Постановление Правительства Пензенской области от 18 сентября 2023 г. N 793-пП
"Об утверждении региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности, а также развития региональной торговли в Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2011 N 2134-ЗПО "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли в Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024 и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на плановый период.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы государственной политики и агропромышленного комплекса.
Председатель Правительства Пензенской области |
Н.П. Симонов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
18.09.2023 N 793-пП
Региональная программа Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
Паспорт региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
Наименование региональной программы |
- |
Развитие торговли в Пензенской области |
Основание для разработки региональной программы |
- |
Закон Пензенской области от 10.10.2011 N 2134-ЗПО "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли в Пензенской области" (с последующими изменениями) |
Наименование заказчика, разработчика региональной программы |
- |
Правительство Пензенской области; Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
Цели региональной программы |
- |
развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики в Пензенской области, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли |
Задачи региональной программы |
- |
создание организационно-правовых условий для обеспечения населения региона товарами Пензенской области и повышение конкуренции в сфере торговой деятельности; создание на территории Пензенской области современной торговой инфраструктуры; развитие многоформатной торговли на территории Пензенской области |
Сроки реализации региональной программы |
- |
2024-2031 годы |
Ответственный исполнитель региональной программы |
- |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
Соисполнители региональной программы |
- |
Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
- |
финансирование мероприятий региональной программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя региональной программы и ее соисполнителей |
Ожидаемые результаты и основные показатели эффективности реализации региональной программы |
- |
формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения; достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; повышение доступности товаров для населения; создание условий для увеличения спроса на товары пензенских производителей; увеличение торговых объектов, оборудованных для посещений лиц с ограниченными возможностями здоровья основные показатели эффективности реализации региональной программы приведены в приложении N 1 к региональной программе |
Порядок организации реализации региональной программы и порядок контроля за ее реализацией |
- |
порядок организации реализации региональной программы и порядок контроля за ее реализацией приведены в разделе 1.4 "Механизм реализации региональной программы и контроль за ходом ее выполнения" описательной части региональной программы |
1. Описательная часть региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
1.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена региональная программа
В настоящее время экономическое развитие Пензенской области представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения, при этом основным параметром успешной реализации региональной политики признается умение действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.
Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни региона и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, продовольственную безопасность и здоровье населения Пензенской области.
Реализация региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области" (далее - региональная программа) направлена на решение следующих проблем:
- недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
- высокая конкуренция с сетевыми предприятиями торговли в ценовом сегменте, ассортименте, представленности производителей товаров и торговых марок;
- большое количество посредников в торговой цепи (от производителя до потребителя);
- недостаточное развитие современной инфраструктуры доступа и информирования для людей с ограниченными возможностями здоровья в сфере объектов торговли.
Торговля и потребительский рынок являются одними из важнейших составляющих экономики и оказывают значительное влияние на качество жизни населения Пензенской области, что очень важно для диверсификации экономики и ее устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
Для развития торговли на территории Пензенской области необходимо оказывать поддержку местным товаропроизводителям. Важным фактором развития торговли и поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, являются проводимые на регулярной основе в Пензенской области ярмарки (сезонные, праздничные, ярмарки выходного дня). Создание брендовых магазинов и торговых мест местных товаропроизводителей - важная задача для развития многоформатной торговли Пензенской области. Ярмарки и брендовые магазины местных товаропроизводителей позволяют сократить цепочку посредников в цепи торговли, способствуя возникновению возможности для потребителя покупать продукцию от товаропроизводителей напрямую. Также развитие ярмарок и брендовых магазинов местных товаропроизводителей способствует снижению цен от товаропроизводителей и повышению покупательской способности населения.
