Решение Самарского областного суда от 31 мая 2023 г. N 3а-1278/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1278/2023 по административному исковому заявлению ООО "В." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
ООО "В." (далее также - административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 (далее также - Перечень) в части включения Приложение N 2 под пунктом N 8978 нежилого помещения с кадастровым номером N; под пунктом N 8979 нежилого помещения с кадастровым номером N; под пунктом N 8980 нежилого помещения с кадастровым номером N
Требования обусловлены тем, что в указанный пункт Перечня включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К. Д.Н. поддержал заявленные требования.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилых помещений в Перечни обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости они расположены в здании с кадастровым номером N которое имеет наименование: "Административное здание с оздоровительным комплексом", что позволяет отнести расположенные в нем помещения к объектам административного назначения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных/представительных/и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 08.11.2022 N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год.
Приказ министерства опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Факт включения нежилых помещений в соответствующий перечень подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещения с кадастровыми номерами: N все помещения имеют назначение и наименование: "нежилое помещение", виды разрешенного использования отсутствуют.
Помещения расположены в здании с кадастровым номером N, местоположение: <адрес> площадью 4455,6 кв. м, которое имеет назначение "нежилое" и наименование "Административное здание с оздоровительным комплексом", виды разрешенного использования отсутствуют. Иных помещений в знании не имеется.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 5300 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для предприятия V класса вредности согласно санитарных норм и правил, и земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2635 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазин, гостиница.
В соответствии с представленным административным истцом техническим паспортом на нежилое здание и истребованной из филиала ППК "Р." по Самарской области его копии, следует, что по состоянию на 21.08.2006, здание включает в себя: - 1 этаж: зал, солярий площадью 23,4 кв. м., подсобные, лестницы, коридор, бойлерная, лестничная клетка, 1 этаж: проходная, комнаты охраны, подсобные, коридоры, холлы, комната отдыха, сан.узлы, залы ресторана площадью 68,0 кв. м., 39,5 кв. м., 41,1 кв. м., лестничная клетка, бассейны площадью 21,0 кв. м., 220,0 кв. м., парная, площадью 5,3 кв. м., кабинеты, техн.помещение, кухня площадью 21,4 кв. м., вахта, выставочный зал, помещение предпрод. подгот. площадью 116,3 кв. м., вентиляционная, комната персонала, 2 этаж: холлы, коридоры, подсобные, кабинеты, бильярдные, лестничная клетка, сан.узлы, касса площадью 3,2 кв. м., гардероб, танцевальный зал, комнаты, комната отдыха, кухня площадью 15,1 кв. м., 3 этаж: зал, сан.узлы, бар площадью 30,6 кв. м., коридоры, кабинеты, лестничная клетка, комнаты, кухня площадью 5,6 кв. м., 5,6 кв. м. 5,4 кв. м., 12,0 кв. м., холл, комната отдыха, 4 этаж: лестничная клетка, коридоры, сан.узлы, комнаты, лестница, подсобное, 5 этаж: лестничная клетка, подсобное, 6 этаж: подсобное.
Суд учитывает, что площадь помещений, имеющих наименование: солярий (23,4 кв. м.), залы ресторана (68,0 кв. м., 39,5 кв. м., 41,1 кв. м.), бассейна (21,0 кв. м., 220,0 кв. м.), парной (5,3 кв. м.), кухни (21,4 кв. м., 15,1 кв. м., 5,6 кв. м., 5,4 кв. м., 12,0 кв. м.), помещения предпродажной подготовки (116,3 кв. м.), кассы (3,2 кв. м.), бара (30,6 кв. м.) составляет 627,9 кв. м., что составляет менее 20% от общей площади здания, которая составляет 4455,6 кв. м. При этом суд полагает, что наименования помещений "кабинеты" не является тождественным наименованию "офисы". "Выставочный зал" не тождественен наименованию "торговый зал", поскольку однозначно не свидетельствует о размещении в нем торговых объектов. Помещения, имеющие наименование "бильярдная", "танцевальный зал" также не могут быть отнесены к помещениям, наименование которых соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ.
Из пояснений представителя административного истца следует, что здание фактически используется под гостиницу "Д. К.", площадь ресторана составляет менее 20%, ресторан оказывает услуги по питанию только постояльцам гостиницы. Услуги бассейна, сауны предоставляются также исключительно постояльцам гостиницы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности административного истца является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
01.10.2017 с ООО "Л." заключен договор аренды нежилых помещений с последующим дополнительным соглашением к договору от 01.10.2017, согласно которому арендатору представлены помещения, общей площадью 1859,6 кв. м. под гостиничный комплекс "Д. К.".
Таким образом, сведения из Единого государственного реестра недвижимости о нежилых помещениях и здании в котором оно расположено, а также техническая документация на объект недвижимости, не позволяли министерству имущественных отношений Самарской области определить принадлежность нежилых помещений к торговым, офисным объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Как следует из отзыва административного ответчика, осмотр нежилых помещений на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанные объекты в Перечень.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Установлено, что решением Самарского областного суда от 12.04.2022 по делу N 3а-800/2022 удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "В." к министерству имущественных отношений Самарской области в котором административный истец просил признать недействующими со дня их принятия Перечни на 2021, 2022 годы в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, установлено, что нежилое здание, в котором располагаются спорные нежилые помещения, по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию, наименованию и назначению здания, виду разрешенного использования земельного участка, а также по его фактическому использованию в Перечни на 2021, 2022 годы включено быть не могло.
Поскольку, исходя из представленных в ходе рассмотрения настоящего административного дела доказательств, назначение, разрешенное использование и наименование здания, вид разрешенного использования земельного участка на момент утверждения Перечня на 2023 год не изменялись, названные обстоятельства в силу приведенных положений федерального законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела имеют обязательное значение, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
В ходе рассмотрения настоящего дела новых доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилого здания в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на дату утверждения оспариваемого Перечня суду не предоставлено. На наличие самостоятельных оснований для включения в оспариваемый перечень спорных нежилых помещений (иных, чем нахождение их в здании с КН 63:09:0202051:883) административный ответчик не ссылается.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ООО "В." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Приложение N 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в него под пунктом N 8978 нежилого помещения с кадастровым номером N; под пунктом N 8979 нежилого помещения с кадастровым номером N; под пунктом N 8980 нежилого помещения с кадастровым номером N
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 мая 2023 г. N 3а-1278/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании