Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросам, связанным с порядком получения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений с персональными данными правообладателей объектов недвижимости.
1 марта 2023 года вступили в силу внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"" изменения, регулирующие порядок получения сведений с персональными данными правообладателей объектов недвижимости из ЕГРН.
Практика применения действующего законодательства с учетом вступивших в силу указанных изменений показывает следующее.
В рамках процесса верификации объекта недвижимости банки запрашивают выписку из ЕГРН в качестве документа, который на сегодняшний день наиболее достоверно отражает информацию об объекте недвижимости, в т. ч. сведения о выступающем в ипотечной сделке в роли продавца собственнике соответствующего недвижимого имущества.
Банкам для получения полных (с персональными данными продавца, являющегося собственником недвижимости, рассматриваемой в качестве предмета ипотеки) сведений об объекте недвижимости приходится привлекать и заемщика, и продавца, что увеличивает сроки "выхода на сделку" и соответствующие расходы банка на проведение сделки.
При этом продавцы могут получить выписку несколькими путями.
Первый распространенный путь - это получение ("загрузка") выписки с Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - портал Госуслуги). Однако этот способ является применимым, если продавец зарегистрирован на портале Госуслуги, а получаемая им выписка достоверно отражает информацию о принадлежащем ему объекте недвижимости. При этом, как свидетельствует практика, информация о соответствующих объектах недвижимости отражается не у всех собственников недвижимости, являющихся пользователями портала Госуслуги, а это, в свою очередь, порождает необходимость непосредственного/физического обращения в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ)/ территориальные управления Росреестра (далее - управления Росреестра) для исправления соответствующей ошибки.
В связи с этим, по наблюдению кредитных организаций, продавцы чаще идут другим путем, а именно: непосредственно/физически посещают МФЦ/ управление Росреестра для получения соответствующей выписки из ЕГРН на бумажном носителе.
При такой ситуации целесообразность в обращении субъекта персональных данных (собственника недвижимости/продавца) в МФЦ/ управление Росреестра для предоставления согласия на получение кредитной организацией соответствующих сведений из ЕГРН отсутствует 1.
Все это время банк находится на связи с продавцом (непосредственно или что чаще бывает через заемщика (это делает коммуникацию всегда сложнее 2)), что увеличивает затраты, в т. ч. временные, на проведение банком сделки и, соответственно, в конечном итоге увеличивает затраты и риски, связанные с незаключением сделки, самого заемщика. Объемы бумажного документооборота значительно увеличиваются, что помимо прочего ведет к росту нагрузки на МФЦ/ очередей в МФЦ.
Таким образом, опыт применения новой процедуры получения участниками рынка выписок из ЕГРН, содержащих персональные данные правообладателей объектов недвижимости, показывает необходимость её оптимизации (и прежде всего в интересах граждан, являющихся собственниками имущества/продавцами и потенциальными заемщиками/покупателями).
В связи с этим представляется целесообразным проанализировать допустимые варианты решения данной проблемы, например, рассмотрев возможность установления процедуры, в рамках которой субъект персональных данных (продавец/собственник недвижимости) будет иметь право предоставить банку согласие на получение им и (или) его партнером (уполномоченным банком лицом) выписки из ЕГРН, содержащей соответствующие персональные данные, а банк, со своей стороны, будет иметь возможность получать соответствующие сведения (самостоятельно или с привлечением партнера), предъявляя уполномоченным лицам МФЦ/ управления Росреестра соответствующее согласие субъекта персональных данных (аналогично и для процедуры электронного документооборота).
Представляется, что оптимизация рассматриваемого процесса позволит существенным образом снизить затраты сторон совершаемой сделки, включая временные и трудовые/физические, а также в значительной мере снизить стрессовую нагрузку на граждан, являющихся продавцами недвижимости (собственниками) и покупателями предметов ипотеки (заемщиками), связанную с необходимостью соблюдения столь сложной процедуры оформления согласий на предоставление соответствующих персональных данных.
В связи с вышеизложенным просим высказать позицию по вышеобозначенной проблеме получения/предоставления сведений из ЕГРН, содержащих персональные данные правообладателей объектов недвижимости.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Росреестром по вопросам оптимизации процедур, связанных с предоставлением сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
------------------------------
1 Собственник уже пришел в МФЦ/управление Росреестра и может сразу получить саму выписку из ЕГРН.
2 По наблюдению банков, продавцы в большей степени общаются с потенциальными заемщиками/покупателями, а не с банками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 14 сентября 2023 г. N А23-01/5-420 "Об оптимизации процесса получения сведений из ЕГРН"
Опубликование:
-