В целях совершенствования механизма межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Законом Челябинской области от 28.11.2002 N 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", руководствуясь Уставом Южноуральского городского округа, постановляю:
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов (Приложение 1).
2. Признать утратившим силу постановление администрации Южноуральского городского округа от 04.08.2020 N 570 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов".
3. Управлению делами администрации Южноуральского городского округа (Трапезникова Д.Б.) опубликовать настоящее постановление в официальном печатном издании "Официальный Южноуральск" и на официальном сайте администрации Южноуральского городского округа.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Главы городского округа по социальным вопросам Кокореву О.Б.
Глава Южноуральского городского округа |
Я.О. Куленко |
Утвержден
постановлением администрации
Южноуральского городского округа
от 14 апреля 2023 г. N 382
Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов (далее - Порядок) разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов, учреждений и иных организаций в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства, созданию условий для обеспечения своевременного выявления детей данной категории, во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Челябинской области от 28.11.2002 N 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области".
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Челябинской области от 21 октября 2015 г. N 546-П "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
1.3. Деятельность органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства и жестокого обращения с детьми осуществляется на основе принципов:
- межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики;
- распределения ответственности между органами и организациями системы профилактики;
- раннего выявления случаев нуждаемости детей в государственной защите;
- индивидуального подхода к оказанию помощи ребенку и семье;
- конфиденциальности информации.
II. Основные понятия
2.1. Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями (лицами, их заменяющими, иными законными представителями), в том числе новорожденные дети, от которых отказались родители; безнадзорные и беспризорные дети; дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; другие дети, чьи права и законные интересы нарушены.
2.2. Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребенка, применение недопустимых способов воспитания (грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации детей). Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия, способного привести или приводящего к фактическому ущербу для здоровья или развития ребенка.
2.3. Комиссия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства - координационный, совещательный орган, созданный при администрации Южноуральского городского округа, в целях обеспечения совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики, по вопросам профилактики правонарушений, эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам.
2.4. Куратор случая - специалист, который в процессе построения доверительных отношений с семьей, исследования природы проблем, ставших основанием для открытия случая, способен привлечь для помощи семье услуги, адекватные потребностям как всей семьи, так и ее отдельных членов, а затем осуществлять координацию и мониторинг процесса предоставления услуг.
2.5. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
2.6. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, имеющая детей, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, неразвитость родительских навыков и чувств, семья, восстановившаяся в родительских правах, семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы), которую семья не может преодолеть самостоятельно.
2.7. Индивидуальная программа реабилитации семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите, и его семьи. Программа разрабатывается совместно с участием родителей на основе данных диагностики состояния ребенка и реабилитационных ресурсов семьи.
2.8. Случай - дело, в рамках которого ведется работа с семьей и детьми (ребенком), направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав.
2.9. Открытие случая - принятие решения о начале работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.10. Закрытие случая - принятие решения о прекращении работы с семьей и ребенком в связи с выполнением Индивидуальной программы реабилитации семьи в полном объеме.
III. Органы, учреждения и иные организации, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов на территории Южноуральского городского округа участвуют:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Южноуральского городского округа (далее - Комиссия по делам несовершеннолетних);
Управление социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа (далее - Управление социальной защиты населения), учреждения и организации социального обслуживания семьи и детей;
Управление образования администрации Южноуральского городского округа, образовательные организации;
Управление культуры и туризма, спорта и физической культуры, учреждения культуры и спорта;
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск";
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России "Южноуральский" (структурные подразделения);
Южноуральский межмуниципальный филиал Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области";
Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Южноуральск;
Следственный отдел по городу Южноуральск Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области;
социально ориентированные некоммерческие организации, занимающиеся вопросами профилактики семейного неблагополучия;
физические лица;
иные учреждения и организации в рамках своей компетенции.
3.2. В целях обеспечения межведомственного взаимодействия муниципальных органов, учреждений и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов при администрации Южноуральского городского округа создается Комиссия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства (далее - Комиссия).
В состав Комиссии входят специалисты управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, органов внутренних дел, специалисты по работе с семьей и детьми, представители социально ориентированных некоммерческих организаций и другие специалисты, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на улучшение положения ребенка/детей в семье. Состав Комиссии и Положение о Комиссии утверждается постановлением администрации городского округа.
3.3. Взаимодействие органов, учреждений и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов осуществляется в рамках действующего Порядка и отражается в программном комплексе "АИС Семья и дети" (раздел VIII настоящего Порядка).
3.4. Координирует и организует взаимодействие органов и организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов Управление социальной защиты населения администрации Южноуральского городского округа.
IV. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
4.2. Проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
4.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая и сопровождении семьи).
4.4. Передача информация о факте нарушений прав и законных интересов в организацию, ответственную за работу с ребенком, разработка Индивидуальной программы реабилитации семьи.
4.5. Согласование и утверждение Индивидуальной программы реабилитации семьи.
4.6. Координация куратором "случая" работы по выполнению мероприятий Индивидуальной программы реабилитации семьи всеми ее участниками и сопровождение семьи.
4.7. Контроль куратором исполнения мероприятий Индивидуальной программы реабилитации семьи, результатов мониторинга состояния и развития ребенка и оценки динамики положения семьи, вынесение материалов для согласования мониторинга результатов на Комиссию.
4.8. Утверждение председателем Комиссии результатов проведения мониторингов состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье, либо об окончании работы с ребенком и семьей (закрытие случая).
V. Взаимодействие органов, учреждений и иных организаций Южноуральского городского округа по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
5.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
5.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений и организаций образования, здравоохранения, социального обслуживания, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций в ходе:
1) исполнения основной деятельности;
2) приема сообщений, поступивших от физических и юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, из иных общедоступных источников;
3) проведения межведомственных мероприятий (плановых проверок, рейдов и других аналогичных мероприятий) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.
5.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о детях, нуждающихся в государственной защите, осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 5.1.1 (далее - Ответственное лицо).
5.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, фиксируются в Журнале учета сведений о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов ребенка (детей) (Приложение 1) и в течение одного рабочего дня Служебным сообщением (Приложение 2) передаются в Управление социальной защиты населения по каналам телефонной, факсимильной, электронной связи или нарочно.
5.1.4. Управление социальной защиты населения фиксирует сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, в Журнале учета сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка на территории Южноуральского городского округа (Приложение 3).
Учет сведений о детях, нуждающихся в государственной защите, осуществляет ответственный специалист, назначенный начальником Управления социальной защиты населения (далее - Ответственный специалист).
5.2. Проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
5.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений, ответственный специалист Управления социальной защиты населения в установленном порядке организует комиссионное обследование условий жизни ребенка с целью проверки поступивших сведений о признаках нарушении прав и законных интересов ребенка, оценки риска жестокого обращения с ребенком.
По результатам обследования составляется Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (Приложение 4).
5.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (открытие "случая").
5.3.1. В случае наличия сведений о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства действует в рамках статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
5.3.2. Управление социальной защиты населения на основе документов, представленных по результатам обследования условий жизни ребенка:
1) устанавливает факт нарушения прав и законных интересов ребенка и степень нуждаемости его в помощи государства;
2) принимает решение о вынесении результатов обследования на заседание Комиссии.
5.3.3. Комиссия принимает решение об открытии случая нарушения прав ребенка с отнесением семьи к одной из категорий: семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (далее - решение об открытии случая) (Приложение 5).
5.4. Передача информации о факте нарушений прав и законных интересов в организацию, ответственную за работу с ребенком, разработка Индивидуальной программы реабилитации семьи.
5.4.1. Решение об открытии случая передается на исполнение в отделение помощи семье и детям Муниципального бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" Южноуральского городского округа (далее - МБУ "Центр помощи детям") в течение трех рабочих дней после его утверждения.
5.4.2. Руководитель МБУ "Центр помощи детям", в течение одного рабочего дня от даты получения решения об открытии случая приказом назначает сотрудника, организующего и осуществляющего выполнение Индивидуальной программы реабилитации семьи (далее - Куратор случая).
