г. Краснодар |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А63-6310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" (ИНН 2632099051, ОГРН 1102650001277) - Лубенского М.В. (доверенность от 14.01.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 2635078412, ОГРН 1052600261120), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 05519 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А63-6310/2019, установил следующее.
ООО "Пятигорский молочный комбинат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2019 N 02-22/28/50 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 25.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и замены штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения получается от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных. В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения" (далее - решение комиссии от 13.02.2018 N 28) максимально допустимый уровень содержания сульфаниламидов в сыром молоке составляет 0,025 мг/кг, тогда как проверкой выявлено наличие в исследуемых образцах сульфаниламидов в количестве 3,6 мкг/кг, что в несколько раз ниже допустимого уровня остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в не переработанной пищевой продукции животного происхождения. Для производства сметаны использовано сырое коровье молоко по ГОСТу Р 52054-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Молоко коровье сырое. Технические условия, утвержденному постановлением Госстандарта России от 22.05.2003 N 154-ст, полученное от здоровых сельскохозяйственных животных. В приложении N 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013) содержится требования к допустимым уровням содержания в молоке и продуктах переработки молока следующих антибиотиков: левомицетина, тетрациклиновой группы, стрептомицина, пенициллина. При этом сульфаметазин не входит ни в одну из перечисленных групп антибиотиков.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержали довод, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление на основании распоряжения от 18.09.2018 N 13-16/28/2533-В провело выездную внеплановую проверку, в ходе которой выявило непринятие всех зависящих от общества мер по соблюдению требований ТР ТС 033/2013 и Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
По результатам проверки управление составило акт от 16.10.2018 N 02-16/28/50, протокол об административном правонарушении от 16.10.2018 N 02-22/28/50 и вынесло постановление от 11.03.2019 N 02-22/28/50 о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут привлечение к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
Объективную сторону названного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Суд правильно применил к установленным им обстоятельствам часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункт 2 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011, пункты 1, 2, 30 ТР ТС 033/2013, пункт 5.1.6 ГОСТа 31452-2012 "Межгосударственный стандарт. Сметана. Технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1523-ст.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество изготовило и реализовало продукцию с нарушением требований Технических регламентов ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013.
Протоколом лабораторных испытаний от 10.08.2018 N 06132 и срочным отчетом от 10.08.2018 N 06132 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, выполненными ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", установлено, что образец продукции - сметана "Молочный родник" (с массовой долей жира 15%), изготовленная обществом 20.07.2018, не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 - в исследуемом образце обнаружен антибиотик сульфаметазин в количестве 3,6 мкг/кг (при нормативном значении - не допускается).
Суд обоснованно согласился с доводом управления о нарушении обществом требований к безопасности молочной продукции, указанных в пункте 32 ТР ТС 033/2013, согласно которому уровни содержания в молочной продукции, предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, токсичных элементов, потенциально опасных веществ, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов, радионуклидов, микроорганизмов и значения показателей окислительной порчи не должны превышать уровней, установленных в приложении N 3 к ТР ТС 021/2011 и в приложении N 4 к ТР ТС 033/2013. Эти обстоятельства расценены как свидетельство наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Имея возможность для соблюдения установленных требований к продукции, допускаемой в реализацию, общество не приняло необходимые меры по их соблюдению. Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Суд правильно указал, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза, должна быть безопасна, в том числе по уровню содержания в ней антибиотиков. Наличие в готовой молочной продукции антибиотиков создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку даже минимальные дозы антибиотиков негативно влияют на микрофлору кишечника, а также повышают риск возникновения устойчивости (резистентности) болезнетворных микроорганизмов к лекарствам. Все это в итоге снижает иммунитет организма. Длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия - аллергические реакции, дисбактериоз.
Суд отметил, что выявленное нарушение создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Суд не выявил нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также при вынесении оспариваемого постановления, счел соблюденным срок давности привлечения к ответственности и отсутствующими основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и замены штрафа на предупреждение.
