Решение Калининградского областного суда от 17 марта 2023 г. N 3а-51/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пунктов 7843, 7844 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, расположенные по адресу: <адрес>, включены соответственно под пунктами 7843, 7844 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
ООО "С.", являвшееся в налоговом периоде 2022 года собственником указанных объектов недвижимости, просит признать не действующими названные пункты Перечня, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащие административному истцу нежилые здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида их фактического использования перед началом налогового периода 2022 года административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение объектов с кадастровыми номерами N, N в оспариваемый Перечень противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "С." Т.М.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому объекты с кадастровыми номерами N, N отвечают критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как по сведениям из ЕГРН являются административными зданиями, в связи с чем правомерно включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год; кроме того, составленный 28 сентября 2022 года акт о фактическом использовании зданий также подтверждает размещение в них помещений административно-офисного назначения, объектов торговли и бытового обслуживания более 20% от общей площади каждого из объектов.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора М.Г.И., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1);
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 7843 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Под пунктом 7844 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Перечень вступил в силу с 1 января 2022 года и обнародован до этой даты.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликован, по мотиву нарушения порядка принятия не оспаривается административным истцом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (часть 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что объекты с кадастровыми номерами N, общей площадью 963,4 кв. м, N, общей площадью 2 832,9 кв. м, принадлежат ООО "С." на праве собственности с 25 января 2022 года (л.д. 15-27).
По данным ЕГРН оба объекта поставлены на кадастровый учет 02 июля 2011 года, имеют назначение нежилое, вид разрешенного использования нежилое, наименование административное здание, расположены на земельном участке с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под существующие административное здание и склады (л.д. 15-27, 50-53).
Учитывая, что по смыслу статьи 378.2 НК РФ объект налогообложения может быть включен в перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка в случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельного участка в качестве предназначенного для размещения объектов смешанного типа делового, административного и коммерческого назначения, суд отмечает, что в данном случае вид разрешенного использования земельного участка "под существующие административное здание и склады" не отвечает требованиям правовой определенности и не позволяет прийти к выводу о размещении на нем двух административных зданий в целях, соответствующих статье 378.2 НК РФ.
Из сведений из ЕГРН о земельном участке следует, что на нем расположены три объекта недвижимости, имеющие кадастровые номера N, N, N.
По утверждению обеих сторон, объект с кадастровым номером N, площадью 8 кв. м, является одноэтажным зданием проходной и в Перечень не включен.
Юридико-техническая конструкция вида разрешенного использования земельного участка допускает эксплуатацию расположенных на нем объектов недвижимости в качестве одного административного здания и складов, что не позволяет однозначно отнести включенные в Перечень оба объекта к административно-деловым центрам.
Более того, исходя из вида разрешенного использования земельного участка определить, какой из двух объектов с кадастровыми номерами N, N является административным зданием, а какой складом, не представляется возможным.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "под существующие административное здание и склады", имея смешанный характер, не позволяет отнести расположенные на этом земельном участке объекты к административно-деловому центру (комплексу), в связи с чем по данному основанию административные здания с кадастровыми номерами N, N не могли быть включены Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Из регистрационного удостоверения БТИ от 17.04.1998 N 6-741 следует, что объекты с кадастровыми номерами N (Литер Б) N (Литер А) были зарегистрированы на праве собственности за ООО "О." и учтены на балансе организации в качестве складов.
Из технического паспорта БТИ по состоянию на 15 января 2010 года следует, что объект литер Б (поставлен на кадастровый учет 02.07.2011, кадастровый номер N) имеет наименование административное здание, включает в себя подвал и три этажа, общая площадь здания составляет 963,4 кв. м, из которой административные площади: основные 415,9, кв. м, вспомогательные - 239,1 кв. м; складские - 308 кв. м (л.д. 28-36).
Согласно экспликации внутренних помещений объекта, трехэтажное здание с подвалом включает в себя 11 кабинетов, расположенных на 1 и 2 этажах; складские помещения - весь третий этаж; 4 помещения - коридоры, 1 помещение - шкаф, 1 помещение - архив, а также расположенные в подвале здания 5 основных помещений и 6 вспомогательных помещений, наименований не имеющих (л.д. 28-36).
Из технического паспорта БТИ по состоянию на 15 января 2010 года следует, что объект литер А (поставлен на кадастровый учет 02.07.2011, кадастровый номер N) имеет наименование административное здание, включает в себя подвал и пять этажей, общая площадь здания составляет 2 832,9 кв. м, из которой административные площади: основные 498,6, кв. м, вспомогательные - 533,1 кв. м; складские - 1 801,2 кв. м (л.д. 37-48).
Согласно экспликации внутренних помещений объекта, пятиэтажное здание с подвалом включает в себя 17 кабинетов, расположенных на 1, 2 и 3 этажах; 14 складских помещений, расположенных на 1, 2, 3 этажах и полностью занимающих весь четвертый этаж; 2 вестибюля; 3 помещения "умывальник"; 5 туалетов; 2 санузла; коридоры, лестничные клетки; лифт; помещение "насосная". В подвале и на пятом этаже находятся только помещения, поименованные как основные и вспомогательные.
Вместе с тем, исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", как и помещения с наименованиями "основное", "вспомогательное".
Наименования и назначение указанных выше помещений, расположенных в административных зданиях с кадастровыми номерами N, N, не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что включенные в Перечень объекты используется в целях делового, административного и коммерческого назначе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.