Решение Самарского областного суда от 2 июня 2023 г. N 3а-1247/2023
Самарский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1247/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Д.-ТЛТ" о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
акционерное общество "Д.-ТЛТ" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 9502 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в состав вышеуказанного здания входит принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое имеет производственное назначение и использование, а также нежилое помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ЗАО "К.", именуемое магазином, однако, площадь помещений, предназначенных для торговли, составляет 10,69% от общей площади здания. В этой связи полагает, что нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку помещения торгового назначения в здании составляют менее 20% от общей площади здания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень на 2023 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.М.Е. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что включение объекта недвижимости в Перечень произведено по наименованию здания - "производственный корпус, магазин, трансформаторная подстанция ТП-53" и по виду разрешенного использования земельного участка: для дальнейшей эксплуатации хлебозавода N 2 и магазина".
Заинтересованное лицо - ЗАО "К." не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.
В Перечень на 2023 год под пунктом 9502 включено нежилое здание с кадастровым номером N.
Приказ министерства N 2077 от 8.11.2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1, частью 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером N площадью 6720,3 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.
Собственник у этого здания отсутствует.
В этом здании расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N.
Собственником помещения с кадастровым номером N площадью 6016,3 кв. м является акционерное общество "Девелопмент -ТЛТ".
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости указанное нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: -1 этаж: N 1; 1 этаж:NN 1-64, 6а, 10а, 11а, 32а, 35а, 36а, 43а, 53а, 92-113; 2 этаж: комнаты N 1-24; 3 этаж: NN 1-41, 7а, 29а; 4 этаж: N 1-6 (здание Лит. А9А16)- производственный корпус.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 720,2 кв. м является закрытое акционерное общество "К.".
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости указанное помещение имеет назначение-нежилое, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: 1 этаж: комнаты N 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81, 87, 89, 89а, 89б (здание Литер А9А16) - магазин.
Площадь помещения с кадастровым номером N, именуемого по выписке из Единого государственного реестра недвижимости магазином, составляет 10,71% от общей площади здания.
Судом были запрошены технические паспорта на здание и помещения из МУП г.о. Тольятти "И.".
По сведениям представленного по запросу суда технического паспорта, выполненного муниципальным предприятием городского округа Тольятти "И." по состоянию на 02.04.2009 года, в нежилом здании на площади 7347 кв. м расположены: склады, мармеладный цех, лаборатории, венткамера, компрессорные, кабинеты, производственные, коридоры, лестничные клетки, маш.отделения, бойлерные, лестницы, мойка, бистарка, подсобные, процедурная, санузлы, трансформаторные подстанции, торговый зал площадью 619,1 кв. м., яйцебитни, бытовки, туалеты, раздевалки, вестибюль, бельевые, лифты, комнаты отдыха, архив, отгрузочная, сварочные посты, электрощитовая, мастерская, цеха, души, хлорный узел, моечные, сироповар, столовая площадью 22,1 кв. м, кремовзбитня.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офисов", помещения торгового зала и столовой по сведениям технического учета составляют 641,2 кв. м (619,1 кв. м +22,1 кв. м), что менее 20% от общей площади здания, поскольку составляют лишь 9,54%.
Остальные помещения по сведениям технического учета являются производственными, складскими, подсобными, вспомогательными, помещения офисного, торгового назначения, помещения общественного питания или бытового обслуживания в здании отсутствуют.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации хлебозавода N 2 и магазина.
Вопреки доводам административного ответчика, одного лишь наименования здания и вида разрешенного использования земельного участка под зданием, в которых присутствует термин "магазин", недостаточно для включения здания в Перечень, поскольку площадь магазина в этом здании составляет менее 20% от общей площади здания.
Осмотр нежилого здания на дату утверждения оспариваемого Перечня административным ответчиком не производился, и доказательств фактического использования более 20% помещений в здании в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания суду не представлено.
Из пояснений представителя административного истца, административный истец использует принадлежащее ему помещение под производство в соответствии с основным видом его деятельности, которым согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N не соответствует критериям его включения в Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования акционерного общества "Д.-ТЛТ удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 9502 нежилого здания с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 июня 2023 г. N 3а-1247/2023
Опубликование:
-