С учетом наличия в системе дистрибуции малых, средних и крупных товаропроизводителей и розничных торговых предприятий различных форматов оптовое звено на территории Пензенской области состоит из трех параллельно работающих систем, обслуживающих свой круг оптовых поставщиков (товаропроизводителей) и оптовых покупателей (потребителей):
- системы оптовых продовольственных рынков, ориентированных на несетевую розницу, предприятия питания и объекты социальной сферы (организованное питание в больницах, школах, детских садах);
- системы распределительных центров торговых сетей;
- системы независимых (не относящихся к торговым сетям) распределительных центров и магазинов мелкооптовой торговли.
На территории Пензенской области достаточно развиты системы оптово-розничной торговли и складской (логистической) инфраструктуры, которые обслуживают свой круг мелкооптовых покупателей и потребителей, и дополнительного развития данного сегмента программным методом не требуется, а работа по развитию дополнительной инфраструктуры строится в рамках отдельных инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов.
В современных условиях развитие торговой инфраструктуры является важным инструментом влияния на экономику региона. Развитая инфраструктура торговли позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать потребительский спрос и, как следствие, положительно влияет на уровень благосостояния населения.
Реализации региональной программы может препятствовать воздействие негативных факторов правового, финансового, административного, техногенного, экологического, геополитического и кадрового характера.
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации региональной программы. Таким образом, возможно увеличение планируемых сроков или изменение целей и задач реализации мероприятий региональной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- привлекать к исполнению положений региональной программы заинтересованные стороны (хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории региона, в том числе крупные "сетевые" компании, общественные организации и формирования, в функции которых входит взаимодействие с торговой отраслью, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей Пензенской области, контролирующие органы);
- систематически проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве.
Техногенные и экологические риски связаны также с природными и климатическими явлениями и техногенными катастрофами как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Геополитические риски связаны с тем, что политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах оказывает большое влияние на развитие экономики Пензенской области.
Для минимизации техногенных, экологических и геополитических рисков в рамках региональной программы предусматривается принятие оперативных мер по информированию о данных угрозах, своевременная разработка оперативных мер и комплекса действий для предотвращения любых негативных последствий, которые могут повлиять на ход выполнения региональной программы, а именно:
- учитывать общедоступное мнение профильных специалистов и меры по решению рисков в указанных областях;
- систематически проводить мониторинг возможных техногенных, экологических и геополитических рисков.
Кадровые риски обусловлены определенным дефицитом высококвалифицированных кадров. Снижение влияния данной группы рисков в регионе предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров в отрасль и переподготовки (повышения квалификации) специалистов.
1.2. Цели и задачи региональной программы с указанием сроков их реализации
Задачами в рамках реализации региональной программы будет оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей в сложившихся экономических условиях, содействовать этому будет региональная программа в срок до 2031 года.
Выполнение комплекса мероприятий региональной программы будет способствовать решению обозначенных проблем, реализации перспективных направлений торговли, что в свою очередь даст синергетический эффект для развития региона на период с 2024 до 2031 года.
1.3. Обоснование ресурсного обеспечения региональной программы. Объем финансирования на стадии разработки региональной программы определяется прогнозно на весь период реализации с разбивкой по годам и исполнителям
Финансирование мероприятий региональной программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя региональной программы и ее соисполнителей.
1.4. Механизм реализации региональной программы и контроль за ходом ее выполнения
Для повышения эффективности исполнения региональной программы необходимы новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, общественных объединений, руководителей производств, ученых, специалистов и всего населения Пензенской области.
В рамках выполнения региональной программы предусмотрен комплекс программных мероприятий, способствующий развитию торговли на территории Пензенской области, направленный на выполнение целей и задач, поставленных региональной программой, и характеризующийся ежегодным выполнением мероприятий.
Порядок организации реализации региональной программы.
Текущее управление и организация реализации региональной программы возлагаются на управление рынка продовольствия и лицензирования Министерства сельского хозяйства Пензенской области.
Обеспечение публичности (открытости) информации о результатах мониторинга реализации региональной программы, программных мероприятий осуществляется в ходе публичных отчетов, докладов, информации в сроки, указанные в приложении N 2 к региональной программе.
Механизм реализации региональной программы предусматривает корректировку программных мероприятий в ходе реализации региональной программы.
Комплекс программных мероприятий, проведение мониторинга региональной программы в соответствии с утвержденными календарными планами работ, контроль за выполнением целевых показателей на плановый период и оценка эффективности оказания государственной, муниципальной поддержки приведены в приложении N 1 и в приложении N 2 к региональной программе.
Контроль за реализацией региональной программы проводится управлением рынка продовольствия и лицензирования Министерства сельского хозяйства Пензенской области в ходе мониторинга комплекса мероприятий в сроки, указанные в приложении N 2 к региональной программе.
1.5. Оценка эффективности реализации региональной программы. Определение эффективности реализации региональной программы производится на всех этапах ее реализации
Комплексная оценка эффективности реализации региональной программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации и включает в себя оценку степени выполнения комплекса программных мероприятий региональной программы.
Показатели региональной программы приведены в приложении N 1 к региональной программе.
Степень выполнения комплекса программных мероприятий региональной программы по окончании ее реализации рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных за весь период реализации региональной программы, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период ее реализации.
2. Показатели эффективности
В число основных ожидаемых результатов реализации региональной программы в соответствии с действующим законодательством входят:
- достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, уровень обеспеченности населения торговой площадью на 1000 жителей в Пензенской области указан в приложении N 1 к региональной программе;
- повышение доступности товаров и услуг для населения, доля проведенных сельскохозяйственных ярмарок в общем количестве ярмарок на территории Пензенской области и доля объектов торговли, обеспеченных доступом для маломобильных групп населения, указаны в приложении N 1 к региональной программе;
- формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (оборот розничной торговли в Пензенской области, темп роста оборота предприятий розничной торговли на душу населения в Пензенской области, доля торговых мест на рынках, предоставленных товаропроизводителям Пензенской области, от общего количества торговых мест, количество мероприятий, направленных на развитие торговли и повышение квалификации специалистов в сфере торговой деятельности, указаны в приложении N 1 к региональной программе);
- создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей;
- удовлетворенность населения предоставляемым сервисом (качеством, культурой), качеством и безопасностью реализуемых на территории Пензенской области товаров и услуг;
- рост оборота розничной торговли;
- увеличение торговых объектов, оборудованных для посещений лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Система программных мероприятий
Перечень конкретных, взаимосвязанных мероприятий с указанием исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования указан в приложении N 1 и приложении N 2 к региональной программе.
Приложение N 1
к региональной программе Пензенской области
"Развитие торговли в Пензенской области"
Показатели региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение показателя (индикатора) по годам |
||||||||||
Отчет 2021 г. |
Отчет 2022 г. |
Оценка 2023 г. |
Плановый период (прогноз) |
||||||||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
2031 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Формирование торговой инфраструктуры | |||||||||||||
1.1. |
Оборот розничной торговли в Пензенской области (по отношению к предшествующему году) |
% |
99,1 |
101,1 |
100,2 |
100,1 |
100,6 |
100,8 |
101,2 |
100,9 |
101,2 |
101,5 |
101,9 |
1.2. |
Темп роста оборота предприятий розничной торговли на душу населения в Пензенской области (по отношению к предшествующему году) |
% |
101,7 |
101,2 |
100,8 |
100,9 |
101,2 |
101,5 |
101,8 |
102 |
102,1 |
102,2 |
102,5 |
1.3. |
Доля торговых мест на рынках, предоставленных товаропроизводителям Пензенской области, от общего количества торговых мест |
% |
45 |
47 |
50 |
52 |
55 |
57 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
1.4. |
Количество мероприятий, направленных на развитие торговли и повышение квалификации специалистов в сфере торговой деятельности |
единиц |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов | |||||||||||||
2.1. |
Уровень обеспеченности населения торговой площадью на 1000 жителей в Пензенской области (по отношению к предшествующему году) |
% |
107,1 |
107,4 |
106,8 |
106,9 |
107 |
107,1 |
107,2 |
107,3 |
107,4 |
107,5 |
107,9 |
3. Повышение доступности товаров для населения | |||||||||||||
3.1 |
Доля проведенных сельскохозяйственных ярмарок в общем количестве ярмарок на территории Пензенской области |
% |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
60 |
61 |
61 |
62 |
62 |
3.2 |
Доля объектов торговли, обеспеченных доступом для маломобильных групп населения |
% |
80 |
83 |
85 |
88 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Приложение N 2
к региональной программе Пензенской области
"Развитие торговли в Пензенской области"
Комплекс программных мероприятий региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
N п/п |
Содержание мероприятия |
Цель |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель, соисполнители и участники региональной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Создание организационно-правовых условий для обеспечения населения Пензенской области товарами и повышения конкуренции в сфере торговой деятельности | ||||
1.1. |
Проведение мониторинга законодательства в сфере торговли. Разработка проектов нормативных правовых актов |
Приведение в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов, регламентирующих торговую деятельность в Пензенской области |
2024-2031 гг. постоянно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
1.2. |
Оказание консультативной и методологической помощи хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли на территории Пензенской области по вопросам организации торговой деятельности |
Повышение уровня грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории региона |
2024-2031 гг. постоянно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области |
1.3. |
Проведение мониторинга состояния экономической (ценовой) доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте |
Обеспечение доступности социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530), доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте, отсутствие ажиотажного спроса |
2024-2031 гг. еженедельно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
2. Создание на территории Пензенской области современной торговой инфраструктуры | ||||
2.1. |
Проведение мониторинга по развитию многоформатной торговой деятельности в части совершенствования схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе мобильной торговли, ярмарочной торговли |
Оптимизация размещения торговых объектов разного формата деятельности и построение эффективной торговой системы на территории Пензенской области |
2024-2031 гг. ежегодно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
2.2. |
Проведение мониторинга по количеству хозяйствующих субъектов и торговых объектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли на территориях муниципальных районов и городских округов Пензенской области |
Учет хозяйствующих субъектов и торговых объектов на территории Пензенской области |
2024-2031 гг. ежеквартально |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
2.3. |
Организация и проведение информационных выставок-презентаций между товаропроизводителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере торговли, в рамках ознакомления с продукцией, производимой в Пензенской области |
Сокращение цепи посредников между покупателем и товаропроизводителем |
2024-2031 гг. ежегодно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
2.4. |
Организация и проведение межведомственных семинаров, круглых столов, форумов, конференций, лекций, вебинаров, совещаний с участием хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, для наиболее эффективного рассмотрения проблемных направлений и решения стратегических задач |
Снижение административных барьеров при осуществлении торговой деятельности хозяйствующими субъектами |
2024-2031 гг. ежеквартально |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
3. Развитие многоформатной торговли на территории Пензенской области | ||||
3.1. |
Проведение совместных семинаров с предприятиями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере торговли на территории Пензенской области, в образовательных организациях для привлечения новых специалистов в торговую деятельность |
Обеспечение условий для создания новых рабочих мест |
2024-2031 гг. ежеквартально |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; Министерство образования Пензенской области |
3.2. |
Обобщение обращений граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли на территории Пензенской области, по вопросам развития торговой деятельности |
Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям |
2024-2031 гг. ежеквартально |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
3.3. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства в сфере торговли в муниципальных образованиях Пензенской области |
Повышение квалификации сотрудников предприятий торговли их конкурентоспособности на рынке труда, повышение профессионального мастерства на основе изучения приемов и методов труда |
2024-2031 гг. ежегодно |
Министерство сельского хозяйства Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 18 сентября 2023 г. N 793-пП "Об утверждении региональной программы Пензенской области "Развитие торговли в Пензенской области"
Вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на плановый период
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 20 сентября 2023 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 сентября 2023 г. N 5800202309200018, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 70 от 27 сентября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 23 августа 2024 г. N 640-пП
Изменения вступают в силу с 26 августа 2024 г.