Решение Самарского областного суда от 11 июля 2023 г. N 3а-1011/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1011/2023 по административному исковому заявлению К. М.П. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
К. М.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включении в него под пунктом 23830 нежилого помещения с кадастровым номером N
Требования обоснованы тем, что К. М.П. 14.01.2021 года приобрел в собственность нежилое помещение с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. На момент утверждения Перечня какой-либо фактический осмотр помещения представителями министерства имущественных отношений Самарской области не производился. Помещение передано в аренду ООО "ИЦ "И." для размещения рабочей и проектной документации арендатора. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности А. Т.С. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его расположения в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, поскольку на первых этажах многоквартирных жилых домов, как правило, располагаются офисные или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация г.о. Самары, УФНС России по Самарской области, ООО "ИЦ И." не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ООО ИЦ "И." предоставило отзыв на заявленные требования, указало, что нежилое помещение используется им на основе аренды с целью размещения рабочей и проектной документации и оборудования арендатора.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных/представительных/и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 19 декабря 2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 г. N 2014
В указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N (пункт 23830).
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2020 года, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21 октября 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К. М.П. на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 216,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> нежилое помещение н1, назначение - нежилое помещение, наименование - нежилое помещение, этаж N 1.
1 декабря 2021 года объект недвижимости снят с кадастрового учета в связи образованием из него нежилых помещений с кадастровыми номерами N N, N, принадлежащих на праве собственности К. М.П.
Нежилое помещение с кадастровым номером N располагалось в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N
Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для строительства первой очереди жилых домов со встроенными нежилыми помещениями (N 1,2,3 по генеральному плану), подземно-надземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанции.
Административным истцом представлен технический паспорт на объект недвижимости по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Никитинская, дом 108 по состоянию на 24 мая 2021 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "БТИ", который не может быть принят в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку он выполнен после 1 января 2013 года.
Представленный административным истцом технический план, выполненный в отношении нежилого помещения 6 сентября 2013 года кадастровым инженером В. А.Ю. (с отметкой ООО "БТИ-С.), также не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку указанный документ был административным истцом был получен от прежнего собственника, на технический учет он не поставлен, ООО "БТИ" на запрос суда указало, что технический план на помещение в архиве организации отсутствует.
На запрос суда в порядке электронного взаимодействия представлен проект перепланировки и переустройства нежилого помещения по адресу: <адрес>, акт приемочной комиссии о завершении перепланировки и переустройства.
ППК Роскадастр в письме от 6.04.2023 года сообщила, что технический паспорт на объект по адресу: <адрес>, отсутствует в областном отделении Средне-Волжского филиала ППК Роскадастр.
ГУП Самарской области "Ц. т. и." на запрос суда сообщило об отсутствии в архиве сведений на помещение с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.
Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое помещение с 2021 году фактически использовалось арендатором ООО ИЦ "И." для размещения рабочей и проектной документации и оборудования.
Данное обстоятельство не опровергнуто административным ответчиком.
Принимая во внимание, что сведений о том, что нежилое помещение предназначено или фактически использовалось для размещения офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, не представлено, отсутствие сведений о размещении на земельном участке офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт Перечень на 2021 год в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К. М.П. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 23830 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 июля 2023 г. N 3а-1011/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании