г. Краснодар |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А53-6997/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Рассказова О.Л. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гаврилова П.А. (доверенность от 30.05.2023), в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А53-6997/2023, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 1 301 000 рублей штрафа за задержку подачи и уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Решением от 22.05.2023, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2023, иск удовлетворен, распределены судебные расходы.
Суды сочли правомерным привлечение железной дороги к ответственности, предусмотренной статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); оснований для снижения штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установили.
Железная дорога обжаловала указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в иске либо снизить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывает заявитель, судами не применены положения об освобождении от уплаты штрафа в период действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление N 497). Расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции. По мнению заявителя, порт является ненадлежащим истцом, поскольку в рамках перевозки порожних вагонов не является стороной перевозочного процесса, поэтому право заявления соответствующих требований о взыскании штрафа в порядке статьи 100 Устава у порта отсутствует. Правоотношения сторон как перевозчика и грузополучателя (порта) прекращены выдачей груза. Уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке не содержат отметки об их получении представителем железной дороги. В материалах дела отсутствуют выписки из журнала книги уведомлений. Суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу порт опровергает доводы железной дороги.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что порт и железная дорога заключили договор от 27.03.2017 N 325/2/498/17 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта, примыкающего к станции Новороссийск СКЖД.
Согласно пункту 4 договора, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению с учетом интервалов подач по заявкам истца. Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается истцом приемосдатчику груза и багажа ответчика с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов.
В соответствии с пунктом 6 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4 передача вагонов на пути необщего пользования истца производится по заявке истца в размере единовременной подачи и с интервалами подач, установленными по каждому району портом в отдельности.
Истец подает ответчику заявки на подачу на железнодорожные выставочные пути вагонов, находящихся на станции Новороссийск, по истечению 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых он уведомлен. Заявка подается не менее чем за 2 часа до начала действия очередного интервала.
Следующий интервал подачи начисляется с момента фактической уборки таких вагонов истцом с выставочных путей.
Учитывая положения пунктов 4 и 6 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4), вагоны должны быть поданы по времени, указанному в заявке, но не ранее чем через 2 часа после получения заявки на подачу вагонов.
Как указывает истец, вагоны, указанные в заявках на подачу вагонов на пути порта, в срок, предусмотренный договором, ответчиком не подавались.
Таким образом, в феврале 2022 года станцией Новороссийск СКЖД - филиала железной дороги по вине ответчика задержана подача на выставочные пути порта простаивающих на станции Новороссийск 4666 вагонов.
В связи с задержкой подачи груженых вагонов истца составлены акты общей формы (номера актов общей формы указаны в графе 2 расчета штрафа).
Передача указанных вагонов ответчиком истцу осуществлена по памяткам приемосдатчика.
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод о невыполнении железной дорогой обязательства по подаче вагонов, предусмотренных договором от 27.03.2017 N 325/2/498/17, своевременно не поданы вагоны, на которые переданы заявки.
Согласно пункту 6 договора, в случае наличия на станции Новороссийск вагонов, необходимых для обеспечения заявки истца и не поданных в достаточном количестве для обеспечения интервала подачи, такие вагоны считаются задержанными по причинам, зависящим от железной дороги, и в этом случае она несет ответственность в соответствии со статьей 100 Устава.
В силу пункта 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4), готовые к уборке вагоны принимаются ответчиком с выставочных путей Центрального района ТНРС в течение 2,2 часа (2 часа 15 минут) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются ответчиком с путей Западного района 3-й пристани в течение 3,3 часа (3 часа 20 минут) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке. Готовые к уборке вагоны принимаются ответчиком с Восточного района в течение 2,7 часа (2 часа 45 минут) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке.
В случае неприема ответчиком вагонов с Восточного, Западного районов и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции на время задержки составляется акт общей формы, время задержки готовых к уборке вагонов исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, и ответчик несет ответственность перед истцом в соответствии со статьей 100 Устава.
Суды установили, что на готовые к уборке порожние вагоны истец направил уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, однако железная дорога вагоны не убрала..
Таким образом, в феврале 2022 года задержана уборка 4055 вагонов с железнодорожного пути необщего пользования истца.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), а также пунктом 9 действующего договора N 325/2 составлены акты общей формы.
