241 340 рублей 39 копеек задолженности, в остальной части в иске отказано. Суды пришли выводу о правомерности требования о взыскании предусмотренной договором платы за пользование ж/д путями общества; отказывая во взыскании части спорной платы, суды сочли обоснованным довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что частью 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) предусмотрено право перевозчика взимать с грузоотправителей, грузополучателей один единый сбор, включающий плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, при этом взыскание самостоятельных плат не предусмотрено. В отсутствие фактического оказания услуг за подачу вагонов спорная плата не подлежит самостоятельному взысканию. Размер платы за работу локомотива и использование железнодорожного пути необщего пользования не может устанавливаться договором и подлежит урегулированию уполномоченным органом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что выводы судов соответствуют закону и правоприменительной практике.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество (перевозчик) и предприниматель (пользователь) заключили договор от 11.09.2017 N 167/1 на подачу и уборку вагонов для предпринимателя при станции Хотунок СКЖД, по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на балансе Шахтинской дистанции пути, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора). Подпунктом "г" пункта 15 договора стороны пользователь принял на себя обязанность вносить перевозчику плату, предусмотренную статьей 58 УЖТ РФ, за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу. Согласно договору плата начисляется ежесуточно и определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки, утвержденной правлением общества, на развернутую длину пути, принадлежащего перевозчику. Размер платы установлен сторонами в сумме 603 рублей 81 копейки (0,197*3065), а также предусмотрен порядок ее корректировки в случае утверждения обществом новых размеров ставок.
Ссылаясь на то, что ответчик не исполнил обязательства по оплате задолженности за пользование железнодорожным путем необщего пользования, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"" в статью 58 УЖТ РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.04.2015.
Часть 3 статьи 58 УЖТ РФ изложена в новой редакции, согласно которой перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Также статья 58 УЖТ РФ дополнена частью 6, предусматривающей, что размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 58 УЖТ РФ (в действующей редакции) условие договора о взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования не противоречит законодательству.
Спорный период с 15.10.2017 по 12.09.2018 подпадает под новое законодательное регулирование.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе накопительные ведомости от 04.10.2018 N 041001 за период с 15.10.2017 по 31.12.2017 и от 04.10.2018 N 41002 за период с 01.01.2018 по 12.09.2018, суды правомерно удовлетворили иск, применив исковую давность к части требований за период с 15.10.2017 по 22.10.2017.
Выводы судов о взыскании спорной платы соответствуют правовой позиции, сформулированной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, нормы материального права применены судами правильно.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А53-37748/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.