г. Краснодар |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А32-25991/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьего лица - Данилова Георгия Константиновича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2019 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 (судьи Попов А.А., Абраменко Р.А., Малыхина М.Н.) по делу N А32-25991/2018, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) с исковым заявлением, в котором просила:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711, площадью 38 729 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711, площадью 38 729 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район.
Иск обоснован ссылками на статью 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статью 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью государственной регистрации в 2009 году права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711, отнесенный в силу прямого указания закона к муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Данилов Георгий Константинович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019, в удовлетворении иска отказано.
Суды установили, в рамках реализации положений действующего законодательства Российской Федерации и защиты интересов муниципального образования город-курорт Сочи письмом от 14.03.2017 N 2691/07-02-12 в адрес территориального управления направлено обращение главы города Сочи о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711 в муниципальную собственность города-курорта Сочи. Территориальное управление письмом от 24.04.2017 N 04/5253 направило отказ в передаче испрашиваемого земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711 площадью 38 729 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район (участок N 16) зарегистрировано 11.04.2009. На основании распоряжения территориального управления от 25.06.2009 N 667-р "О предоставлении в аренду ОАО "Адлерский чай" земельных участков в Адлерском районе, г-к Сочи" территориальное управление и ОАО "Адлерский чай" заключили договор от 26.06.2009 N 7700001339 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711. Участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен арендатору на срок с 26.06.2009 до 26.06.2058. По договору от 29.08.2017 права и обязанности по договору аренды земельного участка переданы ОАО "Адлерский чай" новому арендатора (Данилову Г.К.). Администрация полагает, что собственником земельного участка является муниципальное образование город Сочи в силу норм Закона N 244-ФЗ, поэтому регистрация права собственности Российской Федерации на данный участок является незаконной, нарушающей права и законные интересы истца. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались нормами статьи 17 Земельного кодекса, положениями статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), нормами статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Судами учтены разъяснения, изложенные в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Также судебные инстанции приняли во внимание обстоятельства, ранее установленные судебными актами по делу N А32-26234/2013, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В рамках названного дела установлено, что АТОО "Адлерский чай" зарегистрировано на основании постановления главы администрации Адлерского района города Сочи от 02.09.1992 N 604, организационно-правовой формой предприятия является товарищество с ограниченной ответственностью, имущество находится в федеральной собственности. На общем собрании трудового коллектива агропромышленного товарищества с ограниченной ответственностью "Адлерский чай" 17.11.1995 приняты решения о реорганизации товарищества согласно постановлению от 29.12.1991 N 86, постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и утверждении устава ООО "Адлерский чай". На основании постановления главы администрации Адлерского района от 06.09.1996 N 1371 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц от 06.09.1996 серии АДО N 1379, в котором указано, что ООО "Адлерский чай" является правопреемником агропромышленного товарищества с ограниченной ответственностью "Адлерский чай". Согласно плану реорганизации совхоза "Адлерский чай" агропромышленное товарищество с ограниченной ответственностью преобразуется в общество с ограниченной ответственностью. Государственная доля в имуществе, держателем которой является Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края, подлежит выкупу по договору купли-продажи, заключенному между фондом Госкомимущества края и доверенным лицом трудового коллектива. Фонд государственного имущества Краснодарского края (продавец) и ООО "Адлерский чай" (покупатель) 18.10.1996 заключили договор N 06-05-673-58 купли-продажи доли государственного имущества. Покупателю выданы свидетельства о праве собственности от 10.01.1997 N 665 на долю государственного имущества Адлерского чайсовхоза и о регистрации сделки в краевом реестре в отношении имущества, находящегося ранее в краевой и федеральной собственности от 10.01.1997 N 248ф. На основании протокола общего собрания участников от 03.12.2002 ООО "Адлерский чай" преобразовалось в ОАО "Адлерский чай". Согласно уставу ОАО "Адлерский чай", утвержденному общим собранием учредителей 25.06.2011, юридическое лицо создано путем реорганизации ООО "Адлерский чай". Следовательно, ОАО "Адлерский чай" является правопреемником государственного предприятия - совхоза "Адлерский чай". Агропромышленному товариществу с ограниченной ответственностью "Адлерский чай" на основании постановления администрации г. Сочи от 29.01.1993 в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственных нужд предоставлялось 2730 га земли, что подтверждается свидетельством от 29.01.1993 N 2. Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407004:1312. На момент приватизации совхоза "Адлерский чай" недвижимое имущество совхоза, располагавшееся, в том числе, и на данном земельном участке, находилось в федеральной собственности. Таким образом, разграничение государственной собственности на земельные участки в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на участках имущественного комплекса правопредшественника ОАО "Адлерский чай". Доказательств того, что истец владеет земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401007:711 (на нем находится имущество, являющееся собственностью муниципального образования город-курорт Сочи), в дело не представлено. Администрацией не доказано нарушение прав (законных интересов) муниципального образования город-курорт Сочи регистрацией за Российской Федерацией права собственности на спорный участок, учитывая, что у истца отсутствуют какие-либо права на него и не располагаются объекты недвижимого имущества. