г. Краснодар |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А61-4926/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А., участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Поповой Е.И. (доверенность от 21.06.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Меркурий-Трейд" (ИНН 1513038499, ОГРН 1121513006922), третьих лиц: администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Северная Осетия-Алания, Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, публичного акционерного общества "Сбербанк России", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.02.2019 (судья Арчинова В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А61-4926/2018, установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Меркурий-Трейд" (далее - общество) с требованием демонтировать за счет собственных денежных средств нежилое здание с кадастровым номером 15:09:0010313:41 (далее - спорный объект), расположенное в границах охранной зоны ЛЭП ВЛ-110 кВ N 2/126 ПС "В-1" - ПС "Северо-Западная", по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Бутаева, 11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Северная Осетия-Алания, Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ПАО "Сбербанк России" (далее - банк).
Решением от 27.02.2019, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя, суды неполно исследовали имеющиеся в деле доказательства и не учли, что согласно акту осмотра и экспертному заключению в нарушение Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), спорный объект, принадлежащий ответчику (обществу) на праве собственности, размещен в охранной зоне объекта электрических сетей воздушной линии в отсутствие согласия владельца электрических сетей, препятствует обслуживанию линии электропередач и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В отзыве на жалобу банк просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель компании повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и суды установили, что компании на праве собственности принадлежит линейный объект ВЛ-110 кВ N 2 протяженностью 1 636 п/м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ПС "В-1" - ПС "Северо-Западная" (далее - ВЛ-110 кВ); данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2008 N 15 АЕ 802126.
Согласно сведениям, изложенным в паспорте воздушной линии электропередач, ВЛ-110 кВ возведен в 1951 году и в этом же году введен в эксплуатацию.
18 января 2018 года при осмотре охранной зоны линейного объекта сотрудниками компании выявлено, что в пролетах его опор N 4 и 5 непосредственно под проводами воздушной линии расположено здание - банкетный зал "Нарты".
В этот же день сотрудниками сетевой организации составлен акт о нарушении охранной зоны ВЛ-110 кВ.
Расположенное в охранной зоне здание (банкетный зал "Нарты") принадлежит на праве собственности обществу, обременено договором ипотеки в пользу банка (договор купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита от 04.05.2017) со сроком действия с 19.05.2017 по 24.04.2027.
Здание построено и введено в эксплуатацию в 1900 году, поименовано в выписке из ЕГРН как "административное+баня", количество этажей - 2, в том числе подземных - 1", ему присвоен кадастровый номер 15:09:0010313:41.
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0010313:15, находящимся по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Бутаева 11, который также принадлежит на праве собственности обществу и обременен договором ипотеки в пользу банка (договор купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита от 04.05.2017) со сроком действия с 19.05.2017 по 24.04.2027.
25 июня 2018 года компания направила в адрес общества письмо с требованием устранить нарушения, указанные в акте от 18.01.2018, путем демонтажа незаконно возведенного в охранной зоне ВЛ-110кВ строения.
Поскольку общество оставило письмо без удовлетворения, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что спорный объект построен и введен в эксплуатацию в 1900 году, то есть до даты вступления в силу постановления N 160 (2009 год) и введения в эксплуатацию ВЛ - 110 кВ (1951 год), в связи с чем ограничения, связанные с установлением границ охранных зон электрических сетей, на него не распространяются.
Между тем суды не учли следующего.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Охранные зоны объектов электроэнергетики с особыми условиями использования земельных участков установлены законом и определяются следующими нормативными актами: до 20.03.2009 Правилами охраны энергетических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила N 255), а с 20.03.2009 Правилами N 160.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил N 255, действовавших с 26.03.1984 по 16.03.2009, охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м для линий напряжением 110 кВ.
Согласно пункту 5 Правил земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований названных Правил.
Минимальные допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений определяются правилами утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР по согласованию с Госстроем СССР, и подлежат обязательному соблюдению при проектировании и строительстве зданий и сооружений (пункт 8 Правил)
Подпунктами "а" и "б" пункта 11 Правил установлено, что без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся линейные сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
В подпункте "б" пункта 8 Правил N 160, действующих на момент рассмотрения спора, также установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Таким образом, из норм Правил N 160 и ранее действовавших Правил N 255 следует, что размещение зданий в охранной зоне, установленной для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, рассматривается законодательством как создающее реальную угрозу нарушения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, в том числе как могущее привести к их повреждению или уничтожению, и (или) причинению вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесению экологического ущерба и возникновению пожаров.
Поскольку в рассматриваемом случае объект электросетевого хозяйства построен в 1951 году, с введением его в эксплуатацию возникли ограничения по использованию земельного участка в его охранной зоне. Правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы энергоснабжения как опасные производственные объекты, преследует цели достижения обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф. Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт связывают создание охранной зоны и ограничение по использованию земельного участка в такой зоне с самим фактом существования высоковольтной линии электропередач, а не с регистрацией охранной зоны. Сам по себе факт наличия на земельном участке высоковольтной линии электропередач ВЛ - 110 кВ является очевидным для лица, осуществляющего строительство, поэтому при достаточной степени осмотрительности застройщик должен соблюдать действующие положения закона.
Кроме того, в отношении объектов электросетевого хозяйства, построенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, необходимо учитывать разъяснение Верховного Суда Российской Федерации о том, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об охранной зоне не означает, что указанная зона не была установлена (пункт 3 раздела 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013).
В рассматриваемом случае в результате проведенной судебной экспертизы и актом осмотра от 18.01.2018 установлено, что принадлежащее ответчику здание расположено на всю ширину земельного участка в пределах 33 метров и углублено в охранную зону на 12 метров.
Ответчик данные обстоятельства не опроверг и не оспаривает.
Одновременно противоречит имеющимся в деле доказательствам и указание судов на возведение спорного здания в 1900 году.
Так, представленные в дело фотоснимки подтверждают современный вид здания, а из пояснений общества следует, что литеры Б, Д, Г возведены в 2003 году (т. 2, л. д. 144); данные обстоятельства в любом случае свидетельствуют о реконструкции объекта либо об осуществлении нового строительства.
Однако суды эти обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не оценили и не исследовали. Технический паспорт здания, описание спорного объекта и его технические характеристики (площадь, конфигурация, количество литеров, расположение на земельном участке), в том числе на момент создания в 1900 году и на момент рассмотрения спора, в деле отсутствуют, экспертом и судом не проверены и не установлены.
При таких обстоятельствах следует признать судебные акты принятыми при неполном исследовании материалов дела, установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, при несоответствии выводов суда представленным в дело доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить доказательства заявленных требований и возражений; установить время создания спорного объекта в состоянии, существующем на момент разрешения спора и выявления нарушений; получение ответчиком (прежними правообладателями) необходимых разрешений на реконструкцию (либо создание нового объекта); обсудить вопрос о проведении повторной судебной экспертизы, на разрешение которой поставить соответствующие вопросы, а также вопросы о том, отвечает ли спорный объект строительным, противопожарным, санитарным, экологическим и иным обязательным нормам и правилам, соблюдено ли минимально-допустимое расстояние при его строительстве (на момент строительства) к охранной зоне высоковольтной воздушной линии 110 кВ согласно нормативным актам, действовавшим на момент реконструкции (строительства). В случае расположения спорного объекта в охранной зоне частично, возможен ли снос части спорного объекта без ущерба его назначению и в какой именно части, либо возможен иной способ устранения допущенных нарушений; с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.02.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А61-4926/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Охранные зоны объектов электроэнергетики с особыми условиями использования земельных участков установлены законом и определяются следующими нормативными актами: до 20.03.2009 Правилами охраны энергетических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила N 255), а с 20.03.2009 Правилами N 160."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф08-7495/19 по делу N А61-4926/2018