В соответствии со Сводным планом основных мероприятий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Республике Мордовия на 2023 год, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия 29 декабря 2022 года N 18/96-7, Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия постановляет:
1. Провести с сентября по декабрь 2023 года конкурс среди студентов высших учебных заведений Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2023/2024 учебном году (далее - Конкурс).
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о Конкурсе;
Состав конкурсной комиссии по подведению итогов Конкурса.
3. Произвести расходы на проведение Конкурса согласно утвержденной распоряжением Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия смете расходов средств федерального бюджета, выделенных на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Республике Мордовия на 2023 год.
4. Направить настоящее постановление в высшие учебные заведения Республики Мордовия, территориальные избирательные комиссии Республики Мордовия, в средства массовой информации для опубликования, а также разместить на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель |
А.В. Косов |
Секретарь |
В.В. Болтунов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Центральной избирательной
комиссии Республики Мордовия
от 12 сентября 2023 года N 31/186-7
Положение
о конкурсе среди студентов высших учебных заведений Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2023/2024 учебном году
1. Общие положения
1.1. Конкурс среди студентов высших учебных заведений Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2023/2024 учебном году (далее - конкурс) проводится Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия (далее - ЦИК РМ) с октября по декабрь 2023 года совместно с образовательными организациями высшего профессионального образования (образовательными организациями, осуществляющими в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования и научную деятельность).
1.2. Конкурс проводится с целью стимулирования лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к научным исследованиям в области избирательного права и избирательного процесса, привлечения научного потенциала вузов к разработке учебно-методических материалов по избирательному праву, избирательному процессу, современным избирательным технологиям, повышению уровня правовой и политической культуры избирателей, иных участников избирательных кампаний, в том числе с учетом зарубежного опыта организации и проведения выборов, формирования кадрового резерва избирательных комиссий.
1.3. Организационное и методическое обеспечение проведения конкурса осуществляет ЦИК РМ.
1.4. Настоящее Положение направляется в республиканские средства массовой информации для опубликования и в высшие учебные заведения Республики Мордовия.
2. Условия конкурса
2.1. Для участия в конкурсе студентам высших учебных заведений или коллективам авторов (но не более трех человек) необходимо подготовить работу в соответствии с Перечнем тем работ по вопросам избирательного права и избирательного процесса (приложение) и представить на рассмотрение соответствующей кафедры вуза.
К участию в конкурсе допускаются также методические пособия, разработанные по любому разделу Перечня тем работ по вопросам избирательного права и избирательного процесса, путеводители по избирательному праву, памятки для избирателей, кандидатов, наблюдателей, рабочие блокноты или тетради для кандидатов, их представителей, членов избирательных комиссий, наглядные пособия (плакаты) по избирательному праву, сценарии деловых игр, конкурсов, фестивалей, ток-шоу. К сценариям деловых игр, конкурсов, фестивалей, ток-шоу могут быть приложены видео- и фотоматериалы, иллюстрирующие проведение указанных мероприятий.
2.2. Работа должна представлять собой актуальное исследование по тематике конкурса (с использованием данных электоральной статистики проведения выборов на территории Республики Мордовия), содержать обоснованные выводы, предложения по совершенствованию федерального или регионального законодательства о выборах, ссылки на использованную литературу и другие источники, список которых должен прилагаться.
2.3. Работа должна быть представлена на конкурс в отпечатанном и сброшюрованном виде. Объем работы - не менее 15 и не более 25 страниц печатного текста на листах формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, полуторный межстрочный интервал).Прилагаемые к работе плакаты, схемы и другой иллюстративный материал должны быть сложены так, чтобы соответствовать формату А4.
На титульном листе работы необходимо указать:
а) наименование вуза;
б) фамилию, имя, отчество ректора;
в) тему работы;
г) данные об авторе: фамилия, имя, отчество, курс, отделение (дневное, вечернее, заочное), факультет; контактный телефон;
д) данные о научном руководителе, оказавшем консультативную и методическую помощь студенту в написании работы: фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень, ученое звание, контактный телефон.
2.4. Научный руководитель, оказавший консультативную и методическую помощь студенту, контролирует оформление работы в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Конкурсной комиссией не рассматриваются:
работы, подготовленные и направленные на конкурс с нарушением требований настоящего Положения;
работы авторов, представленные ими в ранее проводимых аналогичных конкурсах.
2.5. Направленные на конкурс работы не возвращаются, рецензии авторам не выдаются. Конкурсные работы и материалы могут быть использованы в работе ЦИК РМ по повышению правовой культуры избирателей, организаторов выборов.
3. Порядок проведения конкурса
3.1. Для подведения итогов конкурса создается Конкурсная комиссия, в состав которой входят члены ЦИК РМ, ученые и специалисты в области избирательного права.