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", нормы Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, а также статью 3.1 Закона N 137-ФЗ. Администрация полагает, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711, входивший в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, не мог быть отнесен к собственности Российской Федерации. Регистрация права собственности Российской Федерации на спорный участок проведена с нарушением требований действующего законодательства, незаконные действия ответчика препятствует возможности распоряжения данным имуществом и получению денежных средств (в виде арендных платежей) в бюджет города Сочи. Исходя из норм части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401007:711 обладает администрация.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в рамках реализации положений действующего законодательства Российской Федерации и защиты интересов муниципального образования город-курорт Сочи письмом от 14.03.2017 N 2691/07-02-12 территориальному управлению направлено обращение главы города Сочи о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711 в муниципальную собственность города-курорта Сочи.
Территориальное управление письмом от 24.04.2017 N 04/5253 отказало в передаче испрашиваемого земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711 площадью 38 729 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район (участок N 16) зарегистрировано 11.04.2009.
На основании распоряжения территориального управления от 25.06.2009 N 667-р "О предоставлении в аренду ОАО "Адлерский чай" земельных участков в Адлерском районе, г-к Сочи" территориальное управление (арендодатель) и ОАО "Адлерский чай" (арендатор) заключили договор от 26.06.2009 N 7700001339 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711. Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности, предоставлен арендатору на срок с 26.06.2009 до 26.06.2058.
По договору от 29.08.2017 ОАО "Адлерский чай" передало права и обязанности по договору аренды земельного участка Данилову Г.К.
Полагая, что собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711 является муниципальное образование город-курорт Сочи в силу норм Закона N 244-ФЗ, права (законные интересы) которого нарушаются государственной регистрацией Российской Федерации права собственности на данный участок, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса).
В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса).
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим (пункт 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22)
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (статья 17 Земельного кодекса).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю судам необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
При разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.07.2006), разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
Абзацем третьим статьи 3 названного Закона в качестве основания внесения в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, предусматривалось включение таких участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
С 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения установлены статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, которая введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ). При этом указанной нормой возникновение права собственности Российской Федерации на такие участки не поставлено в зависимость от проведения каких-либо процедур, в том числе государственной регистрации этого права в ЕГРН.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, принимая во внимание обстоятельства, ранее установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-26234/2013, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что разграничение государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711 в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности объектов недвижимого имущества правопредшественника ОАО "Адлерский чай", расположенных на исходном земельном участке. Данное обстоятельство препятствует отнесению земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711 к муниципальной собственности на основании норм статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Кроме того, администрацией не доказано нарушение прав (законных интересов) муниципального образования город-курорт Сочи государственной регистрацией за Российской Федерацией права собственности на спорный участок, учитывая, что у истца отсутствуют какие-либо права на него, а также отсутствуют на земельном участке муниципальные объекты недвижимого имущества.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе, эти доводы исследовались и были обоснованно отклонены судебными инстанциями с указанием мотивов их отклонения. Указанные доводы не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Не опровергают доводы кассационной жалобы и обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А32-25991/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, принимая во внимание обстоятельства, ранее установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-26234/2013, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что разграничение государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401007:711 в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности объектов недвижимого имущества правопредшественника ОАО "Адлерский чай", расположенных на исходном земельном участке. Данное обстоятельство препятствует отнесению земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401007:711 к муниципальной собственности на основании норм статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Кроме того, администрацией не доказано нарушение прав (законных интересов) муниципального образования город-курорт Сочи государственной регистрацией за Российской Федерацией права собственности на спорный участок, учитывая, что у истца отсутствуют какие-либо права на него, а также отсутствуют на земельном участке муниципальные объекты недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2019 г. N Ф08-8109/19 по делу N А32-25991/2018