г. Краснодар |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А32-46147/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агаттрансавто" (ИНН 2311123432, ОГРН 1102311001308) - Байрамова Э.Ю. (директор) и Бурнос Е.Н. (доверенность от 30.10.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6164028158, ОГРН 1026103295558), третьих лиц - Министерства транспорта Российской Федерации (ИНН 7702361427, ОГРН 1047702023599), Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (ИНН 7732116253, ОГРН 1037739118317), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агаттрансавто" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2019 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-46147/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агаттрансавто" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 24.10.2018 N 1648 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство транспорта Российской Федерации (далее - министерство) и Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (далее - учреждение).
Решением суда от 06.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2019, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьей 2.9 и 4.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в рассматриваемом случае отсутствие карт маршрутов не связано с виновными действиями общества, поэтому общество не может быть привлечено к административной ответственности части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды не учли, что решением Ростовского областного суда от 11.01.2019 по делу N 11-60/18 производство по делу о привлечении руководителя общества к административной ответственности части 4 статьи 11.33 Кодекса прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Суды не приняли во внимание судебную практику, сложившуюся по рассматриваемому в рамках настоящего дела вопросу. Суды не оценили доводы общества о наличии оснований для замены штрафа на предупреждение. Суды неправомерно отказали обществу в приостановлении рассмотрения дела в связи с направлением обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление, министерство и учреждение не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 04.05.2010 N АСС-23-147129 общество осуществляет деятельность в области регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в т. ч. по маршрутам: "Краснодар - Белгород" (регистрационный номер 23.31.001) и "Краснодар - Воронеж" (регистрационный номер 23.36.001/2).
При проведении 24.08.2018 и 29.08.2018 рейдовых осмотров по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Привокзальная, район дома N 1/2 управление выявило факт осуществления обществом перевозок пассажиров по межрегиональным регулярным маршрутам "Краснодар - Белгород" (регистрационный номер 23.31.001) и "Краснодар - Воронеж" (регистрационный номер 23.36.001/2) на автобусах "VANHOOL-815" с государственным регистрационным номером A235CX 23, "КИА ГРАНДБЕРД" с государственным регистрационным номером E344CE 93, "СКАНИЯ" с государственным регистрационным номером X866ET 123 без карты маршрута регулярных перевозок.
По данному факту управление составило протокол от 08.10.2018 N 1648 и вынесло постановление от 24.10.2018 N 1648 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о законном привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в т. ч. связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ)
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются в т. ч. следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с Законом N 220-ФЗ она выдана на ограниченный срок. Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (статьи 14, 17, 28 и 35 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, подтверждающий легитимность деятельности хозяйствующего субъекта по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, установлена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт осуществления перевозок пассажиров по межрегиональным регулярным маршрутам "Краснодар - Белгород" (регистрационный номер 23.31.001) и "Краснодар - Воронеж" (регистрационный номер 23.36.001/2) без карты маршрута общество документально не опровергло.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды верно указали, что общество не приняло необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которое в т. ч. предусматривает осуществление перевозок пассажиров по межрегиональным регулярным маршрутам исключительно при наличии карты маршрута регулярных перевозок. Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общество осуществляло перевозки в отсутствие карты маршрута. При этом общество не представило доказательства невозможности исполнения требований законодательства в силу чрезвычайных обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась (в т. ч. прекратить перевозки до получения карты маршрута).
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили возможность квалификации вмененного обществу правонарушения в качестве малозначительного и не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды также не установили наличие в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность назначения штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо замены штрафа на предупреждение.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А32-46147/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт осуществления перевозок пассажиров по межрегиональным регулярным маршрутам "Краснодар - Белгород" (регистрационный номер 23.31.001) и "Краснодар - Воронеж" (регистрационный номер 23.36.001/2) без карты маршрута общество документально не опровергло.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили возможность квалификации вмененного обществу правонарушения в качестве малозначительного и не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды также не установили наличие в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность назначения штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо замены штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2019 г. N Ф08-7207/19 по делу N А32-46147/2018