Суд дал надлежащую правовую оценку доводу общества о некорректности проведения процедуры испытаний, установления нормативов и оформления результатов проверки, счел соблюденными требования ГОСТа Р 26809.1-2014 "Межгосударственный стандарт. Молоко и молочная продукция. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу. Часть 1. Молоко, молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты", введенного в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 1977-ст и ГОСТа Р 54904-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания сульфаниламидов, нитроимидазолов, пенициллинов, амфениколов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором", утвержденного приказом Росстандарта от 17.05.2012 N 71-ст.
Суд проверил и обоснованно отклонил ссылки общества на решение комиссии от 13.02.2018 N 28, трактуемое им как освобождающее предприятия-переработчики от обязанности ведения дополнительного контроля остаточных лекарственных средств в готовой продукции.
пунктами 2 и 3 статьи 56 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и частью 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 решением коллегии от 13.02.2018 N 28 утвержден Перечень ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков, которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе, в сырье, и методик их определения (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются: изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных; при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств; при осуществлении государственного контроля (надзора).
В сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе на сырье, выданном в соответствии с законодательством государства - члена Союза, указывается наименование ветеринарного лекарственного средства, дата его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Пунктом 51 Перечня установлены максимально допустимые уровни остатков сульфаниламидов (всех веществ сульфаниламидной группы) в молоке - не более 0,025 мг/кг. Протоколом лабораторных испытаний от 10.08.2018 N 06132 и срочным отчетом от 10.08.2018 N 06132 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, выполненными ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", установлено, что образец продукции - сметана "Молочный родник" (с массовой долей жира 15%), изготовленной обществом 20.07.2018, содержит антибиотик сульфаметазин в количестве 3,6 мкг/кг - 0,0036 мг/кг, что, по мнению общества, меньше максимально допустимого уровня метаболитов.
Довод общества о возможном максимально допустимом уровне содержания сульфаниламидов в сыром молоке составляет 0,025 мг/кг (при обнаруженном проверкой в исследуемых образцах 3,6 мкг/кг сульфаниламидов, в несколько раз ниже допустимого уровня остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ)) суд проверил и обоснованно отклонил. Указанный допустимый уровень остатков лекарственных средств касается непереработанной пищевой продукции животного происхождения, о чем прямо указано в соответствующем нормативном акте. Изготовленная и реализованная обществом сметана является переработанным молочным продуктом, а не сырьем, в котором допускается содержание остатков лекарственных средств. Такие минимальные остатки в товарной партии сырья в любом случае при переработке в готовый молочный продукт при условии соблюдения всех установленных производственных процессов растворяются до полного уничтожения, в связи с чем законодатель и запрещает содержание обнаруженных в продукции общества лекарственных средств в сметане, о чем правильно указал суд.
Сметаной является кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания сливок (молочный продукт (сырь), который произведен из молока и (или) молочных продуктов, представляет собой эмульсию молочного жира и молочной плазмы и в котором массовая доля молочного жира составляет не менее 10 процентов) с добавлением или без добавления молочных продуктов с использованием заквасочных микроорганизмов (лактококков или смели лактококков и термофильных молочнокислых стерптококков)), в котором доля молочного жира составляет не менее 10 процентов (пункт 2 ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Приложение N 4 к ТР ТС 033/2013 содержит допустимые уровни содержания потенциально опасных веществ в молоке и молочной продукции (сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки и вся молочная продукция) - антибиотиков: левомицитина (хлорамфеникола), тетрациклиновой группы, стрептомицина, пенициллина. Довод жалобы о том, что сульфаметазин не входит в перечисленный перечень подлежит отклонению, так как он в любом случае является ингибирующим веществом (тормозящим или препятствующим развитию микроорганизмов в молоке), а его содержание в продуктах переработки молочного сырья не допускается.
Выводы суда об установленных им обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, норм права к ним применены правильно. доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А63-6310/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"пунктами 2 и 3 статьи 56 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и частью 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 решением коллегии от 13.02.2018 N 28 утвержден Перечень ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков, которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе, в сырье, и методик их определения (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются: изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных; при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств; при осуществлении государственного контроля (надзора)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2019 г. N Ф08-9307/19 по делу N А63-6310/2019