Решение Самарского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-1327/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1327/2023 по административному исковому заявлению К.М.А. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
К.М.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 9230 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 10189 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 8846 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, которое является частью здание с кадастровым номером N. Включенное в Перечни на 2019-2021 годы нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание производственного цеха, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания производственного цеха, в период 2018-2022 годы обследование здания по инициативе Министерства имущественных отношений Самарской области не проводилось. Помещение с кадастровым номером N фактически используется ООО "Д.-П." в целях размещения производства пластиковых окон и кабинетов персонала, помещение с кадастровым номером N фактически используется ИП З.В.А. для организации склада для хранения материальных запасов стекла. Включение здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца по доверенности Ш.Е.В. и она же будучи представителем заинтересованного лица З.В.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание используется в качестве офисного и торгового объекта, в связи с чем министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Администрации г.о. Тольятти Б.Л.А. заявленные требования не признала, полагала, что нежилое здание обоснованно включено в Перечни в связи с фактическим использованием здания под офис и торговый объект.
Межрайонная ИФНС N 2 по Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Относительно заявленных требований З.В.А. представил письменный отзыв, в котором указал, что принадлежащее ему на праве собственности помещение с кадастровым номером N использует в качестве склада для своей предпринимательской деятельности.
Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом Министерства N 2201 от 7 октября 2019 утвержден Перечень на 2020 год.
Перечень на 2021 год утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 9230 Перечня на 2019 год, в пункт 10189 Перечня на 2020 год, в пункт 8846 Перечня на 2021 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ Министерства N 2201 от 7 октября 2019 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (часть 6).
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером N площадью 1619,7 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> количество этажей -1, назначение - нежилое, наименование - отсутствует. Собственник здания отсутствует.
В указанном здании расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N.
К.М.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 929,2 кв. м, наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое.
Собственником помещения с кадастровым номером N площадью 688,7 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение является З.В.А.
По сведениям представленного административным истцом технического паспорта, выполненного МП г.о. Тольятти "И." по состоянию на 19 августа 2011 года, в нежилом здании по адресу: <адрес>, на площади 1619,7 кв. м расположены производственные помещения, производственный цех, душевая, раздевалка, туалеты, кладовая, кабинет мастера, комната приема пищи, кабинеты, приемная, коридоры.
Судом сделаны запросы на предоставление технического плана (паспорта) нежилого здания и его помещений в ППК "Р. и в МП г.о. Тольятти "И.".
На запросы судом получены технические паспорта на здание по состоянию на 19 августа 2011 года, аналогичные техническому паспорту, представленному административным истцом.
При этом МП г.о. Тольятти "И." сообщило, что сведения о нежилых помещениях входят в состав сведений технического паспорта здания. Отдельные технические паспорта на нежилые помещения изготавливаются МП "И." по заявлению заинтересованного лица на основании заключенного договора подряда и не хранятся в РТД, в реестре технической документации отсутствуют.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения в здании имеют производственное или подсобное и вспомогательное назначение.
Представленный административным истцом технический паспорт, выполненный ООО "Г." и датированный после 01.01.2013 года (26.01.2023 года), не может быть принят в качестве достоверного доказательства.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания производственного цеха, не предполагающим размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2019-2021 годы административным ответчиком или заинтересованным лицом не проводились, подтверждением чему является ответ Министерства имущественных отношений Самарской области на запрос суда от 15 июня 2023 года.
Представленный административным истцом акт осмотра здания, выполненный ООО "Г." 26.01.2023 года, не может быть принят в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку он выполнен не уполномоченным на поведение осмотра лицом и за пределами дат утверждения оспариваемых Перечней.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилого здания в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на дату утверждения оспариваемых Перечней суду не предоставлено.
Доводы административного ответчика о том, что здание фактически используется под офисы и под склад, относящийся к торговым объектам, суд считает несостоятельными.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381 от 28 декабря 2009 года торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Доказательств тому, что в нежилом здании имеется специально оснащенное оборудование, предназначенное и используемое для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, суду не представлено.
На запрос суда ИФНС России N 2 по Самарской области предоставила карточку регистрации контрольно-кассовой техники в отношении ГК "Д.-П." и ИП З.В.А., из которой следует, что контрольно-кассовая техника за ИП З.В.А. не зарегистрирована, а в отношении ООО "ГК Д.-П." контрольно-кассовая техника установлена по адресу: <адрес>, а не в спорном здании.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N ни по предназначению в соответствии с документами ЕГРН и технического учета, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по фактическому использованию не соответствует критериям его включения в Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К.М.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 9230 нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 10189 нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 8846 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-1327/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании