г. Краснодар |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А32-38173/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Кедр"" (ИНН 2314015851, ОГРН 1022302349365) - Старцева А.А. (доверенность от 22.07.2019), в отсутствие заинтересованного лица - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (ИНН 2314018274, ОГРН 1052308544144), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Кедр"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2019 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-38173/2018, установил следующее.
ООО "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Кедр"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации в заключении договора купли-продажи 341600/3326102 земельной доли, принадлежащей муниципальному образованию Вознесенское сельское поселение Лабинского района Краснодарского края на праве общей долевой собственности, земельного участка с кадастровым номером 23:18:0406000:62 (единое землепользование), местоположение которого установлено относительно ориентира: Лабинский район в границах ЗАО "Вознесенское", почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Лабинский район, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату указанной земельной доли и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Требования основаны на положениях пункта 5.1 статьи 10 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивированы наличием у заявителя преимущественного права на приобретение в собственность земельной доли по цене, равной 15% от кадастровой стоимости.
Решением от 14.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что общество не доказало законное использование спорного земельного участка (земельных долей) до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Использование не признано добросовестным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Заявитель указывает на то, что он фактически арендовал земельный участок с кадастровым номером 23:18:0406000:62 в 2017 и 2018 сельскохозяйственных годах и осуществлял его обработку (вносил удобрения, производил вспашку, посевные и уборочные работы). Факт использования обществом земельного участка до заключения договора аренды от 20.06.2018 администрация не опровергла. На момент подписания договора аренды площадь спорного участка составляла 332,61 га; в 2018 году собственники долей выделили из него 85,6 га (после регистрации договора аренды с обществом). Довод о несоответствии площади земельного участка, переданного в аренду обществу по решению общего собрания от 28.03.2018 нельзя признать состоятельным, поскольку на дату регистрации права аренды (13.07.2018) выдел двух самостоятельных земельных участков площадью 600 400 кв. м и 42 700 кв. м из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:18:0406000:62 согласован собранием, но постановка на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков не произведена. В дальнейшем выделенные участки поставлены на кадастровый учет, что привело к уменьшению площади участка с кадастровым номером 23:18:0406000:62 из которого произошло выделение. Общество является добросовестным владельцем указанного земельного участка. Суды не учли, что администрация опубликовала извещение именно о возможности приобретения доли, а не земельного участка.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании 01.10.2019 объявлялся перерыв до 03.10.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2019 в общей долевой собственности, в том числе общества, находится земельный участок с кадастровым номером 23:18:0406000:62 (единое землепользование) площадью 2 469 484 +/ - 13 750 кв. м, расположенный относительно ориентира: Лабинский район, в границах ЗАО "Вознесенское", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения.
Обществу на праве общей долевой собственности принадлежат:
- 121800/3069887 доли земельного участка (государственная регистрация от 24.07.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-58);
- 42700/3069887 доли земельного участка (государственная регистрация от 24.07.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-60);
- 42700/2469484 доли земельного участка (государственная регистрация от 25.08.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-79);
- 42700/2469484 доли земельного участка (государственная регистрация от 30.10.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-81);
- 59700/2469484 доли земельного участка (государственная регистрация от 10.11.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-83);
- 42700/2469484 доли земельного участка (государственная регистрация от 03.12.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-85);
- 85400/2469484 доли земельного участка (государственная регистрация от 17.12.2018 N 23:18:0406000:62-23/011/2018-88).
29 июня 2018 года общество (арендатор) заключило договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при множественности лиц со стороны арендодателя с другими собственниками долей, в том числе с муниципальным образованием Вознесенского сельского поселения Лабинского района.
За муниципальным образованием Вознесенского сельского поселения Лабинского района 16.01.2018 зарегистрировано право общей долевой собственности на 341600/3326102 доли.
В печатном издании "Провинциальная газета" от 01.02.2018 N 13 (15285), а также 02.02.2018 на сайте администрации опубликовано информационное сообщение о возможном приобретении 341600/3326102 доли сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0406000:62 (единое землепользование).
13 июля 2018 года общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении указанной доли.
В письме от 17.07.2018 N 718102-12 администрация отказала обществу в заключении договора купли-продажи, мотивируя тем, что продажа указанной доли является ее правом, а не обязанностью. Одним из вопросов, рассматриваемых 28.03.2018 на собрании участников долевой собственности, был выдел из указанного земельного участка двух самостоятельных участков площадью 600 400 кв. м и 42 700 кв. м. Предметом договора аренды от 29.06.2018 является земельный участок площадью 3 326 102 кв. м с кадастровым номером 23:18:0406000:62 без учета выделенных долей.
Общество, полагая, что отказ администрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи Кодекса организации, граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 9).
Пунктом 5.1 статью 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном названным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 указано следующее.
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из буквального толкования пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования земельного участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Вместе с тем, разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным; применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно. При оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка судом также могут быть приняты длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что право собственности муниципального образования Вознесенское сельское поселение Лабинского района на спорный земельный участок зарегистрировано 16.01.2018, общество заключило договор аренды земельного участка при множественности лиц со стороны арендодателя 20.06.2018 (после регистрации права муниципального образования), учитывая отсутствие надлежащих доказательств добросовестного использования заявителем спорного земельного участка до 20.06.2018, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды обоснованно исходили из того, что представленные обществом документы (акты расхода семян и посадочного материала, акты об использовании удобрений, учетные листы тракториста-машиниста, акты о списании товаров, ведомости на выдачу компенсации) сами по себе не подтверждают использование заявителем испрашиваемого земельного участка. Указанные документы ответственными лицами не подписаны. Первичные документы, свидетельствующие об использовании спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства, а также доказательства внесения платы за пользование земельным участком за 2017 год, 1-и и 2-й квартал 2018 года, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А32-38173/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ могут учитываться как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка. Для лиц, которые использовали испрашиваемый участок без оформления правоотношений, доказательствами его использования могут быть любые относимые и допустимые документы, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Вместе с тем, разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным; применение пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно. При оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка судом также могут быть приняты длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2019 г. N Ф08-8456/19 по делу N А32-38173/2018