г. Краснодар |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А32-36944/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 04.01.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А32-36944/2017, установил следующее.
АО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 168 316 рублей 38 копеек платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на пути общего пользования.
Решением от 26.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2019, с общества в пользу железной дороги взыскано 81 078 рублей 48 копеек платы. Суды признали неправомерным начисление железной дорогой обществу платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по вине истца (наличие свободных путей необщего пользования) и в период неблагоприятных метеоусловий, наличие которых в соответствии с законодательством исключает ответственность общества за указанное нарушение. Простой вагонов на путях общего пользования по причине несоблюдении обществом технологических норм выгрузки других вагонов подтвержден соответствующими доказательствами и документально не опровергнут ответчиком.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании 24 990 рублей 04 копеек и удовлетворить иск в этой части.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Акты общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования являются надлежащими доказательствами по делу в смысле статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Железная дорога документально обосновала занятость путей необщего пользования в периоды, указанные в актах общей формы. Общество не представило документы, подтверждающие тот факт, что пути необщего пользования в данные периоды были свободны. Суды не учли невозможность подачи вагонов с опасными грузами на свободный путь при осуществлении грузовых операций с аналогичным грузом на соседнем пути. Железная дорога начислила обществу плату за простой вагонов в период непогоды в размере 42 049 рублей 30 копеек, а не 70 141 рубль 30 копеек, как указано в решении. Общество не представило доказательства, подтверждающие неосуществление им выгрузки вагонов из-за наличия ветра 15 м/с и более. Данное обстоятельство по условиям договора не освобождает общества от внесения спорной платы.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, железная дорога и общество заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования N 1 - 6 при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД.
В пункте 14 договора стороны предусмотрели внесение обществом перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
В ноябре и декабре 2016 года железная дорога составила акты общей формы, согласно которым задержка вагонов на путях общего пользования произошла по причинам, зависящим от общества (занятость фронта выгрузки, отказ от приема вагонов в связи с непогодой).
Железная дорога начислила обществу 168 316 рублей 38 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Исследовав и оценив представленные железной дорогой и обществом доказательства, суды пришли к выводу о том, что часть составленных по факту простоя актов общей формы не может свидетельствовать о наличии вины общества в простое вагонов. Приняв во внимание представленные обществом документы, суды указали на наличие технической и технологической возможности приема вагонов на пути необщего пользования в спорный период.
Отказывая в иске, суды исходили из отсутствия в материалах дела пересекающихся ведомостей подачи вагонов, свидетельствующих о занятости всех путей необщего пользования. Судебные инстанции обоснованно установили неправомерность начисления железной дорогой обществу платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в период неблагоприятных метеоусловий, так как простой происходил не по причинам, зависящим от общества, а по объективно существовавшим причинам.
В спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке), вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Время, в течение которого общество не имело права производить разгрузочные мероприятия ввиду действия погодных условий (шквалистый ветер), подлежит учету железной дорогой при расчете отыскиваемой платы, так как нарушение графика оборота вагонов происходило не по причинам, зависящим от общества, а в силу объективных непреодолимых обстоятельств. Железная дорога не опровергла эти обстоятельства, не оспорила факт указанной силы ветра, при которой приведенными судами нормативными актами (Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н) запрещается производить погрузочно-разгрузочные операции.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что железной дорогой не доказан простой вагонов на путях общего пользования в спорный период по причинам, зависящим от грузополучателя, и правильно отказали в удовлетворении части исковых требований.
В кассационной жалобе железная дорога со ссылкой на конкретные доказательства не опровергла выводов судов.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которая в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А32-36944/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 19 указанной статьи Устава и пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
...
В спорный период имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке (разгрузке), вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов. Время, в течение которого общество не имело права производить разгрузочные мероприятия ввиду действия погодных условий (шквалистый ветер), подлежит учету железной дорогой при расчете отыскиваемой платы, так как нарушение графика оборота вагонов происходило не по причинам, зависящим от общества, а в силу объективных непреодолимых обстоятельств. Железная дорога не опровергла эти обстоятельства, не оспорила факт указанной силы ветра, при которой приведенными судами нормативными актами (Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н) запрещается производить погрузочно-разгрузочные операции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 октября 2019 г. N Ф08-9175/19 по делу N А32-36944/2017