Истец полагает, что ответчик не выполнил обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором, не произвел своевременную подачу вагонов, на которые переданы заявки.
По факту задержки уборки вагонов истцом на основании статьи 100 Устава ответчику начислен штраф, рассчитанный исходя из периода, прошедшего с момента принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов, за вычетом нормативного времени уборки, на сумму 1 301 000 рублей.
Поскольку штраф за задержку подачи и уборки вагонов железная дорога в добровольном порядке не оплатила, порт обратился в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 329, 330, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 100, 119 Устава, Правилами N 26.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив нарушение железной дорогой условий договора в части сроков уборки и подачи вагонов, суды пришли к выводу о наличии у порта права требовать уплаты штрафа за задержку подачи и уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения к заявленному размеру штрафа положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
Довод железной дороги о том, что расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции, рассмотрен судами обеих инстанций и отклонен как противоречащий представленным в дело доказательствам и основанный на неверном понимании норм материального права и условий договора.
Статьей 100 Устава предусмотрено начисление штрафа за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В пункте 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4) стороны согласовали, что готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2.2 часа (2 часа 15 минут); с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 минут); с Восточного района в течение 2.7 часа (2 часа 45 минут) после получения железной дорогой уведомления от порта о готовности вагонов к уборке.
Из указанных норм права и буквального толкования пункта 9 договора следует, что стороны согласовали срок на уборку вагона с учетом технологии работы станции (пути необщего пользования) и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции. Согласовывая такой срок, стороны договора определили его по своему усмотрению, что не противоречит действующему законодательству (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что по факту задержки уборки вагонов порт начислил штраф исходя из периода с момента принятия железной дорогой уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов за вычетом нормативного времени уборки.
Таким образом, в силу условий договора согласованный сторонами срок на уборку вагона включает в себя, в том числе 2 часа после получения уведомления.
При этом железная дорога не представила доказательств того, что с момента поступления уведомлений от порта своевременно приступила к уборке вагонов.
Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, правомерно отклонен судами.
Спорным договором предусмотрено, что обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление. В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной портом и согласованной железной дорогой Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования истца, примыкающих к станции "Новороссийск" Северо-Кавказской железной дороги от 05.10.2017 (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца на выставочные пути. Все действия истца по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у порта имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава.
Материалами дела подтверждается факт уборки и подачи вагонов, по каждому случаю нарушения сроков уборки и подачи вагонов составлены акты общей формы. Нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика, подписанными представителями сторон, а также уведомлениями порта.
Довод заявителя о неприменении судами положений Постановления N 497 являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку из расчета штрафа не следует, что таковой начислен с 01.04.2022 по 01.10.2022, то есть период, на который названным постановлением введен мораторий.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали обоснованными требования о взыскании 1 301 000 рублей штрафа.
Рассмотрев ходатайство железной дороги о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив вопрос о ее соразмерности последствиям нарушения, суды не нашли оснований для ее уменьшения, применив положения пунктов 75, 77 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Суды сочли, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации железной дорогой не доказан факт явной несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства.
Несогласие железной дороги с отсутствием оснований для уменьшения неустойки в размере, заявленном портом, не является нарушением судами норм материального права.
Определение конкретного размера неустойки (пени, штрафа) с целью установления баланса между начисленной неустойкой и последствиями нарушения обязательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем ссылка заявителя на несогласие с размером взысканной неустойки не может быть принята во внимание.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А53-6997/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4) стороны согласовали, что готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2.2 часа (2 часа 15 минут); с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 минут); с Восточного района в течение 2.7 часа (2 часа 45 минут) после получения железной дорогой уведомления от порта о готовности вагонов к уборке.
Из указанных норм права и буквального толкования пункта 9 договора следует, что стороны согласовали срок на уборку вагона с учетом технологии работы станции (пути необщего пользования) и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции. Согласовывая такой срок, стороны договора определили его по своему усмотрению, что не противоречит действующему законодательству (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, правомерно отклонен судами.
...
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у порта имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2024 г. N Ф08-11433/23 по делу N А53-6997/2023