Департамент регистрации нормативных правовых актов (далее - Департамент), в соответствии с Положением о Департаменте, проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов (далее - НПА, акты), представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики (далее - Министерство юстиции), с целью проверки их соответствия Конституции Донецкой Народной Республики, действующему законодательству Донецкой Народной Республики, а также правилам юридической техники.
В процессе осуществления правовой экспертизы Департамент руководствуется Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05.12.2020 N 39-13 (далее - Порядок представления НПА), Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 28.01.2020 N 31-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 04.02.2020 под регистрационным N 3636.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "05.12.2019"
В течение первого полугодия 2023 года была проведена правовая экспертиза 207 НПА, поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.
Анализ проведенных экспертиз показал, что 35 НПА (17% от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА.
К наиболее частым нарушениям требований Порядка представления НПА в процессе правотворчества можно отнести следующие:
- в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.8 Порядка представления НПА);
- в производных НПА включены повторы норм права, содержащиеся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пунктов 2.4, 2.17 Порядка представления НПА;
- приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.19-2.23 Порядка представления НПА. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.20 Порядка представления НПА), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.21 Порядка представления НПА);
- не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.14 Порядка представления НПА);
- не соблюдаются требования Порядка представления НПА к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.27-2.34 Порядка представления НПА).
Кроме того, выявлены нарушения положений Закона Донецкой Народной Республики "О нормативных правовых актах" (далее - Закон о НПА), наиболее частыми из которых являются:
- необоснованный выбор формы производного НПА (статья 5 Закона о НПА);
- нарушение порядка официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов (глава 9 Закона о НПА);
- внесение изменений в НПА без учета требований статьи 47 Закона о НПА.
Также по результатам проведенных правовых экспертиз выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.
Следует отметить, что при закреплении правотворческой компетенции необходима предварительная проработка предполагаемого содержания будущих НПА с целью своевременного выявления положений, которые могут быть закреплены только в нормативных правовых актах большей юридической силы (обязанности, запреты, ограничения, отдельные вопросы осуществления административных процедур и др.).
Кроме того, при проведении данной работы следует комплексно изучать положения нормативных правовых актов большей юридической силы на предмет наличия непосредственно в них требуемого правового регулирования. Закрепление правотворческой компетенции по правовому регулированию общественных отношений, которые уже получили достаточную регламентацию в акте большей юридической силы, влечет в последующем необходимость поиска и искусственного формирования правового содержания принимаемого правотворческим органом НПА, в том числе вынужденного дублирования уже существующих норм, исключительно в целях исполнения предписания акта большей юридической силы и реализации отсылочных положений.
Таким образом при подготовке нормативного правового акта в обязательном порядке должен предшествовать анализ законодательства, относящегося к предмету его правового регулирования, и практики его применения, а также всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия нормативного правового акта.
За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческими органами был отозван 1 НПА (за второе полугодие 2022 года - 13 НПА).
Также в результате проведения правовой экспертизы выявлено 2 НПА, представленных на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер. Указанные акты либо не устанавливали новых правовых норм, воспроизводя правовые нормы актов высшей юридической силы, либо носили организационно-распорядительный характер.
Стоит отметить, что из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 172 НПА (83% от общего количества) недостатков не выявлено.
По результатам приведенных данных можно сделать вывод об уменьшении количества НПА, представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствуют действующему федеральному законодательству, а также законодательству Донецкой Народной Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 1 августа 2023 г. "Обобщенная практика проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, поступивших в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики в первом полугодии 2023 года"
Опубликование:
официальный сайт Министерства юстиции ДНР (minjust-dnr.ru) 1 августа 2023 г.