г. Краснодар |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А32-36298/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от акционерного общества "НЭСК-электросети" - Михайленко П.В. (доверенность от 01.01.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Москаленко Г.В. (доверенность от 15.05.2019), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "ВТ-Ресурс", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А32-36298/2018, установил следующее.
АО "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.08.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 316А/2018, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей, а также признании недействительным представления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "ВТ-Ресурс".
Решением суда от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества события и состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Как указывает податель жалобы, право на переоформление технической документации имеется только у собственника или иного титульного владельца объекта капитального строительства, земельного участка или энергопринимающего устройства, в связи с чем лицо, обращающееся с соответствующим заявлением должно подтвердить наличие у него соответствующих прав. Акт разграничения эксплуатационной ответственности не является правоустанавливающим документом. Наличие одних только актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, само по себе не подтверждает наличия права собственности или иного предусмотренного законом основания у заявителя на объекты, без предоставления документов, предусмотренных действующим законодательством. Общество считает, что основания для переоформления технической документации в заявлении общества отсутствуют.
В отзывах на жалобу управление и ООО "ВТ-Ресурс" просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы и дополнения к ней, просил судебные акты отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, а представитель управления поддержал доводы отзыва, просил оставить без изменения решение суда первой и постановление суда апелляционной нстанций.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление от ООО "РТ Ресурс" поступило обращение на действия общества, выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, а именно, общество в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) срок не переоформило техническую документацию на ТП-438 и ТП-439.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, управление в отношении общества в присутствии его представителя по доверенности составило протокол об административном правонарушении от 03.08.2018 N 316А/2018 (т. 1 л. д. 17 - 19).
По результатам рассмотрения материалов административного производства управление в отношении общества вынесло постановление от 15.08.2018 N 316А/2018 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей. Также обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 15.08.2018 (т. 1 л. д. 14 - 16).
Общество, не согласившись с указанным постановлением и представлением обратилось в суд.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (пункт 57 Правил N 861).
Пунктом 59 Правил N 861 установлено, что заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях: а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении; б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств; в) переоформление документов о технологическом присоединении; г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
По смыслу пункта 61 Правил N 861 лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
Согласно пункту 2 раздела 1 Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Пунктом 62 Правил N 861 установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 861 сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Согласно пункту 69 Правил N 861 если для лица, подавшего заявление о переоформлении документов в соответствии с данным пунктом, по результатам проведения процедуры технологического присоединения были составлены акт разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация на основании ранее составленных документов составляет и выдает акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается, их дубликаты не выдаются.
Как следует из заявки ООО "ВТ-Ресурс" от 27.04.2018, оно является сетевой организацией и обращалось за переоформлением акта об осуществлении технологического присоединения.
Из ответа общества от 07.05.2018 следует, что ООО "ВТ-Ресурс" необходимо представить правоустанавливающие документы на энергопринимающие устройства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований общества.
Суды правомерно исходили из следующего. Поскольку ООО "ВТ-Ресурс" обращалось за переоформлением акта об осуществлении технологического присоединения, у общества имелась обязанность по ранее выданным документам переоформить указанный документ.
Из заявки не усматривалось основание переоформления, связанное со сменой собственника, т. к. общество просило новый документ оформить на него же. Материалами дела подтверждается и обществом по существу не оспаривается, что к заявке ООО "ВТ-Ресурс" были приложены: акты разграничения границ балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности, в том числе по спорным трансформаторным подстанциям, акты о допуске электроустановок в эксплуатацию. Из материалов дела не следует, что у общества возникли сомнения относительно принадлежности объектов ООО "ВТ-Ресурс".
Следовательно, у общества отсутствовали правовые основания для запроса правоустанавливающих документов.
Ссылка общества на то, что заявка ООО "ВТ-Ресурс" не содержит оснований, перечисленных в пункте 59 Правил N 861 обоснованно не принята судами во внимание, так общество в своем письме не указывало на необходимость уточнения основания обращения.
Приведенная к кассационной жалобе ссылка на судебную практику подлежит отклонению так как в рамках дела А53-8946/2010 заявлены требования о признании недействительным акта об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а предметом дела А32-47854/2015 являлось взыскание задолженности по договору купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь при ее передаче.
Суды отметили, что надлежащих доказательств соблюдения установленного срока по переоформлению акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе по итогам осмотра, что Правилами N 861 не исключается в отношении смежных сетевых организаций, обществом не представлено. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности выводов судов о том, что общество допустило нарушение установленного императивного срока выполнения мероприятий по переоформлению технической документации, что свидетельствует о наличии события правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом того, что обществом допущено повторное нарушение Правил N 861.
Суды правильно указали, что общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности. Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалах дела отсутствуют. Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным не установлены. Доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 тыс. рублей или выплата штрафа в указанном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе, может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности в материалы дела не представлены.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности выводов судебных инстанций о законности постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 15.08.2018 N 316А/2018 и выданного на его основании представления.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А32-36298/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно указали, что общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности. Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалах дела отсутствуют. Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным не установлены. Доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 тыс. рублей или выплата штрафа в указанном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе, может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности в материалы дела не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2019 г. N Ф08-8229/19 по делу N А32-36298/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8229/19
23.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11069/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36298/18
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36298/18