5.4.3. Куратор случая с участием специалистов органов и организаций системы профилактики в течение одного месяца с момента назначения:
1) осуществляет сбор информации о семье, проводит диагностику семейной ситуации;
2) проводит анализ возможностей семьи по защите прав и законных интересов ребенка;
3) совместно с семьей в течение 1 месяца разрабатывает Индивидуальную программу реабилитации семьи (Приложение 6);
4) представляет Индивидуальную программу реабилитации семьи для утверждения в Комиссию по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;
5) формирует личное дело в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Челябинской области от 21.10.2015 N 546-П.
6) организует выполнение Индивидуальной программы реабилитации семьи и отражает проводимую работу в Единой информационной системе социальной защиты населения Челябинской области на базе Автоматизированной системы управления персональными данными "Тула" (далее - ЕИС СЗН Челябинской области на базе АСУПД "Тула").
5.4.4. Рассмотрение Индивидуальной программы реабилитации семьи осуществляется на заседании Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. При рассмотрении Индивидуальной программы реабилитации семьи в обязательном порядке присутствует заведующий отделением помощи семье и детям МБУ "Центр помощи детям".
Индивидуальную программу реабилитации семьи утверждает председатель Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Решение комиссии фиксируется в протоколе и в программных комплексах: "АИС Семья и дети" и ЕИС СЗН Челябинской области на базе АСУПД "Тула".
Протокол направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и членам Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Члены Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства осуществляют передачу поручений по подведомственности ответственному лицу.
5.4.5. К выполнению мероприятий Индивидуальной программы реабилитации семьи привлекаются органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социально ориентированные общественные объединения.
5.4.6. Виды услуг, оказываемых семьям с детьми специалистами, участвующими в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства и устранения причин нарушениях их прав и интересов:
1) органами и учреждениями социальной защиты населения - проведение социально-педагогической и социально-психологической диагностики проблем детей, выявление причин их дезадаптации, неблагополучия, девиантного поведения; проведение социально-бытового, социально-педагогического, социально-психологического патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи детям с проблемами в адаптации, поведении, развитии, находящимся в трудной жизненной ситуации; проведение социально-педагогической и социально-психологической работы с родителями ребенка, направленной на восстановление нормального функционирования семьи; оказание социально-правовой помощи детям, подросткам, семьям по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством; подготовка и направление адресатам документов, необходимых для практического решения этих вопросов; оказание помощи в получении льгот и пособий, справок для их получения; социальной помощи в виде натуральной и материальной помощи; получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних и другие услуги, оказываемые в рамках ведомственных полномочий;
2) органами и учреждениями здравоохранения - пропаганда здорового образа жизни и распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей и законных представителей и другие услуги, оказываемые в рамках ведомственных полномочий;
3) организациями образования - проведение социально-психологической и социально-педагогической диагностики личностного развития детей, их проблем, интересов, склонностей детей, потенциальных возможностей; оказание помощи детям в усвоении учебного материала, в обеспечении доступности групп продленного дня, дошкольного и дополнительного образования; оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи детям и родителям в преодолении вредных привычек, различного рода зависимостей (к азартным играм, к употреблению наркотиков, к алкоголю, табакокурению), дискриминации в школе; разрешении конфликтных ситуаций и урегулировании отношений с родителями, сверстниками, педагогами; предотвращении семейного неблагополучия, жестокого обращения родителей с детьми; отказов от образования и воспитания; помощь детям в личностном, жизненном, профессиональном, нравственном самоопределении; формирование у детей позитивных интересов (в том числе в сфере досуга и трудоустройства), социально-психологическое, социально-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей; проведение педагогической и психологической коррекции поведения детей, имеющих различные отклонения в развитии, поведении, состоянии здоровья; и другие услуги, оказываемые в рамках ведомственных полномочий;
4) органами внутренних дел - по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие услуги, оказываемые в рамках ведомственных полномочий;
5) иными учреждениями и организациями, предусмотренными пунктом 3.1 настоящего Порядка, оказываются услуги в рамках ведомственных полномочий.
