г. Краснодар |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А32-10521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Ваш Доктор" (ИНН 2320251462, ОГРН 1172375074200) - Коломиец П.В. (доверенность от 01.10.2019), Карпенко Е.М. (доверенность от 01.10.2019), в отсутствие заявителя - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю Управления внутренних дел по городу Сочи, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваш Доктор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А32-10521/2019, установил следующее.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю Управление внутренних дел по городу Сочи (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ваш доктор" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 26.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2019, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.04.2019 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.2019, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что суды не применили нормы, которые подлежали применению по данному делу. Суды не приняли во внимание, что общество не ведет журнал предметно-количественного учета, в котором ведется учёт рецептурных лекарственных препаратов, поскольку не торгует специализированными лекарственными средствами. Реализация лекарства осуществлена непосредственно фармацевтом Тимошенко И.Ю. Общество полагает, что материалами административного дела не подтверждается причастность заведующей аптечным пунктом Курьяновой М.В. и общества к действиям, предусмотренным частью 4 статьи 14.1 Кодекса. Суды не приняли во внимание ссылку общества об отсутствии в деле документа, на основании которого управлением проведена проверка. Суды неправомерно отказали обществу в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля Тимошенко И.Ю., а также лиц, являющихся понятыми.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 10.01.2018 N ЛО-23-02-005182 на осуществление фармацевтической деятельности, выданную Министерством здравоохранения Краснодарского края.
Управление установило, что 20.02.2019 в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Сочи, ул. Платановая, 41 "а", общество в нарушение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, (далее - Правила регистрации), Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденного приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (далее - Перечень) продало лекарственный препарат "Лирика 300 мг" ("Прегабалин"), подлежащий предметно-количественному учету, не делая об этом соответствующей записи в журнале операций.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, управление составило протокол об административном правонарушении от 22.02.2019 N 15-572724/226 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались частью 4 статьи 14.1 Кодекса, пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, подпунктом "г" пункта 5, пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).
Судебные инстанции правильно применили пункты 2 - 5 Правил регистрации, пункт 70 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств, пункт 31 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, и установили грубое нарушение обществом лицензионных требований и условий, перечисленных подпунктом "г" пункта 5 Положения, - согласно материалам управления у общества по адресу осуществления фармацевтической деятельности: г. Сочи, ул. Платановая, 41 А отсутствует журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Вместе с тем подпунктом 2 пункта 3 Правил регистрации установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил), осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к данным Правилам в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета).
Согласно пункту 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Поскольку лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика" (МНН Прегабалин) включен в Перечень, его поступление и реализация должны ежедневно отражаться в указанном журнале.
Однако, как видно из материалов дела, у общества на момент проверки отсутствовал специальный журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств и предметно-количественного учета лекарственного препарата "Лирика", что подтверждено протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.02.2019, фотоматериалами, объяснениями фармацевта (работника общества), осуществлявшего продажу, протоколом об административном правонарушении от 22.02.2019 N 15-572724/226.
На основании статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда.
Общество полагает, что факт продажи препарата "Лирика" фармацевтом Тимошенко Т.Ю. по собственной инициативе освобождает общество от административной ответственности.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, в соответствии с положениями статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, осуществление противоправных действий (бездействия) Тимошенко И.Ю., являющейся работником общества, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, так как операции по оказанию услуг, осуществляемые юридическим лицом, производятся от его имени, и, соответственно, юридическое лицо несет ответственность за выполнение им своих обязанностей.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Отклоняя довод общества о необоснованном проведении проверки ввиду отсутствия в материалах дела соответствующего документа, на основании которого проводилась проверка, судебные инстанции правомерно указали, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" задачами полиции являются, в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В силу статьи 12 данного Закона полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
Из приведенных норм права следует, что предупреждение и пресечение административных правонарушений являются задачей и обязанностью органов полиции. Мотивом для назначения проверки может быть любая информация, полученная из гласных и негласных источников о наступившем или возможном правонарушении, при этом в силу специфики деятельности правоохранительных органов раскрывать эту информацию не требуется.
Таким образом, причиной осуществления проверочных мероприятий могла являться информация о таких нарушениях закона при реализации лекарственных средств, которые влекут ответственность.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Срок давности привлечения общества к ответственности за грубое нарушение лицензионных правил соблюден (правонарушение выявлено 20.02.2019), общество привлечено к ответственности судом первой инстанции 26.04.2019).
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А32-10521/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Отклоняя довод общества о необоснованном проведении проверки ввиду отсутствия в материалах дела соответствующего документа, на основании которого проводилась проверка, судебные инстанции правомерно указали, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" задачами полиции являются, в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности факта несоблюдения обществом требований подпункта "г" пункта 5 Положения N 1081, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
...
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2019 г. N Ф08-9317/19 по делу N А32-10521/2019