В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", в целях реализации на территории Тугулымского городского округа единой государственной политики Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, администрация Тугулымского городского округа постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы" (прилагается).
2. Постановление администрации Тугулымского городского округа от 18.01.2021 N 9 "Об утверждении муниципальной программы "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2021 - 2023 годы" признать утратившим силу.
3. Настоящее постановление разместить на официальном сайте администрации Тугулымского городского округа.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
5. Контроль исполнения постановления оставляю за собой.
Глава Тугулымского городского округа |
Н.Д. Черепанов |
Утверждена
постановлением администрации
Тугулымского городского округа
от 09.08.2023 N 266
Муниципальная программа
"Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы"
1. Паспорт муниципальной программы "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы"
1.1. Наименование Программы |
Муниципальная программа "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы" (далее - Программа) |
1.2. Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". |
1.3. Заказчик Программы |
Администрация Тугулымского городского округа |
1.4. Разработчик Программы |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа |
1.5. Цель Программы |
Создание условий для реализации потребителями своих прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нормативными актами Российской Федерации и Свердловской области. |
1.6. Основные задачи Программы |
- Разработка и реализация комплекса мер для обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тугулымском городском округе; - Содействие повышению правовой грамотности и информированности граждан по вопросам защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения; - Повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов работающих на потребительском рынке; учреждений и организаций, предоставляющих услуги образования, культуры, здравоохранения, финансов, транспорта, связи, электро и газоснабжение, ЖКХ. - Информирование потребителей в средствах массовой информации об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах, работах и услугах, о состоянии защиты прав потребителей и соблюдении законодательства о защите прав потребителей; - Обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Тугулымском городском округе. |
1.7. Показатели Программы |
- Увеличение количества консультаций по защите прав потребителей; - Повышение уровня информированности населения; - Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере потребительского рынка и в предоставлении других услуг; - Увеличение количества споров, разрешаемых в досудебном порядке, между продавцами, изготовителями, исполнителями и потребителями; - Увеличение прироста просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей; - Рост добровольного удовлетворения законных требований со стороны предпринимателей и юридических лиц. |
1.8. Сроки реализации Программы |
2024 - 2027 годы |
1.9. Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа |
1.10. Объем финансирования |
Финансирование для реализации программы не требуется |
2. Текст муниципальной программы "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы"
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Создание условий для обеспечения и защиты, установленных федеральным законодательством, прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Программа представляет собой комплекс мер направленных на развитие системы защиты прав потребителей в Тугулымском городском округе, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке товаров и услуг.
В течение 2022 года Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и консультационным пунктом для потребителей Талицкого филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области было рассмотрено 83 обращения, поступивших с территории Тугулымского района, и касающихся нарушений прав потребителей, из них: 47 обращений в сфере услуг, 36 - торговля непродовольственными товарами. Большая часть обращений в 2022 году связана с нарушениями прав потребителей в сфере:
- торговли -36 обращений (2021 г.-38), что составляет 43,4% в структуре всех поступивших обращений;
- финансовых услуг - 9 обращений (2021 г. -13), что составляет 20,7% в структуре всех поступивших обращений;
- 12 обращений (2021 г. - 5) по качеству предоставления бытовых услуг, что составляет 17,2% в структуре всех поступивших обращений;
- жилищно-коммунальных услуг - 18 обращений (2021 г. - 26), что составляет 10,3% в структуре всех поступивших обращений;
- 8 обращений по предоставлению (качеству) услуг связи (2021 г. -26), что составляет 6,9% в структуре всех поступивших обращений;
Специалистами администрации Тугулымского городского округа по защите прав потребителей в 2022 году рассмотрено 180 обращений (75 письменных и 105 устных), (2021 г. - 113, из них 30 устных и 83 письменных), в том числе: 138 - образовательные услуги (2021 г. - 59), 29 - жилищно-коммунальные (2021 г. - 27), 9 - услуги транспорта (2021 г. - 4), 2 - торговля непродовольственными товарами (2021 г. - 20), 2 - торговля пищевыми продуктами (2021 г. - 0).
Предотвращено ущерба имуществу потребителей (торговля непродовольственными товарами) - 1,1 тыс. руб. (2021 г. - 85,0 тыс. руб, - торговля непродовольственными товарами).
Анализ показывает, что в 2022 г. количество консультаций в области защиты прав потребителей по сравнению с 2021 г. увеличилось (2021 г.-138) в 1,3 раза.
Наблюдается увеличение количества консультаций по таким услугам, как: образовательные - в 2,3 раза, торговля - в 2 раза, жилищно-коммунальные - в 1,07 раза, услуги транспорта - в 2,3 раза. Значительно снизилось количество консультаций по розничной торговле непродовольственными товарами в 10 раз.
Основными причинами для обращений граждан, являются жалобы на оказание услуг ненадлежащего качества.
По результатам рассмотрения обращений, потребителям, как правило, предоставлялись разъяснения, оказывалась помощь в составлении претензий, исковых заявлений, также в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлялись предложения о добровольном урегулировании спора.
Основное направление в вопросах защиты прав потребителей является создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является предупреждение и профилактика правонарушений.
Большую важность играют досудебные формы разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей.
В Программе определены цели и задачи, характеристика состояния, проблемные вопросы защиты прав потребителей и пути их решения.
В связи с изменением законодательства, когда снижается количество проводимых всеми надзорными органами проверок, результаты контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют об увеличении нарушений прав потребителей.
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим создается угроза многочисленных нарушений прав и законных интересов потребителей в различных сферах потребительского рынка, и в первую очередь в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей: оказании населению, услуг потребительского кредитования, перевозки пассажиров, связи, а также торговле, оказании населению бытовых услуг, услуг общественного питания и других.
В настоящее время к вопросу о качестве и безопасности товаров и услуг возникает повышенный интерес, как со стороны государства, так и со стороны рядовых потребителей. Создание общегосударственной системы управления качеством сегодня приобретает чрезвычайную актуальность. В связи с этим творческое усвоение теоретических знаний специалистами в области управления качеством продукции и проведения экспертизы качества является стратегической задачей, так как недооценка значения качества продукции и необходимости систематической и целенаправленной работы по его повышению приводит к потере позиций российской промышленности во многих ключевых отраслях. В решении этой задачи непосредственное участие должны принимать все предприятия и организации, специалисты промышленности, сельского хозяйства и торговли, работающие в сфере производства и реализации потребительских товаров.
Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Работа с юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование их о нормах действующего федерального и регионального законодательства, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке и в других учреждениях и организациях.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан, так как зачастую представляет угрозу здоровью и жизни потребителей (фальсификация продуктов питания, не качественные услуги ЖКХ и т.д.).
Опираясь на наработанный потенциал, муниципальная Программа "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе" позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод. Предполагается, что основные цели и задачи Программы будут неразрывно связаны с основными стратегиями развития страны - повышение благосостояния людей и улучшение качества жизни.
2.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является:
- Создание условий для реализации потребителями своих прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нормативными актами Российской Федерации и Свердловской области.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- Разработка и реализация комплекса мер для обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тугулымском городском округе;
- Содействие повышению правовой грамотности и информированности граждан Тугулымского городского округа по вопросам защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
- Повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на территории Тугулымского городского округа;
- Информирование потребителей в средствах массовой информации об опасных для здоровья и жизни потребителей товарах, работах и услугах, о состоянии защиты прав потребителей и соблюдении законодательства о защите прав потребителей;
- Обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Тугулымском городском округе.
2.2.1. Улучшение просвещения и информирования потребителей
Работа с потребителями будет направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты.
В рамках решения данной задачи предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и изданию для потребителей информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей, оформлению информационных стендов различных сфер деятельности.
Информация о свойствах и качестве продовольственных и непродовольственных товаров, выполнения работ, оказания услуг в различных сферах деятельности, а также результаты социологических опросов будут освещаться в средствах массовой информации.
Другой важной составляющей такой работы является систематическое информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.
2.2.2. Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не только защита уже нарушенных прав, но и их профилактика и пресечение.
Для достижения положительного результата такая работа должна проводиться как с потребителями, так и с продавцами (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг), работающими на потребительском рынке.
Работа с хозяйствующими субъектами (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг) будет направлена, прежде всего, на информирование их о нормах федерального законодательства и законодательства Свердловской области, а также санкциях за их нарушения, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
2.2.3. Совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения защиты прав потребителей
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Принятие нормативных правовых актов для достижения целей реализации Программы не требуется.
2.3. Срок реализации Программы
Настоящая Программа реализуется в течение 2024 - 2027 годов без деления на этапы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками, указанными в Плане мероприятий Программы. Мероприятия Программы могут быть скорректированы с учетом происходящих в экономике реформ.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
Заказчиком-координатором Программы является администрация Тугулымского городского округа.
Разработчиком Программы является отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа.
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года.
2.5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей.
Совершенствование форм и методов, направленных на профилактику и предупреждение нарушений в сфере защиты прав потребителей, создадут условия для повышения культуры обслуживания потребителей и ведения предпринимательской деятельности, повышения гражданского самосознания изготовителей товаров и исполнителей (работ и услуг).
Программа позволит обеспечить первоочередную задачу повышения информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
При реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
- сокращению количества нарушений в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием производителями, предпринимателями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- повышению уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- повышению уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав;
- стимулированию повышения качества товаров, работ и услуг, представляемых на территории Тугулымского городского округа;
- эффективности защиты нарушенных прав потребителей;
- увеличению доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке;
- увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов (печатных, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей;
- стабилизация ситуации по письменным жалобам и обращениям, от граждан по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации.
Реализация Программы позволит повысить результативность муниципальной поддержки по защите прав потребителей, социальную защищенность населения Тугулымского городского округа.
2.6. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению
К возможным внешним факторам, негативно влияющим на реализацию Программы, относятся:
- изменения федерального законодательства;
- обстоятельства непреодолимой силы.
2.7. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа.
3. План мероприятий муниципальной программы "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
1 |
Консультация потребителей, разъяснение их прав в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и другими нормативными документами, необходимыми для рассмотрения обращения |
устное консультирование в день обращения |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; Отдел жизнеобеспечения и строительства администрации Тугулымского городского округа; Управление образования администрации Тугулымского городского округа; |
2 |
Рассмотрение письменных обращений граждан. Принятие мер в пределах своих полномочий по восстановлению нарушенных прав потребителей в соответствии с действующим законодательством |
В течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; Отдел жизнеобеспечения и строительства администрации Тугулымского городского округа; Управление образования администрации Тугулымского городского округа; |
3 |
Оказание консультативной и практической помощи потребителям при составлении претензий и исковых заявлений в суд |
По мере обращения |
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах; Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа (по согласованию); |
4 |
Консультирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей (ознакомление с обращением, заявлением, разъяснение требований Законодательства по защите прав потребителей и других нормативных актов). |
По мере обращения |
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах; Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа (по согласованию); |
5 |
Взаимодействие администрации Тугулымского городского округа с Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области по вопросам информационного взаимодействия в целях обеспечения работы сайта "Защита прав потребителей Свердловской области". |
постоянно |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; |
6 |
Взаимодействие администрации Тугулымского городского округа с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах; |
постоянно |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; |
7. |
Подготовка информационных материалов к проведению Всемирного Дня защиты прав потребителей (публикация в местных СМИ, на официальном сайте администрации Тугулымского городского округа и на сайте "Защита прав потребителей Свердловской области" www.potrebitel66.ru). Работа телефона "Горячей линии". |
Март ежегодно |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; |
8 |
Информирование через средства массовой информации населения о результатах государственного контроля и надзора в части реализации продукции и услуг, не соответствующих обязательным требованиям нормативных документов, в том числе по вопросу противодействия обороту фальсифицированных продуктов питания |
постоянно |
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах (по согласованию); |
9 |
Размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации Тугулымского городского округа информации в области защиты прав потребителей. Раздел на сайте "Защита прав потребителей". |
Не реже 2 раза в год |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тугулымского городского округа; |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тугулымского городского округа Свердловской области от 9 августа 2023 г. N 266 "Об утверждении муниципальной программы "Защита прав потребителей в Тугулымском городском округе на 2024 - 2027 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Тугулымского городского округа Свердловской области (http://tugulym.midural.ru)