VI. Координация и контроль исполнения Индивидуальной программы реабилитации семьи
6.1. В целях обеспечения контроля исполнения Индивидуальной программы реабилитации семьи Куратор случая:
1) осуществляет сбор и анализ информации от органов и организаций, участвующих в исполнении Индивидуальной программы реабилитации семьи;
2) совместно со специалистами отделения помощи семье и детям МБУ "Центр помощи детям" проводит анализ состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи.
6.2. Координация проведения индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с утвержденной Индивидуальной программой реабилитации семьи, осуществляется Комиссией по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
6.3. Контроль реализации Индивидуальной программы реабилитации семьи, обсуждение результатов проведенной совместной работы осуществляется Комиссией по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
VII. Утверждение результатов мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье
7.1. Результаты мониторинга рассматриваются на заседании Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с участием заведующего отделением помощи семье и детям МБУ "Центр помощи детям".
7.2. По результатам мониторинга условий жизни ребенка, эффективности оказания помощи семье и ребенку, Комиссия по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства:
1) рассматривает результаты деятельности органов и организаций системы профилактики по оказанию помощи семье и ребенку;
2) принимает одно из решений:
- о продолжении осуществления мер по защите прав и законных интересов ребенка по утвержденной Индивидуальной программе реабилитации семьи;
- о внесении изменения в Индивидуальную программу реабилитации семьи и продолжении работы по нему;
- о закрытии случая нарушения прав ребенка.
7.3. Решение о закрытии случая нарушения прав ребенка принимается в следующих случаях:
1) в случае прекращения обстоятельств, на основании которых семья была признана нуждающейся в социальном обслуживании;
2) в случае смерти получателя социальных услуг;
3) в случае достижения детьми совершеннолетия;
4) в случае изменения места жительства.
В случае переезда семьи за пределы Южноуральского городского округа, сведения о данной семье в течение трех дней после поступления соответствующей информации, направляются Управлением социальной защиты населения по месту учета в Управление социальной защиты населения по новому месту жительства семьи.
7.4. Управление социальной защиты населения в соответствии с протоколом Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства оформляет решение о закрытии случая (далее - решение о закрытии случая) (Приложение 7).
Решение о закрытии случая направляется в органы и организации системы профилактики, принимающие участие в выполнении Индивидуальной программы реабилитации семьи.
VIII. Порядок формирования и ведения базы данных АИС "Семья и дети"
8.1. Информационный программный комплекс АИС "Семья и дети" (далее по тексту - АИС "Семья и дети") представляет собой информационную систему по учету семей с детьми с включением модуля, отражающего ход реабилитационной работы с семьей, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в информационных ресурсах органов и организаций системы профилактики безнадзорности правонарушений Южноуральского городского округа, необходимых для эффективной межведомственной работы по профилактике семейного неблагополучия.
Доступ пользователя к программному комплексу АИС "Семья и дети" осуществляется в веб браузере только через защищенную сеть Администрации Губернатора Челябинской области (сеть VipNet N 604) с использованием сети передачи данных Интернет.
Главным координатором АИС "Семья и дети" является Министерство социальных отношений Челябинской области.
Техническим исполнителем по обеспечению бесперебойного функционирования АИС "Семья и дети" является Челябинский областной центр социальной защиты "Семья".
8.2. Пользователями АИС "Семья и дети" являются:
1) специалисты органов социальной защиты населения и сотрудники организаций социального обслуживания населения;
2) специалисты и сотрудники органов и организаций системы образования;
3) сотрудники органов и организаций здравоохранения (по согласованию);
4) сотрудники органов внутренних дел (по согласованию);
5) сотрудники Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области (по согласованию).
Пользователи осуществляют эксплуатацию АИС "Семья и дети", несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность вносимых сведений, за техническую защиту персональных данных, обрабатываемых в АИС "Семья и дети", в части, их касающейся, обеспечивают внесение данных в АИС "Семья и дети".
Основанием для создания персональной карточки учета и постановки семьи на учет является решение Комиссии по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
При выявлении семьи и принятии решения о начале работы с ней, создание персональной карточки учета осуществляется ответственным специалистом Управления социальной защиты населения.
Дальнейшее внесение информации о проведенной работе с семьей и несовершеннолетним, оказанных услугах, патронаже, мероприятиях Индивидуальной программы реабилитации семьи, а также заполнение раздела карточки учета "Сведения о несовершеннолетнем, состоящем на учете" и "Профилактическая работа с семьей" осуществляется пользователями в течение трех дней со дня получения информации в соответствии с компетенцией.
Основанием для закрытия персональной карточки учета в АИС "Семья и дети" является снятие с учета семьи и несовершеннолетнего в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
8.3. Координацию работы и консультирование в рамках ведомственных полномочий, взаимодействие с пользователями АИС "Семья и дети", техническим исполнителем АИС "Семья и дети" являются Управление социальной защиты, Комиссия по делам несовершеннолетних.
Приложение 1
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Журнал
учета сведений о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов ребенка (детей)
N п/п |
Дата регистрации сообщения |
Ф.И.О. (от кого поступило сообщение), должность |
Сведения о детях |
Информация о выявленных признаках нарушения прав ребенка (описание факта) |
Дата передачи сообщения в управление социальной защиты населения (в течение одного рабочего дня) |
|
Ф.И.О. ребенка, число, месяц, год рождения |
Адрес места жительства ребенка |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Бланк учреждения Начальнику Управления социальной
защиты населения администрации
Южноуральского городского округа
________________________________
Служебное сообщение
_______________________________________________________
(полное название учреждения, передающего сведения)
доводит до Вашего сведения, что выявлены признаки нарушения прав и
законных интересов ребенка (детей) ______________________________________
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, детей, возраст)
Адрес места жительства ребенка __________________________________________
_________________________________________________________________________
Образовательная организация, которую посещает ребенок ___________________
_________________________________________________________________________
Было обнаружено, что (признаки, свидетельствующие о случае
нарушения прав ребенка)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Просим провести проверку сведений и принять меры по защите прав и
законных интересов ребенка в случае необходимости
Ответственное лицо ____________/_______________
учреждения подпись (расшифровка)
Приложение 3
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Журнал
учета сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка на территории Южноуральского городского округа
N п/п |
Дата регистрации сообщения |
Наименование организации, откуда поступило сообщение |
Ф.И.О. ребенка, число, месяц, год рождения ребенка |
Адрес места жительства ребенка |
Информация о выявленных признаках нарушения прав ребенка |
Подпись ответственного специалиста, дата получения сообщения |
Принятие (непринятие) решения об открытии случая нарушения прав ребенка, дата принятия решения |
Дата принятия решения о закрытии случая нарушения прав ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Организация, проводившая обследование
Акт
обследования жилищно-бытовых условий семьи
Дата обследования "___" ___________ 20__ года
Основание проведения обследования: заявление/сообщение от _______ N _____
ФИО, дата рождения ______________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________
Телефон _________________________________________________________________
Адрес регистрации ___________________________________ город _____________
Улица _______________________________________ дом _______ квартира ______
Адрес фактического пребывания ________________________ город ____________
Улица _______________________________________ дом _______ квартира ______
1. Информация о членах семьи (близких родственниках,
постоянно проживающих с заявителем):
N п/п |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Родственные отношения |
Род занятий |
сведения о доходах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Данные о родственниках и (или) членах семьи, проживающих
отдельно:
N п/п |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Родственные отношения |
Род занятий |
примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Семейно-бытовые взаимоотношения (со слов заявителя подчеркнуть
и (или) вписать):
- нормальные, сложные в связи с наличием: внутрисемейных
конфликтов, т.е.: имеется (не имеется) нарушение межличностных
отношений в семье: эмоциональная отверженность всех членов семьи,
конфликты между членами семьи, родители (опекуны) не проявляют заботы к
ребенку (опекаемому), иное
________________________________________________________________________;
- нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между
родителем и ребенком);
- полная или частичная утрата родителями контроля над поведением
ребенка, иное
________________________________________________________________________;
- наличие девиаций у членов семьи или попечителей
(злоупотребляют алкогольными напитками, принимают наркотические
вещества, ведут аморальный образ жизни, проявляют пристрастие к
азартным играм, находятся в местах лишения
свободы, иное)
_________________________________________________________________________
- иные проявления физического, психологического насилия ________________.
4. Информация по сведениям соседей об обследуемой семье (вписать):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
5. Состоит ли семья (ребенок) на профилактическом учете в
ПДН, УО и др.
_________________________________________________________________________
6. Характеристика жилого помещения (подчеркнуть):
- дом, часть дома, отдельная квартира, комната(ы) в коммунальной
квартире, комната(ы) в общежитии, отсутствует жилье; этаж ________;
количество комнат ________;
- вид собственности на жилье (в собственности (муниципальной,
частной, ведомственной), съемное жилье);
- наличие материнского капитала: имеется/отсутствует,
использован/не использован/использован частично, выделение долей детям:
да/нет;
- собственная комната для несовершеннолетнего(них):
имеется/отсутствует;
- помещение для купания и стирки белья (ванная комната, душ,
баня): имеется/отсутствует.
7. Санитарное состояние жилья (подчеркнуть и (или)
вписать):
удовлетворительное/не удовлетворительное (указать причины:
необходимость ремонта жилой площади, аварийное, ветхое, используется
не по назначению, тяжелый запах, наличие насекомых, завалы мусора,
грязно, накурено, запах алкоголя и т.п.)
_________________________________________________________________________
8. Наличие коммунально-бытовых удобств (подчеркнуть):
- водоснабжение: отсутствует/имеется (централизованное, скважина,
колодец, родник, колонка для набора воды);
- отопление: отсутствует/имеется (централизованное, автономное
газовое, с использованием привозного сырья (уголь, торф, дрова);
- канализация: отсутствует/имеется;
- электроэнергия: отсутствует/имеется;
- плита для приготовления пищи: отсутствует/имеется (газовая
и (или) электрическая, напольная или настольная).
9. Наличие подсобного хозяйства:
- участок земли: _______________________________________________________,
- скот _________________________________________________________________,
- птица: _______________________________________________________________.
10. Наличие предметов первой необходимости (подчеркнуть и (или)
вписать):
- мебель: ______________________________________________________________,
- бытовая техника ______________________________________________________,
- одежда: имеется/не имеется в необходимом количестве по сезонам,
одежда соответствует/не соответствует возрасту, имеющаяся
одежда в удовлетворительном/неудовлетворительном состоянии,
- постельное белье ______________________________________________________
- продукты питания: имеется/не имеется запас необходимых продуктов,
- средства гигиены: имеется/не имеется запас необходимых средств.
11. Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12. Рекомендации семье _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
13. Признаки нахождения семьи в социально опасном положении:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Члены комиссии
______________________ ___________________ __________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
______________________ ___________________ __________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
______________________ ___________________ __________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
С Актом ознакомлен _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 5
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Комиссия по профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства
Южноуральского городского округа
Решение
о начале работы с несовершеннолетним(и) и его семьей (об открытии случая)
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
"___" ___________ 20__ г. N ________
Рассмотрев информацию о наличии признаков нарушения прав ребенка:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование документов, иной информации)
1. Открыть случай нарушения в семье прав ребенка ________________________
_________________________________________________________________________
2. Куратору случая нарушения прав ребенка представить
Индивидуальную программу реабилитации семьи на утверждение в
Комиссию по профилактике семейного неблагополучия и социального
сиротства Южноуральского городского округа в срок до "___" ___________
20__ г.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Приложение 6
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Комиссии по профилактике
семейного неблагополучия и социального
сиротства администрации Южноуральского
городского округа
_________________ __________________
"___" ________________ 20__ г.
