Решение Самарского областного суда от 15 июня 2023 г. N 3а-1340/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1340/2023 по административному исковому заявлению К.Н.Е. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
К.Н.Е. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 (в редакции приказа от 25.12.2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом 21928 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения под пунктом 29358 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 32311 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 14388 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включение в Перечни вышеуказанного нежилого помещения не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома, жилой дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями. Данные ЕГРН и технической документации не позволяют сделать вывод о соответствии с объекта недвижимости критериям ст. 378.2 НК РФ, помещение фактически используется ООО "П." для использования под стоматологическую клинику. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.Н.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что помещение включено в Перечни в связи с его расположением на первом этаже многоквартирного жилого дома, где, как правило, располагаются офисные, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Тольятти не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 3033 от 30 ноября 2015 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год.
Приказом N 3265 от 25.12.2015 год внесены изменения в приказ N 3033 от 30.11.2015 года.
Приказом от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 21928 Перечня на 2016 год, в пункт 29358 Перечня на 2017 год, в пункт 32311 Перечня на 2018 год, в пункт 14388 Перечня на 2022 год
Приказ N 3033 от 30 ноября 2015 года опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области 30 ноября 2015 года.
Приказ N 1907 от 14 ноября 2016 году опубликован в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К.Н.Е. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 122,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование - часть объекта.
Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный МП "И." по состоянию на 14 мая 2005 года, из которого следует, что в помещении по адресу: <адрес> на площади 122,5 кв. м расположены нежилые помещения.
На запрос суда из МУ "И." получена копия технического паспорта, из которого следует, что в помещениях первого этажа N 25, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171 расположены нежилые помещения, в помещении N 17 - кабинет.
Однако понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Путем запроса в порядке электронного взаимодействия судом получена копия дела N 7475 на объект недвижимости по адресу: <адрес>, и выполненный МП "И." по состоянию на 17.03.2005 года, из которого следует, что в этом здании расположены гаражные боксы, техн. помещения, нежилые помещения, съезд, коридоры, лестничные клетки, электрощитовая, жилые помещения, кабинеты, торговые залы, мусоропроводы. Площадь торговых залов в здании многоквартирного жилого дома составлять 816,5 кв. м, что от общей площади жилого дома составляет 2,41 кв. м., кроме того, торговые залы в этом здании не принадлежат административному истцу.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N площадью 33765,3 кв. м.
Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения министерством имущественных отношений Самарской области на даты утверждения Перечней на 2016, 2017, 2018 годы не проводились.
Осмотр нежилого помещения произведен ГБУ СО "ЦРР" 25 мая 2021 года, и из акта осмотра следует, что в помещении с кадастровым номером N расположено централизованное приемное помещение площадью 7,9 кв., медицинский кабинет площадью 60,6 кв. м, рентген кабинет площадью 7,4 кв. м, стерилизационная площадью 7,1 кв. м, комната приема пищи площадью 6,4 кв м, санузел площадью 1,5 кв. м, кладовая площадью 3 кв. м., коридор, тамбур площадью 23,2 кв. м
Министерство имущественных отношений Самарской области в ответ на обращение К.Н.Е. по результатам осмотра помещения исключило нежилое помещение из Перечней на 2019, 2020, 2021 годы (приказы N 651 от 14.04.2022, N 2442 от 24.11.2021 года, N 2441 от 24.11.2021 года)
В соответствии с договором безвозмездного пользования нежилым помещением, заключенного 21 декабря 2005 года между К.Н.Е. и ООО "П." нежилое помещение передано в ООО "П." для использования в качестве стоматологической клиники в безвозмездное пользование.
Основным видом деятельности ООО "П.", генеральным директором которого является К.Н.Е., является общая врачебная практика.
Доказательств фактического использования помещения под офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания сторонами не представлено.
Включение нежилого помещения в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2022 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не подтверждено назначение или фактическое использование нежилого помещения в качестве офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2016, 2017, 2018, 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К.Н.Е. удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа N 3265 от 25.12.2015 года в части включения в него под пунктом 21928 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом 29358 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом 32311 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 14388 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 июня 2023 г. N 3а-1340/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании