Письмо Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2023 г. N 16-7/2535
Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении сообщает, что в рамках реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" проведена актуализация справочных материалов о системе непрерывного медицинского образования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - Справочные материалы).
Актуализированная версия Справочных материалов содержит:
- описание видов образовательной активности и соответствующих им образовательных элементов непрерывного образования;
- сведения о роли непрерывного образования в подготовке специалистов здравоохранения и медицинских работников с высшим профессиональным (немедицинским) образованием к процедуре допуска к профессиональной деятельности в рамках действующих нормативных правовых актов;
- перечень возможностей интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет" edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал) в обеспечении непрерывного образования специалистов здравоохранения;
- механизмы планирования образовательной активности в рамках системы непрерывного медицинского образования;
- актуализированные рекомендации по использованию средств нормированного страхового запаса ФФОМС, нормированного страхового запаса ТФОМС для финансирования непрерывного образования специалистов здравоохранения;
- описание возможностей Портала для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в части использования функционала Личного кабинета регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья (далее - ЛК РОИВ), в том числе при формировании показателя, результата "Число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, тыс. человек нарастающим итогом";
- сведения о функционале Личного кабинета медицинской организации-работодателя и его значении для повышения вовлеченности специалистов здравоохранения в непрерывное образование;
- актуализированный перечень нормативных документов, регламентирующих допуск к профессиональной деятельности и обучение специалистов здравоохранения.
Справочные материалы о системе непрерывного медицинского образования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (Версия 5.0) размещены на Портале в разделе "Для территориальных органов управления здравоохранением" страницы "Справочные материалы".
Консультирование пользователей ЛК РОИВ осуществляется по обращениям в службу поддержки Портала (переход по кнопке "Помощь" из ЛК РОИВ).
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Л.И. Летникова |
Справочные материалы
о системе непрерывного медицинского образования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
Версия 5.0
Москва, 2023
Необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков работников здравоохранения не утрачивает своей актуальности в связи с высокой потребностью современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительным уровнем ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом. Непрерывное медицинское образование (далее - непрерывное образование) обеспечивает медицинским и фармацевтическим работникам возможность совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение всей профессиональной деятельности, а работодателям и органам управления здравоохранения - возможность гибко регулировать подготовку работников здравоохранения в соответствии с потребностями медицинской организации и региона в целом.
Виды образовательной активности и образовательные элементы в непрерывном образовании
В процессе внедрения непрерывного образования сформировался перечень образовательных элементов, соответствующих основным видам образовательной активности специалистов здравоохранения (схема 1):
дополнительные профессиональные программы повышения квалификации ("формальное образование");
образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций: конференции, вебинары, мастер-классы и т.п. ("неформальное образование");
онлайн-курсы, в том числе интерактивные образовательные модули ("самообразование").
Схема 1. Соответствие образовательных элементов непрерывного образования видам образовательной активности
Непрерывное образование в подготовке работников здравоохранения к процедуре допуска к профессиональной деятельности
Освоение образовательных элементов непрерывного образования играет важную роль при подготовке специалистов здравоохранения к процедуре повторного допуска к профессиональной деятельности - периодической аккредитации (схема 2).
Схема 2. Допуск к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации
------------------------------
*- в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 года N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием ", для специальности "Управление сестринской деятельностью" предусмотрена подготовка в магистратуре по направлению подготовки "Управление сестринской деятельностью" или (до 1 января 2022 года) - магистратура по направлению подготовки "Общественное здравоохранение" после высшего образования "Сестринское дело" (уровень бакалавриата).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов ", для допуска к периодической аккредитации специалист здравоохранения должен представить в Федеральный аккредитационный центр высшего медицинского образования, высшего и среднего фармацевтического образования, а также иного высшего образования или Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, сформированное с использованием федерального регистра медицинских и фармацевтических работников. Портфолио включает отчет о профессиональной деятельности и сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарным сроком освоения не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет" суммарным сроком освоения не менее 144 часов, из которых не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации.
------------------------------
Таким образом, действующая нормативно-правовая база предусматривает в качестве одного из вариантов включение в вышеуказанное портфолио образовательных элементов, относящихся к "неформальному образованию" и "самообразованию".
С 2022 года созданы условия для участия в непрерывном образовании медицинских работников с высшим профессиональным (немедицинским) образованием после прохождения ими первичной специализированной аккредитации. В частности, разработан функционал Портала, позволяющий формировать образовательные траектории по должностям указанной выше категории работников.
Возможности Портала edu.rosminzdrav.ru в обеспечении непрерывного образования специалистов здравоохранения
С 2016 года инструментом управления образовательной активностью специалистов здравоохранения и учета ее результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал), который содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам непрерывного образования. Образовательные элементы Портала доступны зарегистрированным пользователям, которыми могут являться специалисты с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также медицинские работники с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. Портал предоставляет пользователям возможность выбора образовательных элементов с использованием системы фильтров и/или автоматизировано созданных персональных рекомендаций по обучению, формирования заявок на обучение по программам повышения квалификации, освоения интерактивных образовательных модулей. По завершении освоения образовательного элемента результаты отражаются в автоматизировано формируемом портфолио специалиста; система обратной связи дает возможность специалисту оценить освоенный образовательный элемент и/или оставить отзыв о его качестве.
Таким образом, зарегистрированные пользователи схема 3).
Схема 3. Возможности специалиста здравоохранения при работе на Портале
Получить онлайн-консультацию по работе в Личном кабинете специалиста на схема 4).
Схема 4. Онлайн-консультирование и обращение в службу технической поддержки для специалистов здравоохранения
Планирование образовательной активности в рамках системы непрерывного образования специалистов здравоохранения
По результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период. При равномерном распределении, позволяющем специалистам здравоохранения постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики, это составляет около 50 часов (50 ЗЕТ) за год.
Для восполнения пробелов в полученных ранее компетенциях, а также получения новых знаний, умений и навыков наиболее эффективным является обучение по программам повышения квалификации. Поэтому из общего рекомендуемого ежегодного объема обучения примерно в 50 ЗЕТ на долю освоения образовательных программ в рамках "формального образования" рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объем образовательной активности (примерно 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами "самообразования" и "неформального образования" (схема 5).
Схема 5. Рекомендуемый объем и график обучения в непрерывном образовании
Использование средств нормированного страхового запаса фондов обязательного медицинского страхования для финансирования обучения специалистов здравоохранения
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", в качестве одного из источников финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 205н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования", из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
- видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
- должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме 6.
Схема 6. Координация действий при финансировании обучения из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС
Личный кабинет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на Портале edu.rosminzdrav.ru
На Портале схема 7).
Схема 7. Возможности пользователя ЛК РОИВ
Пользователю РОИВ открыты три кабинета:
- ЛК РОИВ ВО - для поиска, назначения и анализа освоения образовательных элементов для персонала с высшим медицинским образованием;
- ЛК РОИВ СПО - для поиска, назначения и анализа освоения образовательных элементов для персонала со средним медицинским образованием;
- ЛК РОИВ НМД - для назначения и анализа освоения образовательных элементов для медицинских работников с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.
Некоторые отчеты объединяют данные из ЛК РОИВ ВО, ЛК РОИВ СПО, ЛК РОИВ НМД.
В частности, с целью гармонизации сведений, предоставляемых субъектами Российской Федерации в отчетах, утвержденных в ГИИС "Электронный бюджет", для формирования показателя, результата "Число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, тыс. человек нарастающим итогом" в ЛК РОИВ создан "Отчет о вовлеченности специалистов здравоохранения в НМО на дату (ВО+СПО). Отчет формируется по состоянию на 00:00 (местное время административного центра субъекта Российской Федерации) первого числа месяца, следующего за отчетным. Выгрузка отчета должна осуществляться в период с 01 по 05 число месяца, следующего за отчетным.
Консультирование пользователей личных кабинетов РОИВ осуществляется по обращениям в службу поддержки Портала (переход по кнопке Помощь из личного кабинета РОИВ).
Личный кабинет медицинской организации-работодателя на Портале edu.rosminzdrav.ru
С конца 2020 на Портале доступен функционал Личного кабинета медицинской организации-работодателя (далее - Личный кабинет работодателя). Условием формирования Личного кабинета работодателя является наличие медицинской организации в Федеральном реестре медицинских организаций (ФРМО) ЕГИСЗ, а также предоставление сведений о своих сотрудниках в Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) ЕГИСЗ. Мотивация подведомственных медицинских организаций к формированию Личных кабинетов работодателя со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья может служить фактором повышения вовлеченности специалистов здравоохранения в непрерывное образование. Информация о порядке формирования Личных кабинетов работодателя, инструкция по подаче заявки, переход в систему электронных заявок, а также часто задаваемые вопросы представлены на открытой части Портала в разделе Организациям: https://edu.rosminzdrav.ru/organizacijam/organizacijam/medicinskim-organizacijam/zayavka-org0/.
Нормативные документы, регламентирующие допуск к профессиональной деятельности и обучение специалистов здравоохранения
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 205н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" в действующей редакции;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 1179 "Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или аккредитацией специалиста";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "1179н"
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 ноября 2021 N 1082н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, формы свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технических требований к нему, а также порядка выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2023 г. N 16-7/2535
Опубликование:
-