г. Краснодар |
|
13 октября 2019 г. |
Дело N А32-2425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Гонтаря А.О. (доверенность от 11.01.2019), от заинтересованного лица - Краснодарской краевой общественной организации "Общество русской культуры" (ИНН 2310023957, ОГРН 1032335019408) - Брусковой Т.Е. (председатель), Сафразьяна И.Г. (доверенность от 06.11.2018), Папанова И.В. (доверенность от 14.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской краевой общественной организации "Общество русской культуры" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А32-2425/2019, установил следующее.
Администрация Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Краснодарской краевой общественной организации "Общество русской культуры" (далее - организация) о возврате 554 тыс. рублей субсидии, взыскании 55 400 рублей штрафа (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2019, исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что администрация документально подтвердила нарушение организацией условий получения субсидии и ее нецелевое использование.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась организация с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, отказать администрации в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что отчет о проведенном мероприятии представлен администрации в установленный срок, администрация не имеет претензий к качеству и объему проведенных мероприятий; требование о софинансировании программы противоречит договору о предоставлении субсидии; предоставление субсидии предусматривало софинансирование не только в денежной форме. Взысканию подлежат только бюджетные средства, использованные не по целевому назначению. Доказательством отсутствия у администрации претензий к организации является то обстоятельство, что администрация выдала организации аналогичный грант. Суды неправильно применили статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, т. к. правоотношения между организацией и администрацией регулируются статьей 78.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 N 872 "О субсидиях (грантах) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Положение N 872), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 N 968 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан"" и распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2017 N 297-р "О предоставлении субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных общественных и религиозных организаций" между администрацией (грантодатель) и организацией (грантополучатель) заключен договор от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для реализации общественно полезной программы социально ориентированной некоммерческой организации (далее - договор от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р).
Платежным поручением от 09.11.2017 N 134127 администрация перечислила на счет организации 554 тыс. рублей субсидии.
Как установлено пунктом 1.3 Положения N 872, администрация предоставляет субсидию (грант) некоммерческим организациям по итогам конкурса.
Программы некоммерческих организаций для участия в конкурсе на получение субсидий (грантов) администрации для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций (включая смету расходов на реализацию программы, являющуюся неотъемлемой частью программы) оцениваются в том числе по критерию размера софинансирования (оценивается объем софинансирования расходов, связанных с реализацией программных мероприятий).
В соответствии с программой, представленной организацией для участия в конкурсе на получение субсидии (грантов) администрации для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, лицом, участвующим в софинансировании, является организация.
На реализацию программы организации сметой расходов определено 1 654 тыс. рублей, в т. ч. 554 тыс. рублей за счет средств субсидии (гранта) и 1 100 тыс. рублей за счет средств софинансирования.
Сметой расходов за счет средств софинансирования предусмотрено 1 100 тыс. рублей расходов на аренду 22 комплектов русских национальных костюмов для членов организации.
В силу пункта 5.2 Положения N 872 и пункта 2.3 договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р администрация и Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 6.3 договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения договора и (или) мероприятий программы либо нецелевого использования финансовых средств, полученных в виде субсидии (гранта) администрации, а равно в случае обнаружения фактов финансирования мероприятий программы за счет средств лиц, не указанных в программе в качестве участников долевого финансирования программы, грантополучатель обязан вернуть полученные средства и уплатить штраф в размере 10% от суммы гранта. Субсидия (гранта) должна быть возвращена, штраф уплачен в течение 10 дней со дня направления грантодателем грантополучателю соответствующего требования о возврате денежных средств.
Администрация провела внеплановую камеральную проверку организации по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта в форме субсидии в рамках государственной программы Краснодарского края "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан" за 2016 - 2017 годы, истекший период 2018 года. По результатам проверки составлен акт от 18.10.2018, в котором зафиксированы факты нарушение условий предоставления субсидии (гранта), нецелевого использования средств бюджета Краснодарского края и иные нарушения условий договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р.
Письмом от 19.06.2018 N 26-03-1418/18 администрация уведомила организацию о необходимости возвратить 554 тыс. рублей субсидии и уплатить 55 400 рублей штрафа в связи с тем, что организация не представила документы, подтверждающие использование 1 100 тыс. рублей средств софинансирования.
02 ноября 2018 года в адрес организации направлено представление N 18-067 о необходимости в срок до 10.12.2018 возвратить 554 тыс. рублей субсидии.
Требование администрации организация не исполнила, по состоянию на 16.01.2019 денежные средства не возвращены в доход бюджета Краснодарского края.
Полагая, что нецелевое использование средств краевого бюджета, нарушение условий предоставления субсидии (гранта) является основанием для возврата соответствующих средств в бюджет Краснодарского края, администрация обратилась в арбитражный суд с иском к организации о возврате 554 тыс. рублей субсидии и взыскании 55 400 рублей штрафа.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили исковые требования администрации, правомерно исходя из того, что нарушение условий предоставления субсидий, при документальном подтверждении нецелевого использования денежных средств, влечет обязанность по возврату субсидии.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Суды установили, что в нарушение пунктов 1.3, 5.3 Положения N 872 и пунктов 1.1, 1.2 договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р организация не обеспечила 1 100 тыс. рублей расходов по долевому финансированию на реализацию программы, в то время как согласно смете расходов в целях реализации программы организация обязана осуществить 1 654 тыс. рублей расходов.
Суды правильно указали, что при отсутствии софинансирования со стороны организации общая стоимость программы составила не 1 654 тыс. рублей, а 554 тыс. рублей; 584 рубля субсидии, полученные на реализацию мероприятий подпрограммы, организация израсходовала на цели, не предусмотренные условиями предоставления субсидии, определенные договором от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р (уплачено 196 рублей задолженности перед ПАО "Банк Уралсиб" филиал "Южный" по неоплаченным расчетным документам, уплачено 388 рублей за услуги ПАО "Банк Уралсиб" филиал "Южный").
Суды установили, что организация представила документы, подтверждающие передачу в безвозмездное пользование русских национальных костюмов (22 комплекта), что противоречит смете расходов, а из условий договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р не следует, что софинансирование может быть предоставлено иным образом, кроме как в денежной форме.
Суды учли, что организация признала нецелевое использование 584 рублей субсидии, постановлением Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 21.11.2018 N 18-067/Ю/1 организация привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации организация в виде 29 рублей 20 копеек штрафа.
При таких обстоятельствах суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах и доводах участвующих в деле лиц вывод о том, что в связи с невыполнением организацией условий предоставления субсидии и невозвратом 554 тыс. рублей по требованию администрации, данные денежные средства подлежат возврату в доход бюджета Краснодарского края. Доказательства возврата организацией субсидии в бюджет Краснодарского края в материалы дела не представлены.
При определении размера штрафа суды руководствовались положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 71, 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и обоснованно удовлетворили требования администрации о взыскании штрафной неустойки, предусмотренной пунктом 6.3 договора от 25.10.2017 N 6-1.1.1/17-р, в размере 55 400 рублей (10% от суммы субсидии).
Несогласие общества с установленными судами обстоятельствами по делу и с оценкой доказательств, исследованных по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Суд кассационный инстанции не наделен процессуальными полномочиями по переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод организации об ошибочной ссылке судов на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при том, что отношения между администрацией и организацией регулируются статьей 78.1 Кодекса, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.
Кроме того, в статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.
Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.
Организация не представила доказательства того, что нормативными правовыми актами Краснодарского края предусмотрены иные цели, условия и порядок предоставления субсидии, чем те, на соблюдение которых проведена проверка организации.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы организации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А32-2425/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.
Кроме того, в статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.
Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2019 г. N Ф08-8058/19 по делу N А32-2425/2019