Решение Самарского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-1421/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1421/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Э." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности Р.М.Г., установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Э." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включении в них нежилого здания с кадастровым номером N
Требования обоснованы тем, что в указанные Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером N Административный истец является собственником расположенных в здании помещений с кадастровыми номерами N, N Здание используется арендаторами ООО "М." для производства мебели и ООО "Т." для производства металлических конструкций. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество, исчисляемой исходя из соответствующей доли помещений от общей площади здания, и нарушает права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Р.М.Г. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечни исходя из его наименования - мастерская (зарядная).
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год.
Приказом Министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень на 2023 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 1583 Перечня на 2020 год, в пункт 19251 Перечня на 2022 год, в пункт 19000 Перечня на 2023 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021,на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства от 8 ноября 2022 года N 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью фирма "Э." на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1999,2 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 199,8 кв. м.
Нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером N площадью 2485,2 кв. м по адресу: <адрес>, 2 этажа, назначение - нежилое, наименование - мастерская (зарядная).
Вопреки доводам административного ответчика по наименованию здания (мастерская (зарядная) без конкретизации назначения невозможно однозначно определить здание как объект бытового обслуживания.
Самарским областным отделением Средневолжского филиала ППК "Р." в суд представлены технические паспорта на здание, расположенное по адресу: <адрес> (литеры Ф, Ф1, Ф2), и помещения в литере Ф н1 и н2, в литере Ф1 н3, в литере Ф2 н4.
В экспликации к плану строения технического паспорта на здание, выполненного по состоянию на 30 августа 2012 года, указано, что в здании на площади 2 528,6 кв. м расположены мастерские, склады, гараж, производственные, подъемник, гардеробные, душевые, санузлы, коридоры, лестницы, подсобные помещения, бытовое помещение, кабинеты.
Согласно техническому паспорту, выполненному по состоянию на 16 июня 2006 года, в помещении н1 (Литер Ф) на площади 199,9 кв. м. расположены мастерские, склад, гараж.
Из технического паспорта по состоянию на 30 августа 2012 года, следует, что в помещении н2 (Литер Ф) на площади 1999,2 кв. м. расположены душевая, санузел, мастерская, кабинеты, приемная, лестница, производственное, коридор, подсобное помещение, склад.
По техническому паспорту по состоянию на 16 июня 2006 года, в помещении н3 (Литер Ф1) на площади 313,5 кв. м. расположены коридоры, склады.
В техническом паспорте по состоянию на 16 июня 2006 года в помещении н4 (Литер Ф2) на площади 16,1 кв. м. расположено бытовое помещение.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения по техническим паспортам носят складской, производственный или вспомогательный характер.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: под производственные помещения, который не предполагает размещение на нем объектов делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на даты принятия оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводились.
Принимая во внимание отсутствие сведений о том, что нежилое здание предназначено или фактически используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, вид разрешенного использования земельного участка, который не предполагает размещение на нем объектов офисного, торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушают права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2022, 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью фирма "Э." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 1583 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 19251 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 19000 нежилого здания с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-1421/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании