Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации рассмотрел обращение Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" по вопросу о целесообразности государственной поддержки системы общественного контроля и сообщает.
Частью 1 статьи 102 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закреплено право общественных объединений осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
При этом целями такого контроля являются: реализация принципов контрактной системы в сфере закупок, содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ) под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, к которым в том числе относятся общественные объединения, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
При этом в статье 6 закона N 212-ФЗ закреплены основные принципы общественного контроля, одним из которых является принцип самостоятельности субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Учитывая изложенное, государственное финансирование субъектов общественного контроля, осуществляющих контроль в сфере закупок, может привести к нарушению указанного принципа общественного контроля.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность общественной организации, которая является одной из организационно-правовых форм общественного объединения, также регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).
При этом согласно статье 17 Закона N 82-ФЗ государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Так, государственная поддержка может выражаться:
в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);
заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, общественная организация вправе подать заявку на получение государственного гранта в случае необходимости реализации общественно полезной программы.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 мая 2016 г. N Д28и-1360 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-