3.2. Организация конкурса осуществляется ЦИК РМ совместно с высшими учебными заведениями Республики Мордовия.
Конкурс проводится в два этапа.
На первом этапе конкурсные комиссии факультетов проводят отбор лучших работ, которые с сопроводительным письмом декана факультета не позднее 4 декабря 2023 года направляются в ЦИК РМ (430002, г. Саранск, ул. Советская, д. 26) для рассмотрения и оценки Конкурсной комиссией.
К каждой работе должны быть приложены:
а) сопроводительное письмо декана факультета;
б) рекомендация соответствующей кафедры о выдвижении работы на второй этап конкурса;
в) рецензия научного руководителя;
г) CD или DVD диск с текстом работы.
3.3. На втором этапе Конкурсная комиссия до 13 декабря 2023 года отбирает лучшие работы.
4. Подведение итогов конкурса
4.1. Итоги конкурса подводит Конкурсная комиссия.
Представленные работы оцениваются членами Конкурсной комиссии.
Учитываются следующие критерии:
соответствие оформления работы требованиям Положения;
соответствие содержания работы выбранной теме;
наличие введения с указанием актуальности, целей и задач исследования;
актуальность работы, уровень ее общественной значимости;
стиль изложения, последовательность в аргументации, наличие элементов новизны, грамотность;
соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала;
работа с доктринальными (теоретическими) источниками;
использование нормативных правовых актов, соответствующих теме исследования, их анализ;
уровень знакомства с современным состоянием выбранной темы;
выявление противоречий и пробелов в действующем законодательстве, наличие предложений по его совершенствованию;
наличие примеров из юридической практики, анализ зарубежного, исторического опыта в рамках темы исследования;
наличие индивидуального, творческого подхода при написании работы, компоновке материала;
наличие и корректность самостоятельных суждений, обобщений и выводов, полнота обоснования авторской позиции.
Конкурсная комиссия до 20 декабря 2023 года после публичной защиты конкурсных работ подводит итоги конкурса и открытым голосованием определяет победителей конкурса исходя из количества призовых мест: одно первое, два вторых, два третьих места. Победителям конкурса вручаются грамоты ЦИК РМ и памятные сувениры.
Заседание Конкурсной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие простое большинство ее членов.
При равенстве баллов победители конкурса определяются путем жеребьевки. Решение Конкурсной комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя Конкурсной комиссии является решающим.
Если Комиссия сочтет, что ни одна из представленных на конкурс работ не заслуживает памятного подарка, она может ограничиться вручением грамот.
Результаты голосования и решение Конкурсной комиссии заносятся в протокол Конкурсной комиссии, который подписывают председатель и секретарь Конкурсной комиссии. Решение Конкурсной комиссии направляется в ЦИК РМ для утверждения протокола Конкурсной комиссии.
4.2. Лучшие работы могут быть опубликованы в специальном сборнике ЦИК РМ, а также на официальном сайте ЦИК РМ и страницах социальных сетей ЦИК РМ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в сборниках научных трудов вузов.
Приложение
к Положению
о конкурсе среди студентов высших
учебных заведений Республики Мордовия
по вопросам избирательного права и
избирательного процесса в 2023/2024
учебном году
Перечень
разделов и тем работ по вопросам избирательного права и избирательного процесса
Раздел 1. Субъекты (участники) избирательного процесса
1.1. Избирательные органы Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовой аспект.
1.2. Повышение избирательной активности граждан и развитие демократического общества.
1.3. Библиотеки и школы как субъекты и партнеры правового воспитания молодого поколения.
1.4. Институт наблюдателей в избирательном процессе.
1.5. Политические партии как участники избирательного процесса.
1.6. Подготовка политических партий к выборам. Деятельность избирательного штаба.
1.7. Роль и функции правоохранительных органов в ходе организации избирательного процесса.
1.8. Средства массовой информации как участники избирательного процесса.
1.9. Сетевые издания как субъект избирательных информационных правоотношений.
1.10. Взаимодействие органов внутренних дел с избирательными комиссиями в период проведения избирательных кампаний различного уровня.
Раздел 2. Избирательный процесс
2.1. Особенности избирательных кампаний по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.2. Конституционно-правовое регулирование изменения состава субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополя).
2.3. Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
2.4. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.
2.5. Политическая реклама на выборах: практика, правовые, организационные и этические проблемы.
2.6. Методы предвыборной агитации в период избирательных кампаний различного уровня.
2.7. Соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности в информационном обеспечении выборов: законодательство и практика.
2.8. Незаконная печатная продукция: выявление, пресечение, ответственность.
2.9. Борьба с незаконными технологиями в ходе проведения избирательных кампаний.
2.10. Организационно-правовые способы противодействия применению противоправных технологий на выборах (на примере конкретного региона).
2.11. Новые стандарты информационной открытости в деятельности избирательных комиссий.
2.12. Финансирование выборов: правовое регулирование и практика.
2.13. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов: правовое регулирование и практика.
2.14. Финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений: правовое регулирование и практика.
2.15. Финансовый контроль в избирательном процессе: правовое регулирование и практика.
2.16. Финансовый контроль избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений.
2.17. Финансовая отчетность политических партий: правовое регулирование и практика.
2.18. Особенности работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в межвыборный период.
2.19. Организация голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями.
2.20. Реализация избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов.
2.21. Рассмотрение и разрешение избирательных споров в избирательных комиссиях.
2.22. Рассмотрение и разрешение избирательных споров в судах.
2.23. Рассмотрение обращений о нарушениях избирательного законодательства в избирательных комиссиях: правовое регулирование и практика.
2.24. Технологии удаленного голосования: российская и зарубежная практика.
2.25. Обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования вне места регистрации по месту жительства.
2.26. Агитация в сети Интернет: практика, правовое регулирование, перспективы.
2.27. Мажоритарная избирательная система, ее разновидности, достоинства и недостатки. Использование мажоритарной избирательной системы на российских выборах: основные особенности.
2.28. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства на выборах в Российской Федерации и в зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект.
2.29. Смешанная избирательная система и ее разновидности. Использование смешанной избирательной системы в России.
2.30. Международные избирательные стандарты и их роль в развитии национального избирательного законодательства и практике проведения демократических выборов.
2.31. Влияние развития национальных электоральных процедур на формирование международных избирательных стандартов.
2.32. Избирательное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств (на примере отдельных государств Содружества).
2.33. Практика организации и проведения избирательных кампаний в зарубежных странах (президентские, парламентские, местные выборы).
2.34. Институт международных наблюдателей в избирательном процессе.
2.35. Европейский союз и выборы в Европарламент: законодательство и практика.
2.36. ООН и международные избирательные стандарты: новые тенденции.
2.37. Зарубежное избирательное законодательство (на примере отдельных стран).
Раздел 3. Муниципальные выборы
3.1. Особенности избирательных кампаний в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации.
3.2. Муниципальные выборы как институт демократии.
3.3. Муниципальные выборы как способ обеспечения реального представительства интересов населения.
3.4. Муниципальные выборы как инструмент становления гражданского общества.
3.5. Организационные основы проведения муниципальных выборов и местных референдумов.
3.6. Применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах.
3.7. Смешанная и мажоритарная избирательные системы на муниципальных выборах в России.
3.8. Смешанная и мажоритарная избирательные системы на муниципальных выборах в Российской Федерации и иностранных государствах: сравнительно-правовой аспект.
3.9. Компетенционные вопросы различных уровней власти по правовому регулированию муниципальных выборов (разграничение и совместная компетенция).
3.10. Право граждан на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, формы контроля.
3.11. Правовая культура участников муниципальных выборов и местных референдумов.
3.12. Роль общественных объединений в избирательных кампаниях на муниципальном уровне.
3.13. Правовая подготовка организаторов муниципальных выборов и местных референдумов.
3.14. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Раздел 4. Ответственность за нарушение избирательного законодательства
4.1. Юридическая ответственность и ее виды в избирательном процессе.
4.2. Конституционная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
4.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
4.4. Административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации: нормативное регулирование и практика.
4.5. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
4.6. Причины и условия, способствующие нарушениям избирательных прав граждан Российской Федерации.
4.7. Подкуп избирателей как вид политической коррупции.
4.8. Злоупотребления правом в избирательном процессе и способы противодействия им.
4.9. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав.
4.10. Обеспечение общественной безопасности в ходе голосования.
Раздел 5. Современные информационно-коммуникационные технологии в избирательных системах
5.1. Новые информационные технологии при организации и проведении выборов.
5.2. Будущее информационных технологий в избирательном процессе.
5.3. Изучение практики внедрения новых средств информирования избирателей на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
5.4. Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества.
5.5. Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством информационно-коммуникационных технологий.
5.6. Автоматизация избирательных процессов в Российской Федерации.
5.7. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса.
5.8. Проблемы безопасности информации в избирательном процессе, правовое регулирование и практика.
5.9. Применение современных информационных технологий на выборах, проводимых в Российской Федерации.
5.10. Правовая база и последствия внедрения технических средств голосования.
5.11. Сравнительный анализ технических средств голосования. Отечественная и мировая практика.
5.12. Электронные средства голосования, составление электронного протокола об итогах голосования: правовое регулирование и общественное доверие к итогам выборов.
5.13. Совершенствование процедур электронного голосования как компонент избирательной системы.
5.14. Электронное голосование как форма реализации электронной демократии.
5.15. Электронное голосование: его риски и преимущества.
5.16. Анализ зарубежного опыта реализации технологий электронного голосования.
5.17. Освещение деятельности партий, представленных в законодательных (представительных) органах власти.
5.18. Сайты ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как источники информации о выборах в России.
5.19. Интернет-среда как источник информации о выборах.
5.20. Интернет-среда в системе модернизации избирательной системы.
5.21. Роль блогосферы в информационном обеспечении избирательного процесса.
5.22. Правовой режим и особенности обработки персональных данных граждан в избирательной системе.
5.23. Технологии обеспечения безопасности информационных ресурсов в период подготовки и проведения выборов.
5.24. Механизм "Мобильный избиратель".
Раздел 6. Молодежь и выборы
6.1. Молодежь и ее участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности молодежи.
6.2. Общественные молодежные палаты (молодежные парламенты) и их роль в формировании гражданской позиции молодых избирателей.
6.3. Опыт зарубежных стран по привлечению молодежи к участию в выборах.
6.4. Деятельность избирательных комиссий по вовлечению молодежи в избирательный процесс (на примере субъекта Российской Федерации).
6.5. Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации.
Раздел 7. Межотраслевые исследования по тематике избирательного права и избирательного процесса
7.1. Реклама как феномен правовой культуры.
7.2. Влияние качества жизни на электоральную активность избирателей.
7.3. Социально-психологические факторы, влияющие на электоральную активность избирателей.
7.4. Толерантность как личностная характеристика работника избирательной системы.
7.5. Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий.
7.6. Пресса как социально-психологический фактор влияния на политические установки избирателей.
7.7. Региональная специфика общественного мнения избирателей в современной России.
7.8. Статистический анализ выборов (на примере федеральных или региональных кампаний).
7.9. Практика применения Федерального закона от 12 мая 2009 года N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами".
7.10. Освещение деятельности парламентских партий и мониторинг СМИ.
7.11. Мониторинг СМИ как инструмент контроля за политическим процессом.
7.12. Мониторинговые исследования в избирательном процессе.
7.13. Деятельность парламентских фракций: практика, правовое регулирование, зарубежный опыт.
Раздел 8. Современные образовательные технологии и формирование кадрового резерва
8.1. Развитие публичных сетей доступа для обучения.
8.2. Использование информационных технологий при реализации спецкурса "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" в образовательных учреждениях.
8.3. Критерии качества образовательной деятельности при подготовке кадров избирательной системы.
8.4. Повышение квалификации кадров избирательной системы.
8.5. Правовая культура специалистов избирательной системы.
8.6. Методологические основы дистанционного обучения участников избирательного процесса.
8.7. Проведение обучающих мероприятий с использованием электронных учебно-методических комплексов по вопросам избирательного права и избирательного процесса.
8.8. Модели и методы интерактивного контроля в образовательном процессе.
8.9. Практика взаимодействия вузов и избирательных комиссий всех уровней по вопросам подготовки кадров избирательной системы Российской Федерации.
8.10. Возможности электронного образовательного ресурса при подготовке кадров избирательной системы Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Центральной избирательной
комиссии Республики Мордовия
от 12 сентября 2023 года N 31/186-7
Состав
Конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса среди студентов высших учебных заведений Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2023/2024 учебном году
Председатель Комиссии
БОЛТУНОВ Валерий Валерьевич |
секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия |
Секретарь Комиссии
ЧАЛДАЕВА Марина Тимофеевна |
заведующий сектором отдела правового сопровождения избирательных комиссий аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия |
Члены Комиссии | |
ГРОШЕВА Нина Валентиновна |
начальник отдела правового сопровождения избирательных комиссий аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия |
ИГНАТОВА Ольга Викторовна |
член Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия с правом решающего голоса |
КОЗИН Алексей Иванович |
начальник Управления информатизации (Информационного центра) аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия |
КРАСНИКОВ Александр Игоревич |
начальник организационно-правового отдела аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия |
МАНЕРОВ Закария Хасянович |
член Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия с правом решающего голоса |
МАСЛОВСКАЯ Мария Владиленовна |
доцент кафедры государственного и административного права ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева", к.ю.н. (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 12 сентября 2023 г. N 31/186-7 "О конкурсе среди студентов высших учебных заведений Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2023/2024 учебном году"
Опубликование:
газета "Известия Мордовии", 22 сентября 2023 г. N 106-39