В соответствии с подпунктом "и(3)" пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент реализации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 264 "Об утверждении Положения об организации работы по взысканию дебиторской задолженности".
И.о. Министра |
О.Н. Лут |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минсельхоза России
от 04.09.2023 г. N 711
Регламент
реализации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет, пеням и штрафам по ним
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок работы структурных подразделений Минсельхоза России (далее - Министерство) по реализации Министерством полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, являющимся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (далее соответственно - Регламент, дебиторская задолженность).
2. Используемые в настоящем Регламенте понятия:
а) договор - государственный контракт, договор, соглашение;
б) срок погашения дебиторской задолженности - срок, установленный договором или законодательством Российской Федерации, до истечения которого должны быть исполнены обязательства по погашению дебиторской задолженности.
3. Ответственность за своевременный и надлежащий контроль исполнения обязательств перед Министерством, полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, за надлежащее принятие мер, направленных в том числе на ее погашение во внесудебном порядке, несут структурные подразделения Министерства, наделенные полномочиями администратора доходов бюджета соответствующим приказом Министерства, в результате деятельности которых (включая деятельность подведомственных Министерству организаций, закрепленных в установленном порядке за соответствующим структурным подразделением) осуществляется перечисление в федеральный бюджет того или иного источника дохода (далее - кураторы доходов бюджета).
4. Учет дебиторской задолженности ведет Департамент бюджетной политики.
5. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности, в том числе подача исков, представление в установленном порядке интересов Министерства в судах и взаимодействие со службой судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов о взыскании дебиторской задолженности осуществляет Департамент правового обеспечения.
6. Кураторы доходов бюджета в целях осуществления контроля за состоянием дебиторской задолженности ведут реестры дебиторской задолженности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту.
II. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности
7. В целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности, а также выявления факторов, влияющих на ее образование, кураторы доходов бюджета с даты возникновения дебиторской задолженности до момента ее погашения обеспечивают на постоянной основе осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, уплаты пеней и штрафов по ним, в том числе:
а) за фактическим зачислением платежей в федеральный бюджет в размерах и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, договором;
б) за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением графика уплаты платежей в федеральный бюджет, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафов) за просрочку уплаты платежей в федеральный бюджет в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договором;
в) за своевременным начислением неустойки (штрафов, пени);
г) за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей Департаменту бюджетной политики документов для отражения в бюджетном учете.
8. Кураторы доходов бюджета не реже одного раза в квартал обеспечивают проведение мониторинга финансового (платежного) состояния должников, в частности, на предмет:
а) наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
б) наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.
При выявлении вышеуказанных фактов ухудшения финансового (платежного) состояния должников в ходе мониторинга дебиторской задолженности, в отношении которой не проводилась претензионная работа в порядке и сроки, установленные разделом III настоящего Регламента, куратор доходов бюджета принимает меры, предусмотренные разделом III настоящего Регламента.
9. Проведение инвентаризации расчетов с должниками осуществляется в соответствии с Правилами проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минсельхоза России, утвержденными приказом Минсельхоза России от 13 июля 2021 г. N 462.
10. По решению куратора доходов бюджета допускается осуществление иных мероприятий в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности.
III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности в досудебном порядке
11. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности в досудебном порядке проводятся кураторами доходов бюджета в период со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в федеральный бюджет (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию, являются обязательными (даже если они не предусмотрены условиями договора) и включают в себя:
а) направление должнику требования о погашении образовавшейся дебиторской задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);
б) направление (в течение 10 календарных дней со дня истечения установленного законодательством или договором срока на исполнение обязательства) должнику претензии о погашении образовавшейся дебиторской задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации или договором;
в) рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора, предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) направление в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам с учетом требований Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257, уведомлений о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Если исполнение обязательств по договору обеспечивается независимой гарантией или иными предусмотренными законодательством Российской Федерации способами обеспечения исполнения обязательств, взыскание дебиторской задолженности должно осуществляться кураторами доходов бюджета совместно с Департаментом бюджетной политики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет данного обеспечения.
12. При выполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 11 настоящего Регламента, кураторами доходов бюджета должны соблюдаться следующие условия:
а) при расчете суммы требований, указываемой в требовании (претензии), в нее в обязательном порядке включаются суммы неустойки и иных штрафных санкций, предусмотренных договором и (или) законодательством Российской Федерации;
б) указываемые в требовании (претензии) сумма задолженности, а также при наличии расчет неустойки (пени, штрафа) согласовываются кураторами доходов бюджета с Департаментом бюджетной политики;
в) сроки, указываемые в требовании (претензии), должны соотноситься со сроками, указанными в пункте 16 настоящего Регламента;
г) направление должнику требования (претензии) не освобождает кураторов доходов бюджета от осуществления других мер, направленных на погашение дебиторской задолженности, в том числе, но не ограничиваясь проведением переговоров с должником (его представителями) с целью получения причитающейся оплаты во внесудебном порядке (уточнение сроков и порядка погашения дебиторской задолженности с составлением графика погашения задолженности), подготовкой и направлением писем, телеграмм, составлением актов сверок;
д) требования (претензии) и (или) иные обращения по вопросу погашения дебиторской задолженности должны направляться в адрес должника по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо передаваться под роспись уполномоченному на получение претензий лицу (иным способом, позволяющим доказать факт направления и получения требования (претензии)/обращения;
е) кураторы доходов бюджета совместно с Департаментом бюджетной политики осуществляют контроль за исполнением должником требований, содержащихся в требовании (претензии);
ж) в случае неисполнения должником заявленных в требовании (претензии) обязательств в указанный в нем срок или исполнения их не в полном объеме, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
13. Кураторы доходов бюджета контролируют полное и своевременное погашение дебиторской задолженности.
IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности
14. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности включают в себя:
подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу искового заявления в суд;
обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований;
направление исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
15. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности инициируются кураторами доходов бюджета и реализуются Департаментом правового обеспечения совместно с ними.
16. По истечении 30 календарных дней со дня направления требования (претензии), если иные срок и (или) порядок не установлены законодательством Российской Федерации либо договором, а также в случае получения полного (частичного) отказа должника от исполнения заявленных в требовании (претензии) обязательств кураторы доходов бюджета в течение 5 рабочих дней направляют в Департамент правового обеспечения служебную записку о необходимости предъявления иска, к которой прилагаются следующие документы и информация:
а) наименование и местонахождение должника, реквизиты должника (банковские реквизиты, ОГРН, ИНН и пр.), учредительные документы должника;
б) расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных санкций - при наличии), согласованный с Департаментом бюджетной политики;
в) документы, на основании которых возникла просроченная дебиторская задолженность;
г) копии требования (претензии) и иных писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательств с приложением документов, подтверждающих их направление и получение должником;
д) копии ответа на требование (претензию) и других писем должника, касающихся исполнения/неисполнения обязательства;
е) копии актов сверок задолженности;
ж) копии иных документов, имеющих отношение к исполнению/неисполнению должником обязательств.
Указанные в настоящем пункте документы предоставляются в Департамент правового обеспечения в 2 экземплярах, при этом копии представляемых документов должны быть заверены надлежащим образом.
17. Департамент правового обеспечения в течение 10 рабочих дней с даты получения служебной записки от куратора доходов бюджета проводит правовой анализ представленных документов.
18. В случае обоснованности претензии и достаточности представленных документов Департамент правового обеспечения в течение 7 рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 17 настоящего Регламента, обеспечивает подготовку проекта искового заявления и направление его на согласование куратору доходов бюджета и в Департамент бюджетной политики, а в течение 2 рабочих дней с даты согласования проекта искового заявления указанными департаментами - направление искового заявления в суд в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
19. В случае если имеющаяся информация и документы не позволяют обосновать и предъявить иск, Департамент правового обеспечения запрашивает у куратора доходов бюджета недостающие сведения и документы. При необходимости по мотивированному указанию Департамента правового обеспечения куратор доходов бюджета должен повторно направить требование (претензию) в адрес должника или принять иные меры по досудебному урегулированию спора.
20. Увеличение и (или) уменьшение размера исковых требований, изменение предмета или оснований исковых требований, обжалование судебных актов, а также осуществление иных процессуальных прав производится Департаментом правового обеспечения после принятия соответствующего решения куратором доходов бюджета.
21. Передача в Департамент правового обеспечения материалов и документов для ведения судебной работы в отношении должника не освобождает куратора доходов бюджета от работы по обеспечению погашения дебиторской задолженности и от обязанности контроля за исполнением должником своих обязательств.
В случае погашения должником задолженности (полного или частичного), достижения договоренности о погашении долга куратор доходов бюджета незамедлительно направляет в Департамент правового обеспечения соответствующую служебную записку.
22. При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности куратор доходов бюджета оказывает Департаменту правового обеспечения помощь в подготовке документов, представляет по запросу Департамента правового обеспечения подлинники документов, а при необходимости также обеспечивает присутствие в судебных заседаниях своих представителей.
23. О результатах рассмотрения исков по взысканию дебиторской задолженности Департамент правового обеспечения информирует куратора доходов бюджета и Департамент бюджетной политики.
24. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании дебиторской задолженности Департамент правового обеспечения организует взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой и кредитными организациями для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа.
25. Департамент бюджетной политики ежеквартально не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем предоставления информации, а также по запросам представляет в Департамент правового обеспечения информацию о поступлении на счет Министерства средств в счет погашения дебиторской задолженности.
26. Кураторы доходов бюджета в целях осуществления контроля за состоянием дебиторской задолженности после погашения должником задолженности вносят соответствующие изменения в реестр дебиторской задолженности.
Приложение
к Регламенту реализации Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации полномочий администратора доходов
бюджета по взысканию дебиторской задолженности
по платежам в федеральный бюджет, пеням и штрафам по ним
РЕЕСТР
дебиторской задолженности
Наименование должника |
ИНН должника |
Номер/дата документа-основания* |
Наименование дохода |
Сумма задолженности, всего |
В том числе |
|||||
Задолженность с истекшим сроком исковой давности |
Долгосрочная |
Просроченная |
||||||||
Сумма |
Дата возникновения |
Дата исполнения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
* Договор (соглашение), требование, судебное решение и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 4 сентября 2023 г. N 711 "Об утверждении Регламента реализации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет, пеням и штрафам по ним"
Опубликование:
-