Индивидуальная программа реабилитации семьи
Наименование организации, составившей Индивидуальную программу
реабилитации семьи
Паспорт семьи
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
Тип семьи: ______________________________________________________________
Дата постановки на учет в категорию СОП (ТЖС): __________________________
Дата снятия с учета: ____________________________________________________
Сведения о семье
Полная семья |
|
Многодетная семья |
|
Семья с низким уровнем дохода |
|
Неполная семья |
|
Переселенцы, беженцы |
|
Семья с ребенком-инвалидом |
|
Семья с родителем-инвалидом с несовершеннолетним ребенком |
|
Семьи бывших воспитанников государственных учреждений |
|
Семья с одним родителем, воспитывающая несовершеннолетних детей (в т.ч. новорожденных) |
|
Молодая семья с несовершеннолетними родителями |
|
Ребенок (дети) в семье, находящейся в социальном положении |
|
Проблемы семьи
Проблемы |
отметка |
Алкогольная (нарко) зависимость (по сведениям соседей) |
|
Беременность и роды (психологические - мотивация на рождение, комплекс беременности, страх; медицинские) |
|
Взаимоотношения с социальным окружением |
|
Детско-родительские отношения |
|
Жестокое обращение, пренебрежение нуждами, насилие (психологическое, сексуальное) |
|
Занятость (трудоустройство, обучение) |
|
Здоровье, медицинское обследование и сопровождение |
|
Информированность социально-правового характера |
|
Личностные психологические |
|
Организации досуга (кружки, секции) |
|
Поведение детей (в т. ч. девиации) |
|
Психоэмоциональные (депрессия, невроз, тревожность, утраты, стресс и пр.) |
|
Родительская депривация, уклонение от воспитания и содержания детей, безнадзорность несовершеннолетнего |
|
Родительская некомпетентность (недостаток знаний и навыков воспитания) |
|
Семейно-супружеские отношения, кризисы, конфликты |
|
Социально-бытовые, жилищные |
|
Социальное неблагополучие, дезадаптация, асоциальность |
|
Социально-экономические, материальные |
|
Суицидального характера |
|
Уголовно-исполнительные (в т. ч. делинквентность, постановка в КДН, УДО, отбывание срока наказания) |
|
Школьная дезадаптация (освоение программы, дисциплина) |
|
Другое (укажите) |
|
Сведения о заявителе
Ф.И.О. заявителя |
|
|
Дата рождения |
|
|
Адрес места жительства |
|
|
Место работы |
|
|
Контактная информация (телефон) |
|
|
Жилищно-бытовые условия проживания семьи | ||
Отдельная квартира |
|
|
Частный дом |
|
|
Комната в коммунальной квартире |
|
|
Общежитие |
|
|
Съемное жилье |
|
|
Система отопления |
|
|
Необходимость ремонта жилой площади |
Не нуждается в ремонте |
|
Нуждается в частичном ремонте |
|
|
Требуется капитальный ремонт |
|
|
Ветхое жилье (требуется замена жилой площади) |
|
|
Обеспеченность быта |
Есть мебель и предметы длительного пользования |
|
Наличие минимальных предметов мебели |
|
|
Отсутствует необходимая мебель и предметы быта |
|
|
Отсутствует самое необходимое для быта |
|
Санитарное состояние помещения: _________________________________________
Условия для воспитания и содержания детей: ______________________________
Наличие приусадебного, дачного участка: имеется (не имеется)
Дом, квартира, комната принадлежит: _____________________________________
Источники дохода семьи: _________________________________________________
Информация о родителях
Сведения о матери
Ф.И.О. родителя |
|
Кем приходится по отношению к детям |
|
Уровень образования |
|
Наличие девиаций | |
Алкоголизм |
|
Наркомания |
|
Ведет аморальный образ жизни |
|
Находится в местах лишения свободы |
|
Находилась в местах лишения свободы, освобождена по УДО |
|
Отношение к детям | |
Занимается воспитанием |
|
Не занимается воспитанием |
|
Характер отношения к членам семьи | |
Агрессивность |
|
Жестокость |
|
Безразличие |
|
Доброжелательность |
|
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (детей):
проживает/не проживает совместно с детьми; проявляет/не проявляет
привязанность к детям, проводит/не проводит время с детьми, пользуется/не
пользуется расположением детей, имеет/не имеет влияние на детей,
способна/неспособна обеспечить основные потребности детей (в пище, жилье,
гигиене, уходе, одежде, предоставление медицинской помощи).
Сведения об отце
Ф.И.О. родителя |
|
Кем приходится по отношению к детям |
|
Уровень образования |
|
Наличие девиаций | |
Алкоголизм |
|
Наркомания |
|
Ведет аморальный образ жизни |
|
Находится в местах лишения свободы |
|
Находился в местах лишения свободы, освобожден по УДО |
|
Отношение к детям | |
Занимается воспитанием |
|
Не занимается воспитанием |
|
Характер отношения к членам семьи | |
Агрессивность |
|
Жестокость |
|
Безразличие |
|
Доброжелательность |
|
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (детей): проживает/не
проживает совместно с детьми; проявляет/не проявляет привязанность к
детям, проводит/не проводит время с детьми, пользуется/не пользуется
расположением детей, имеет/не имеет влияние на детей, способен/неспособен
обеспечить основные потребности детей (в пище, жилье, гигиене, уходе,
одежде, предоставление медицинской помощи).
Информация о детях
Ф.И.О. ребенка |
|
Дата рождения |
|
Что посещает ребенок (МДОУ, МОУ, другое учебное заведение) |
|
Состояние здоровья |
|
Дополнительная занятость детей |
|
Соблюдение норм личной гигиены |
|
Наличие обуви и одежды |
|
Удовлетворительное состояние одежды и обуви |
|
Соответствие одежды и обуви сезону, возрасту и полу ребенка |
|
Развитие навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка |
|
Адекватность поведения ребенка в различной обстановке |
|
Оценка здоровья несовершеннолетнего(-их): | ||||
ФИО ребенка |
Наличие жалоб на состояние здоровья |
Влияет ли состояние здоровья на физическую активность |
Состоит ли на учете у врача |
Наличие вредных привычек |
|
|
|
|
|
Имеются ли свидетельства следующих фактов, происходящих
(происходивших) с ребенком (наличие факта - знак "+");
Ребенок: Факт: |
|
Жестокое обращение в семье |
|
Пренебрежение |
|
Физическое насилие |
|
Сексуальное насилие |
|
Утрата родителей (значимых людей) |
|
Разрывы со значимыми людьми |
|
Личные суицидальные попытки или мысли |
|
Употребление алкогольных напитков |
|
Употребление токсичных препаратов |
|
Употребление наркотиков |
|
Склонность к риску |
|
Информация о родственниках
Степень родства |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Место работы/учебы |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План
мероприятий по реабилитации (социальному сопровождению) семьи
1 этап: Информации по семье:
Категория семьи: ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
На основании вышеизложенного выявлены следующие проблемы семьи:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
Таким образом, с учетом выявленных проблем можно сделать вывод:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи для признания
граждан нуждающимися в социальном обслуживании на дому (заключения
специалистов) от ____________ приобщен к личному делу.
Куратор семьи: специалист по социальной работе - ________________________
2 этап: План мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Дата |
Отметка о выполнении |
Примечание |
1. Содействие в оказании медицинской помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
2. Содействие в оказании юридической (правовой) помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
3. Содействие в оказании социальной (прочей) помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
4. Содействие в оказании педагогической помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. Содействие в оказании трудовой помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
6. Содействие в оказании психологической помощи | ||||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
3 этап: (по истечении установленных сроков реализации
плана мероприятий)
Результаты итоговой диагностики и мониторинга эффективности
социального сопровождения семьи
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Куратор _____________ ФИО
(подпись)
Получатель социальных услуг _____________ ФИО
(подпись)
Приложение 7
к Порядку
межведомственного взаимодействия
по выявлению детей,
нуждающихся в государственной защите,
и устранению причин нарушения
их прав и законных интересов
Комиссия по профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства
Южноуральского городского округа
Решение
о прекращении работы с несовершеннолетним(и) и его семьей (о закрытии
случая)
"___" ___________ 20__ г. N ________
Рассмотрев следующие основания для закрытия случая нарушения прав
ребенка
_________________________________________________________________________
(наименование документов, иной информации)
Закрыть случай нарушения прав ребенка ___________________________________
в семье в связи с _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
в срок до "___" ___________ 20__ г.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Южноуральского городского округа Челябинской области от 14 апреля 2023 г. N 382 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов"
Вступает в силу с 14 апреля 2023 г.
Опубликование:
-